Планшет для пожилых. Часть вторая

в 9:42, , рубрики: accessibility, android, интерфейсы, ограниченные возможности, Оценка и экспертиза IT-проектов, пожилые люди, метки: , , ,

В предыдущем посте я писал о проблеме использования пожилыми людьми современных цифровых устройств. Заинтересованная реакция Хабра развеяла последние сомнения в том, что это действительно общая проблема, а не моя idée fixe, возникшая на основе частных наблюдений.

В комментариях к первому посту упоминались несколько продуктов, ориентированных на использование пожилыми людьми. Да, подобные продукты существуют, но ни один из них не решает проблему. Мы сейчас тоже работаем над реализацией такого приложения и, по моему мнению, продвинулись дальше имеющихся аналогов.

А теперь всё по порядку. Начнём с того, что внимательно посмотрим на существующие решения. Что предлагает пожилым людям современная ИТ-индустрия? К настоящему моменту неоднократно предпринимались попытки облегчить пожилым людям и людям с ограниченными возможностями взаимодействие с компьютерами. В первую очередь следует упомянуть ведущих производителей массовых операционных систем: Microsoft, Apple и Google. Все они пошли по одному и тому же пути: дали возможность в большей или меньшей мере корректировать интерфейс, оставив незыблемыми базовые принципы организации данных и управления.Планшет для пожилых. Часть вторая Применимость такого подхода сильно ограничена: он облегчит жизнь лишь тем людям, которые не могут стандартным образом пользоваться компьютером из-за какого-то физического ограничения (хуже видят, хуже слышат, не справляются с «мышкой»). Для пожилых же людей одной из главных проблем, как я уже упоминал в предыдущей статье, является изучение и освоение принципов организации информации и принципов управления устройствами. У современных активных людей ознакомление с этими принципами не вызывает никаких затруднений, а вот люди, которые обо всем этом слышали мало или не слышали вовсе, на каждом шагу сталкиваются с трудностями освоения нового, и с очень большой вероятностью эти трудности становятся для них неразрешимыми.

Тот же подход «сделаем кнопки побольше и звук погромче» характерен и для крайне немногочисленных (и, кстати, не очень популярных) специализированных компьютеров и приложений для пожилых: Lexibook Tablet Serenity Ultra, продукты Telikin, Biglauncher, in-Touch, WOW!Computer, Tapestry и т. п. Их проектировщики и производители тоже фокусируют усилия на примитивизации интерфейса при сохранении базовой логики операционных систем.

Такие полумеры, которые из возрастных изменений лишь частично учитывают соматические, но абсолютно не принимают в расчёт изменения ментальные и психологические, крайне неэффективны.

Можно провести аналогию с автомобилем:Планшет для пожилых. Часть вторая если водитель – очень пожилой человек, то, его поведение в плотном трафике будет плохо предсказуемым даже при том, что у этого пожилого человека хорошие очки и слуховой аппарат. Это известная проблема, легшая в основу, например, серии “Grey Dawn” 7-го сезона сериала “South Park”, и для решения которой в некоторых странах ведутся разработки специальных автомобилей для пожилых людей, например, Ropits в Японии или iOn в Англии.

Автомобили для пожилых – дело нужное, но ведь применений ИТ в повседневной жизни гораздо больше, и старому человеку, который уже не сможет ездить даже на самом продвинутом авто, ещё долгое время будет интересна разнообразная информация, хранящаяся в цифровом виде: фотографии, книги, музыка, фильмы и т.п.

Очевидно, что в ИТ-сфере назрела необходимость создания такого недорого программно-аппаратного устройства, которое обеспечит пожилым людям и людям с ограниченными возможностями доступ к мультимедийной информации, учитывая при этом следующие особенности целевой аудитории:Планшет для пожилых. Часть вторая
• трудности с изучением нового, в особенности, если это новое лежит вне привычной сферы интересов данного человека;
• неуверенность в своих силах и слабая психологическая устойчивость;
• слабое зрение;
• слабый слух;
• ограниченность в движениях кистей и пальцев рук ввиду заболеваний или травм суставов;
• плохая мелкая моторика мышц рук;
• возможное бездействие одной из рук (последствия ранения, травмы или инсульта).

Осознав это, мы решили сделать такое устройство и активно занялись проектированием и разработкой прототипа.

Мы спроектировали программно-аппаратное решение, которое обеспечивает людям с ограниченными возможностями доступ к цифровой информации естественным для них, интуитивно-понятным способом, учитывающим, в частности, возможные ограничения слуха, зрения, памяти и движений. На текущем этапе мы работали над приложением для стандартного Android-планшета, которое призвано упростить пожилым людям использование цифровой информации, поэтому для определённости в дальнейшем будем называть наше решение «Планшетом для пожилых» (ПП).

Представление информации в ПП, а также логика её поиска и доступа к ней основываются на метафорах привычных объектов (книг, пластинок, журналов, фотографий и т. п.) и действий с ними. Таким образом, для пользователя логика работы с цифровым контентом становится максимально простой и близкой к привычной логике работы с аналогичной нецифровой информацией. Здесь уместно упомянуть о том, что совсем недавно Apple объявила об отказе от скевоморфизма в iOS7. Планшет для пожилых. Часть втораяТак, в борьбе с неоправданной натурализацией интерфейса, вместе с водой был выплеснут и ребёнок. Если вспомнить, что Microsoft покончила со скевоморфизмом ещё раньше Apple, при переходе к Windows 8, становится понятно, что у пожилых людей остаётся всё меньше шансов осваивать компьютерную технику и активно пользоваться ею.

Мы же настаиваем на сохранении разумного уровня схожести ИТ-объектов с их материальными прототипами – эта одна из составляющих реализации для пожилых людей ИТ-метафор реального мира. Реализованные в ПП метафоры привычных объектов и действий с этими объектами дополняются метафорами управленческих воздействий на ПП. Важным решением, реализованным в ПП, является отказ от представления данных в виде привычной для пользователей компьютерной техники древовидной структуры и от столь же привычной подачи последовательности управляющих действий как пути в графе.

В ПП мы полностью отказались от ввода данных посредством клавиатуры.

Учитывая, что достаточно часто пожилой человек или инвалид может нажимать на что-то в той или иной мере случайно (ошибся, отвлекли, не в ту кнопку нажал), ПП спроектирован таким образом, чтобы максимально оградить человека от попадания в неожиданную для него ситуацию, которая может вызвать серьёзный дискомфорт и даже панику.

Теперь о реализации. Мы планировали самостоятельно сделать красивую предпродажную версию ПП, однако не всё получилось так, как задумывали, и сейчас мы поняли, что сами с поставленной задачей не справляемся.

Изучив проблему и проанализировав пути решения, мы подготовили техзадание на первую версию ПП. Затем сделали прототип, но стало очевидно, что он не представляет ценности без правильного дизайна. Обращались к нескольким UI-дизайнерам, предлагавшим красивые дизайны, но ни у одного из них не получился дизайн, отвечающий потребностям и предыдущему опыту пожилого человека. Сейчас понимаем, что необходим хороший UX-дизайнер, которого нам найти пока не удалось.

Кроме того, появилось понимание того, что в паре с UX-дизайнером должен поработать геронтопсихолог. В нашем ТЗ мы максимально постарались избежать всего, что могло бы оттолкнуть пожилого человека от использования ПП. Геронтопсихолог поможет отшлифовать наши решения, а вместе с UX-дизайнером они предложат такие изменения в ТЗ, чтобы ПП не только не отталкивал, но стал привлекательным для пожилых пользователей.

Мы начали переговоры с одним из российских производителей электроники о проектировании технической части специального планшета для пожилых (речь, в основном, идет о техническом дизайне).

Самое главное в этом проекте — заложенные в него концепции и красивая реализация. Концепции проработаны и зафиксированы в ТЗ. Остаются две потребности, которые мы не можем реализовать своими силами. Для того, чтобы из имеющихся наработок «сделать конфету» или, другими словами, довести ПП до тиражируемого образца, нам сейчас необходимо:
1. Привлечь узких специалистов (UX-дизайнера и геронтопсихолога).
2. Привлечь внешнее финансирование.

Мы работаем над этим сами, однако я буду благодарен Хабрасообществу за помощь: конкретные идеи, предложения и контакты, которые могут оказаться полезными.

Автор: InrecoLAN

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js