Наш спикер и экс-CTO Слёрма Марсель Ибраев почти год живёт и работает системным инженером в Абу-Даби. Мы поговорили с Марселем, и он рассказал:
-
Как прошёл собеседование на иностранном языке, хотя его английский и сейчас далёк от идеала, а до переезда в ОАЭ был ещё хуже.
-
На какую зарплату не стоит соглашаться айтишнику, который собирается жить в Эмиратах.
-
Про квартиру в ЖК с бассейном на крыше и конские ценники в больницах.
Дисклеймер. В статье Марсель опирается исключительно на опыт своей семьи и знакомых. Материал никак не связан с политической ситуацией и событиями, которые происходят в мире.
Передаём слово Марселю.
Мы посетили 20 стран, но нигде не появилось желания остаться пожить
Мысли, что было бы неплохо пожить за рубежом, у нас с женой появились ещё в 2019 году, во время тура по Европе. Хотелось расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми, прокачать иностранный язык. Ещё одной целью был профессиональный рост. Меня интересовало, как в зарубежных компаниях работают вещи, которые используем мы, и как решаются проблемы, которые есть у нас.
Но переезд никогда не был первоочередной задачей. Будь оно так, я бы, конечно, и английским плотнее занялся, и страну тщательнее выбирал. Мы просто путешествовали и приценивались: «Хотим тут жить или нет?» За 2019–2022 годы посетили около 20 стран. Везде оказалось прикольно и весело, как туристам, но нигде не возникло желания остаться жить, хотя на некоторые страны я рассчитывал.
Например, возлагал большие надежды на Черногорию, но она не зашла. Не хочу никого обидеть: мне показалось, что Черногория — одна большая деревня. Она понравится тем, кто не любит городскую суету. Я же всё-таки привык к большей движухе.
Про вакансии в зарубежных компаниях спрашивал у знакомых
Так как мы не спешили с переездом, я не торопился искать новую работу. Иногда спрашивал про вакансии у русскоговорящих знакомых, которые работали в небольших европейских компаниях, и мне скидывали варианты.
Само собой, я обращал внимание, сколько предлагают денег. Чаще всего сумма была либо такая же, какую получал я, либо чуть выше, поэтому эти варианты мне не подходили. В Европе не очень большие зарплаты (конечно, зависит ещё и от страны) и высокая стоимость жизни. Я знаю примеры ребят, которые очень хорошо жили в России, а после переезда их уровень жизни снижался. Я не противник такого выбора, но для моей семьи он не подходил.
Скорее всего, зарплата в крупной международной корпорации была бы намного больше, но с моим английским Google или Amazon я даже не рассматривал. Я знал язык где-то на уровне A2: помнил основные правила и времена, мог более или менее понять простые вопросы и криво, косо, запинаясь ответить. В работе иностранный нет-нет, да пригождался. И когда я был инженером в девопс-аутсорсере Southbridge, и позже, когда стал CTO и спикером Слёрма. Мы планировали выйти на зарубежный рынок, поэтому я пытался учить английский и самостоятельно, и с преподавателем. Но силы воли надолго не хватало. В общем, с моим уровнем пройти собеседование на иностранном языке казалось нереальным.
Про G42 Cloud, которая находится в Абу-Даби, мне рассказал товарищ. Я поспрашивал его про работу и жизнь в ОАЭ.
Было много предрассудков об Эмиратах: чуть что, там сразу отрубают руку, все ходят в парандже, нет ни свинины, ни алкоголя. Я не понимал, что некоторые коллеги делают в ОАЭ уже 3 года.
Рассказ про страну и компанию понравился. Я узнал, что G42 Cloud строит облако, которым могут пользоваться внутренние заказчики Эмиратов. Это звучало круто — захотелось там поработать. Конечно, в ОАЭ есть зарубежные облачные сервисы, например AWS. Но государству требовалась внутренняя платформа, ведь хранить данные в чужих облаках, во-первых, опасно, во-вторых, противозаконно.
Через моего товарища я передал резюме в G42 Cloud. Скажу честно, ни на что не рассчитывал. Мой английский всё так же хромал, а желание переехать не занимало первых мест в списке задач. Но как говорится: «Не можешь идти к цели — ложись и лежи в её направлении». 😊
В январе 2022 года меня пригласили пройти первое онлайн-собеседование. Как раз в это время мы с женой были в Абу-Даби и изучали страну. Эмираты приятно удивили, я избавился от многих заблуждений.
Собеседование на английском прошло неловко: я много мычал, кряхтел, подолгу подбирал слова
Перед собеседованием я по-русски написал ответы на общие вопросы, которые задают, чтобы узнать опыт кандидата: «Расскажите о вашем самом крутом проекте» и прочие. Через Google Translate перевёл на английский, проверил перевод, насколько хватило знаний, и научился пересказывать этот текст, более или менее не запинаясь. Ответы на технические вопросы не готовил: их трудно предугадать — они зависят от компании.
Собеседование состояло из двух этапов: первый — с техлидом, второй — с менеджером. Каждый длился час-полтора. Я внимательно слушал вопросы, вылавливал из них ключевые слова, чтобы понять, что спрашивают, и отвечал. В целом, было очень неловко. Я много мычал, кряхтел, подолгу подбирал слова.
Когда оба этапа закончились, я подумал, что не прошёл. Во-первых, из-за уровня языка. Во-вторых, не смог достойно ответить на пару-тройку технических вопросов.
В Слёрме и Southbridge я уже несколько лет работал на менеджерских должностях, иногда подключаясь к проектам как RND. Единственное, в чём старался сохранять компетенцию — Kubernetes, ведь я преподаю на курсах по K8s. Linux, сетевой стек, настройки ядра, строение пакетов — то, что я изучал лет 10 назад, когда занимался FreeBSD и настраивал интернет-шлюзы. Многое забылось.
Однако через неделю пришёл оффер: меня пригласили системным инженером в команду баз данных (Database Team). Я был удивлён, но с радостью принял предложение.
Мне кажется, я получил работу благодаря нескольким факторам. Во-первых, так сошлись звёзды: проект развивался стремительно, а рук не хватало. Чтобы как можно быстрее найти людей, процесс найма упростили: оставили двухэтапное собеседование, а тестовое задание убрали. Во-вторых, думаю, не последнюю роль сыграла рекомендация моего товарища. Ещё, возможно, сработали мои харизма, подача и искреннее желание.
Резидентство ОАЭ, Emirates ID и клиренс
Коллеги из России рассказывали, что у них на переезд ушло 2–3 месяца. У меня история немного затянулась: оффер я получил в середине января 2022 года, а переехал только в середине мая. Первая причина — личные обстоятельства, вторая — долгое оформление резидентской визы и остальных документов.
Население ОАЭ на 80% состоит из экспатов — людей, которые приехали в страну по рабочему контракту. К ним относятся строго. Чтобы официально жить и работать в Эмиратах, нужно получить резидентскую визу и Emirates ID. Плюс ко всему — наша компания работает с государственными подразделениями, в том числе военными. Это обязывает сотрудников проходить клиренс (clearance) — проверку службой безопасности.
Резидентская виза в ОАЭ — это аналог вида на жительство (ВНЖ). Есть много способов её получить. Например, устроиться в Эмиратах на работу, как в моём случае. Я могу находиться и работать в стране, пока действует контракт. У меня он на два года. Для оформления резидентской визы потребовалось легализовать — перевести на арабский и заверить у нотариуса — кипу документов: паспорт, свидетельство о браке, диплом и т. д.
Ещё я получил Emirates ID — удостоверение личности, которое должно быть у всех проживающих в Арабских Эмиратах. Emirates ID выглядит как пластиковая карточка с личными данными, чипом и идентификационным номером из 15 цифр. Emirates ID выдан также на два года.
Проверка службой безопасности — клиренс — заняла месяц. Я слышал, бывает и дольше. Моего участия не потребовалось: меня не вызывали в кабинет без окон и не тестировали на детекторе лжи. Служба безопасности всё сделала сама. Клиренс проводится не только при приёме на работу, но и при продлении контракта. Никто не знает, как служба безопасности проверяет сотрудника и по каким причинам можно не пройти. Но, если «завалить» клиренс, придётся покинуть страну.
Зарплаты и бонусы: обычный системный инженер может получать в месяц от 7 тысяч долларов
Мне кажется, в ОАЭ легче найти высокооплачиваемую работу в IT, чем в России или Европе. Причём я говорю про рядовые должности. Обычный системный инженер уровня мидл может здесь получать в месяц от 7 тысяч долларов на руки. Ещё раз — это зарплата не менеджера или тимлида, а простого инженера. Не знаю, как сейчас, но 2–3 года назад, когда я мониторил рынок Европы, найти такое предложение было крайне сложно.
Однако столько платят далеко не везде. Множество эмиратских компаний готовы предложить сильно меньше — 3–4 тысячи долларов. С учётом аренды жилья это очень маленькая сумма даже для одного человека. Возможно, плюсом будут идти бонусы: корпоративная связь, компенсация каких-то трат. Но плюшки несильно помогут. Скорее всего, уровень жизни у того, кто согласится на такую зарплату, упадёт, потому что в Арабских Эмиратах высокие цены почти на всё. Правда, мои коллеги из Москвы говорят, что тут недорого: они примерно столько же тратили в столице. Я из провинции, и для меня здесь дороже: на продукты уходит на 20–50% больше, чем на родине.
В общем, ехать в Арабские Эмираты из России за 3 тысячи баксов я бы точно не стал даже ради опыта. Оптимально соглашаться на зарплату от 5–6 тысяч долларов на руки — для одного уже более или менее. С 7–8 тысяч получится даже неплохо откладывать.
Наша компания предлагает зарплату выше рынка. Плюс помогает с переездом и оформлением документов; компенсирует траты на мобильную связь, аренду, садик или школу и много ещё чего; предоставляет отличную медицинскую страховку для всей семьи. Моя жена рожала в одной из лучших клиник Абу-Даби. Расходы на роды точно перевалили за миллион рублей, и страховка их полностью покрыла.
Вообще, без страховки в ОАЭ делать нечего. Здесь очень хорошая, но крайне дорогая медицина, которая может полностью съесть зарплату. В больницах — современное оборудование и квалифицированные врачи, но конские ценники. Чтобы вы понимали: мы не успели оформить ребёнку страховку и плановый осмотр у педиатра, который длился три минуты, встал нам в 12 тысяч рублей.
Квартиры в 95% случаев сдаются без мебели
После приезда в Абу-Даби мы два месяца жили в отеле. Первый месяц оплачивала компания, второй — сами. Нам хотелось спокойно выбрать квартиру, обустроиться и въехать.
Найти жильё в Эмиратах не проблема — здесь есть варианты на любой вкус и кошелёк. Однако стоит иметь в виду, что снять квартиру дешевле 50–60 тысяч рублей в месяц вряд ли получится. За 20–30 тысяч можно арендовать разве что комнату на окраине.
Ещё один важный момент — в 95% случаев квартиры сдаются без мебели. Есть кухня и санузел, а остальное: кровать, стол, стулья, телевизор — покупают жильцы. Когда съезжают, просто всё распродают.
Мы искали жильё через сайт Property Finder. Довольно быстро выбрали «еврооднушку» — квартиру с одной спальней и кухней-гостиной — в отличном ЖК, где на крыше расположены парк, несколько бассейнов, в том числе подогреваемые, корты, баскетбольные и футбольные площадки, сквош, сауна и ещё куча всего. Мы подписали договор с риелтором и заплатили security-депозит около 100 тысяч рублей. Если с квартирой всё будет в порядке, при выезде нам вернут всю сумму депозита. Если мы что-то сломаем или испортим, из него вычтут стоимость ремонта.
Частота арендной платы зависит от договорённостей с арендодателем. Коллеги рассказывали, что кто-то оплачивает аренду раз в два месяца, а кто-то договорился о скидке и заплатил сразу за год проживания. Мы платим за квартиру раз в квартал около 250 тысяч рублей. Для Эмиратов это очень хорошее соотношение цены и качества.
Безопасные улицы и плохая колбаса: общие наблюдения о жизни в ОАЭ
Эмираты немного отстают от России в плане цифровизации. У нас есть Госуслуги. Многие их хают за то, что они постоянно падают. А я считаю, что это одна из лучших вещей в России. Когда множество вопросов можно решить не выходя из дома — это обалденно. Пожив в Эмиратах, я начал ценить такую возможность.
В ОАЭ есть свой госпортал — он покрывает часть бюрократических забот. Но, когда в ноябре прошлого года у меня здесь родился ребёнок, пришлось побегать по разным организациям, чтобы оформить на него документы.
Запомнилась миграционная служба Абу-Даби. Это целый мини-город с КПП, обнесённый высоким забором с колючей проволокой. Когда я оказался внутри, увидел на асфальте линии разных цветов: зелёную, красную и жёлтую. Я не понимал, для чего они, пока на одной из стоек не сказали: «Вам в другой корпус. Выйдете из этого и идите по жёлтой линии». Я быстро нашёл нужное здание.
Высокий уровень безопасности. По данным сервиса NUMBEO.com, Абу-Даби — самый безопасный город в мире. Это правда ощущается: можно спокойно гулять ночью, оставлять вещи в общественных местах. Здесь запрещено находиться пьяным на улице. На каждом шагу камеры: если что-то сотворишь, быстро вычислят. В лучшем случае отделаешься штрафом, в худшем — выдворят из страны. К слову, штрафы огромные. Пересечение стоп-линии на красный, скорее всего, засчитают как проезд на запрещающий сигнал светофора и либо впаяют штраф в 50 тысяч рублей, либо заберут машину на штрафстоянку на месяц.
А вот руки в ОАЭ никому не рубят, и в целом страна с каждым годом становится лояльнее к проявлению европейской культуры. Здесь я себя ни коим образом не ощущаю ущемлённым.
Климат Арабских Эмиратов — это одновременно и плюс и минус страны. С мая по октябрь здесь ад: температура доходит до +50 и выше. Летом люди не гуляют, а перемещаются от кондиционера к кондиционеру. Хотя мы с коллегами умудрялись гулять. Выходили поздно вечером и кружили по району час-полтора. Влажно, неприятно, но терпимо.
Поздней осенью, зимой и ранней весной здесь прекрасно. В феврале днём температура держалась в районе 22—25 градусов — можно ходить в футболке. Иногда случались ветреные дни и нужно было надевать кофту или ветровку, но это редко.
В ОАЭ есть те же продукты, что в России. Вопреки расхожему мнению, в Эмиратах можно найти и свинину, и алкоголь. Выпивку продают в специальных магазинах, а свинину — в обычных, только она хранится в закрытых прилавках.
Заметил, что здесь очень плохая местная колбаса. Мы раза 3–4 пробовали разные сорта колбас и сосиски — кошмар какой-то. Не знаю, из чего её делают, но есть невозможно. То же касается мясных полуфабрикатов — пельменей, фарша и прочего — всё ужасное. Наша колбаса — российская, казахская — сильно вкуснее.
В Эмиратах классно, но уровень сервиса хромает
Я не призываю валить из России. У нас много классного. В России круто прокачана банковская сфера, высокий уровень цифровизации и сервиса. Как и в любой стране, в Эмиратах есть минусы и плюсы. Например, сервис здесь, честно говоря, хромает. Пообещают приехать кран починить, звонишь на следующий день, а они удивляются, что ты возмущаешься. Сказали, приедем, значит, когда-нибудь приедем. Такого уровня сервиса, как в России, в Эмиратах не хватает.
Однако я не пожалел, что переехал. Как и хотел, я познакомился со множеством людей со всего мира и подтянул английский до уровня, которого достаточно, чтобы общаться с коллегами и решать рабочие задачи. При этом он далёк от идеала — в англоязычных песнях я часто не понимаю и половины слов.
В общем, если у вас есть мечта пожить в другой стране, но останавливает незнание языка, посмотрите на меня — чувака, который на английском и двух слов связать не мог. В итоге я переехал туда, куда хотел. Всё возможно.
Больше интересного в нашем телеграм-канале
Приглашаем вас в уютный телеграм-канал Слёрма. Кроме новостей, в нашем тг можно:
-
Узнать, почему Слёрм называется Слёрмом, и удивиться, что это не связано с «Футурамой».
-
Разгадать тайну слёрмиков, символа Слёрма.
-
Познакомиться с айтиробикой, популярной гимнастикой среди девов и опсов.
-
Задуматься о любви к себе, даже когда чувствуешь себя ленивым котиком.
-
Столкнуться с монстрами продуктивности и победить их.
Автор: Анжелика Черниго