В этой статье вы найдёте вольные рассуждения на тему того, как появление передовых технологических разработок способно подталкивать людей к формированию эзотерических идей и организации целых религиозных движений. Здесь мы разберём ряд подобных случаев в истории и оценим текущее положение дел на сцене стоящего перед нами прогресса.
С момента разработки телеграфа новые технологии и их, казалось бы, безграничные возможности пробуждают в нас веру в инновации, которые выйдут за грани промышленного и бытового применения.
Научный фантаст Артур К. Кларк стал известен не только своими книгами, такими как «Конец детства», и совместной работой со Стэнли Кубриком над фильмом «Космическая одиссея 2001 года». Он также является автором множества изречений, способных отразить масштабные идеи, например о том, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
К этому заключению легко прийти в творческих проектах, когда мы наблюдаем пересечение научной фантастики и фэнтези в RPG-проектах, таких как Shadowrun, или даже во франшизе Star Wars. Здесь в едином контексте сюжета мы встречаем и высокотехнологичные космические корабли, и великую Силу, которая своей фантастичностью превосходит любые технологические достижения.
Аналогичным образом тот факт, что мы не понимаем в точности принцип работы продвинутых технологий, подталкивает нас к «магическому мышлению», которое напоминает мне известное изречение из фильма A Dog’s Will: «Не знаю как, но оно работает». Это то чувство, которое некоторые из нас испытывают, когда речь идёт о новых разработках в сфере ИИ, таких как ChatGPT.
В своей статье инженер Набил Алуани как раз раскрывает эту идею: хайп вокруг ChatGPT, будь то версия 3 или 4, не особо связан с тем, на что фактически способен этот инструмент. Когда речь заходит о моделях машинного обучения, то между маркетинговыми обещаниями и фактической функциональностью возникает множество расхождений.
Алуани предполагает, что даже если инженеры заявляют, что не понимают в точности происходящие в этих «моделях» процессы, то они всё равно прекрасно знают, как работает технология в целом:
«Это как кататься на велосипеде. Вы не можете в точности описать поведение каждой клетки вашего тела, но понимаете, что суть в сохранении равновесия».
В случае таких моделей, как ChatGPT, лежащая в их основе технология как бы представляет некий «пастиш», то есть имитирует работу других людей, создавая на основе этого новый контент. По мнению Алуани, можно сказать, что ChatGPT «компонует слова, формируя правдоподобные ответы на основе паттернов текста, взятых из интернета. Ключевое слово здесь “правдоподобные”».
Не так давно я прочла книгу Джеффри Сконса Haunted Media. Она вышла ещё в 2000 году, но до сих пор остаётся актуальной. В ней исследователь разбирает, как с момента изобретения телеграфа и до появления интернета люди связывали эти новейшие технологии со сверхъестественными или даже магическими событиями в культурном и социологическом смысле.
К примеру, Сконс отмечает, насколько революционным стало изобретение телеграфа, который, по сути, превращал слова в электричество для передачи по проводам, связывая таким образом удалённых друг от друга людей – сначала только в США, а затем и по всему миру. Такая трансформация способов коммуникации заставила общество задуматься о возможностях общения с другими мирами и измерениями. Причём эта идея дополнительно усилилась с изобретением радио, так как теперь информация уже «передавалась по воздуху» радиоволнами.
По мнению Сконса, неспроста вскоре после изобретения телеграфа и азбуки Морзе появилось духовное движение спиритуализма. Основатели этого движения, сёстры Фокс, заявили о возможности общения с духами через постукивание – одно постукивание означало «да», а два – «нет». Это очень напоминает принцип работы азбуки Морзе. Сёстры Фокс путешествовали по миру, демонстрируя свои паранормальные способности, пока люди в конечном итоге не преисполнились скептицизма относительно их идей. Одна из них опубликовала письмо, в котором признавала всю их деятельность фарсом, правда, потом от этих слов отказалась.
Спиритический сеанс
Но сёстры Фокс были не единственными. О своих психических и медиумических способностях, проявляемых во время сеансов, заявляли и другие люди. Термин «медиум» особенно интересен, если учесть, что эти люди активизировались именно в периоды появления новых средств коммуникации. Слово «медиа», которое мы иногда используем в качестве синонима для средств коммуникации, фактически представляет множественную форму слова «медиум», означающего «средство», а значит некое устройство (или человека), выступающего связующим посредником.
Радио является средством, передающим волны и преобразующим их в звук, аналогично тому, как ручка передаёт идею, преобразуя её в картинку или текст на ещё одном посреднике – бумаге. Суть в том, что слово «средство» имеет очень широкий спектр интерпретаций. Мы же для упрощения сконцентрируемся только на представлении «средств» как инструментов коммуникации, подразумевая телеграф, радио, ТВ, интернет и так далее.
Константин Раудив и его радиоустройство для перехвата сообщений духов из эфира
Сконс описывает, как средства коммуникации, в частности радио, привели к появлению направления DXing. DXing – это про радиолюбителей, которые настраивали собственные станции для перехвата удалённых радиосигналов. В некоторых случаях, например у Константина Раудива и Ханса Бендера, такой вид исследования получил название «феномен электронного голоса» (англ. Electronic Voice Phenomenon, EVP). В нём учёные изучали возможность перехвата с помощью радио голосов из «эфира».
Позднее аналогичная идея была воплощена в фильме Стивена Спилберга «Полтергейст», по сюжету которого девочку из семьи похищают существа, которые изначально установили с ней связь через ненастроенный телевизор. Точно таким же способом эта девочка продолжает общаться с родителями, находясь в электронном «потустороннем» пространстве. Тем временем, исследователи паранормальных явлений настраивают в их доме специальное оборудование для мониторинга возможных электрических возмущений.
И хотя это может показаться чем-то из разряда фантастики в стиле «Охотников за привидениями», правда такова, что в реалити-шоу, например «По следам призраков», до сих пор показывают исследователей паранормального, которые с помощью различных технических устройств измеряют присутствие сверхъестественных сил в местах, считающихся населёнными духами. Если почитать описание этого шоу в Wikipedia, то там оно классифицируется не как фантастика, а как реалити-шоу про паранормальные явления.
Суть в том, что со временем правдоподобность призраков для аудитории упала, в связи с чем их заменили более реалистичными пришельцами. Известная радиопередача War of the Worlds, которую вёл Орсон Уэллс, как раз демонстрирует эту замену, идея которой до сих пор развивается с учётом обширных спекуляций о том, что Пентагон может скрывать секретные данные об НЛО.
Распространённая демонстрация того, как может выглядеть Аштар Шеран, один из лидеров Ashtar Command. И хотя это верование в основном укрепилось среди адептов Нью Эйдж, о контактах с внеземным существом также заявляется в учении Сайентологов, где описывается некий Xenu
Помимо Спиритуализма и Спиритизма, подобный «ченнелинг» сообщений начали использовать в качестве аргумента и другие религии, но на этот раз сообщения поступали уже от внеземных сущностей. Известным примером тому стало бразильское движение Cultura Racional (рациональная культура) — религия, совместившая в себе уфологию и идеи движения умбандо. Она также стала одной из основных тем творчества певца Тима Майя в определённый период его жизни. Кроме того, в 1977 году произошёл инцидент, в котором очередной представитель Ashtar Command предположительно прервал телевизионную трансляцию, чтобы передать аудиопослание человечеству.
И вот мы, наконец, приближаемся к современности, когда вокруг возникают новейшие технологии, являющиеся ещё более «абсурдными», чем телевидение и радио – к примеру, искусственный интеллект и виртуальная реальность. Сконс упоминает в своей книге некоторые из этих достижений, также указывая, что 90-е стали периодом зарождения этого «религиозного» восприятия интернета (конкретнее говоря, киберпространства) как новых рубежей для трансцендентного.
Аналогично тому, как в историях 19-го века рассказывалось о влюблённых, встречавшихся в наполненном радиоволнами мире эфира, мы начали представлять себе избавление от собственных физических тел посредством интернета, за чем последовала публикация таких книг, как The Pearly Gates of Cyberspace, Cyberia, The Age of Spiritual Machines и из последнего – «Homo deus: краткая история будущего». Трансгуманизм, в частности его направление «Экстропианство», особенно заинтересовано в этом переходе от биологического тела к его технологической и кибернетической альтернативе.
Наблюдая, как деятели вроде Илона Маска стремятся к развитию искусственного интеллекта, созданию нейронных имплантов и автономного транспорта, мы можем задаться вопросом, действительно ли всё это связано с технологическим прогрессом, или же перед нами зарождается очередное религиозное суеверие, в котором технология становится эзотерическим катализатором. В таком случае, если учесть все эти пересечения истории развития технологии и идей о сверхъестественном, существование религий вроде церкви трансгуманизма или ассоциации христиан-трансгуманистов уже не удивляет.
Так что вопрос здесь в том, в какой степени та шумиха, которую мы разводим вокруг новых технологий, связана с религиозными чувствами, а в какой действительно является научно обоснованной. Или, лучше сказать, можем ли мы руководствоваться аргументом о возможности того или иного, если взять в качестве переменной время. Я имею в виду, что, к примеру, наши предки из 12-го века вряд ли сочли бы рассказы о существовании современных технологий правдоподобными. В конце концов даже ChatGPT демонстрирует результаты, которые выглядят разумными, но со слов Алуани являются пастишем.
В последнее столетие примирение технологии с магией и религиозными верованиями стало трудным как никогда. Возможно, мы входим в новую эпоху чародейства, но теперь в её основе будет лежать уже кибернетическая магия.
Автор: Дмитрий Брайт