Среди айтишников мало жизнерадостных людей… Скорее наоборот, многие выглядят несчастными, а если провести анкетирование, то 83% проявляют признаки выгорания, хотя до крайней степени истощения и цинизма ещё не дошли. Но постоянная когнитивная нагрузка и хронический стресс ведут к закономерному результату:
Все эти последствия хорошо предсказуемы. Поэтому их можно предотвратить.
▍ Хронический стресс. Причины
В современной рабочей хастл-культуре по умолчанию заложено несколько очевидных факторов, которые приводят к хроническому стрессу у разработчиков.
Культ продуктивности. Подсчёт KPI и других численных показателей. Токсичная продуктивность — основная причина, почему люди теряют баланс жизненных ценностей и радость в жизни.
Дедлайны. Вытекает из культа продуктивности, но идёт отдельным пунктом как одна из основных причин стресса. Чтобы избавиться от этого дамоклова меча над головой, можно порекомендовать простой лайфхак: выполнять всю работу задолго до дедлайна. Если это невозможно — отодвигать дедлайн. Смысл в том, что у вас всегда должно оставаться в запасе достаточно времени, чтобы не испытывать стресс. Дедлайн — это давление по определению. Его задача — надавить на человека, создать стрессовые условия, чтобы он работал с напряжением сил, жертвуя здоровьем и благополучием. То есть это оружие, которое применяется для вредоносных целей. Поэтому лучше различать «дедлайн» как взятое обязательство и «оценку сроков» как условную цифру, которую в любой момент можно заблаговременно изменить, если планы (реальность) изменились, ведь жизнь постоянно меняется, так что изменение сроков — совершенно нормальная вещь. Мы оперируем только с этим показателем, а слова вроде «дедлайн» лучше избегать в принципе.
Некомпетентные менеджеры, которые ничего не понимают в программировании. Им наплевать на качество кода и практики разработки до тех пор, пока они лично не выглядят дураками. Только это их трогает. Идиотизма добавляет несколько уровней менеджеров, бесконечные бессмысленные совещания, где все врут, и куча лишних этапов во всём процессе разработки. На одного программиста приходится три хвастливых жадных управленца-социопата, которые используют разработчика как ресурс в решении своих «важных» бизнес-задач. Хотя на самом деле все посредники между разработчиком и пользователями — лишние звенья, от исчезновения которых мир станет лучше.
Некоторые из карьеристов похожи на бульдозер в стиле Маска или Трампа, который сносит всех, кто с ним не согласен. Нарциссический эгоманьяк всегда прав, он не переносит отказов, сомнений и никогда не признаёт ошибок (я не ошибся, а если ошибся, то ничего страшного, а если что-то страшное, то я не виноват, а если виноват, то вы это заслужили), который даже поражения называет победами. Если вы не любите таких людей, то общаться с ними тяжело.
Работать в коллективе, подчиняться правилам корпорации трудно по определению.
Как видим, многие токсичные факторы связаны с менеджерами, потому что менеджеру зачастую ставят задачу «гонять» разработчиков, выжимая из них максимум. А это далеко за пределами нормального рабочего графика, при котором разработчик сохраняет душевное и физическое здоровье, а также счастье и удовольствие от жизни.
То есть цели разработчика и менеджера противоположные. Первый хочет создать хороший продукт и сохранить своё здоровье, а второй — выжать максимум из чужого интеллекта, чтобы получить себе повышение и премию.
У каждого человека есть рамки здоровой продуктивности, за которые лучше не выходить, чтобы не уставать.
▍ Последствия хронического стресса
Основные последствия мы указали в начале статьи:
эмоциональное выгорание (на диаграмме внизу показаны основные признаки выгорания: чувство истощения (усталости), цинизм и падение эффективности труда);
Отдельно стоит отметить, что депрессия и алкоголизм практически неотделимы, подкрепляют друг друга, так что их можно рассматривать как единый недуг. Очень редко они проявляются отдельно (счастливый алкоголик или депрессивный трезвенник — скорее исключения из правила).
Депрессия — одна из причин, почему программисты так часто меняют место работы, перескакивая из компании в компанию. Да, это действительно полезно для повышения зарплаты, но счастливый человек не будет увольняться и уходить в неизвестность ради прибавки в 10–20%.
Понятно, что на новом месте тоже бессмысленная работа, но она бессмысленная уже по-другому, не так, как раньше, хоть какое-то разнообразие.
К сожалению, не всегда есть время для лечения последствий выгорания. Потому дело может дойти до фатального исхода. У нашего знакомого психолога уже несколько клиентов — успешные айтишники с огромными зарплатами, но суицидальными мыслями. Одна молодая девушка оплачивает членство в клубе Dignitas, который практикует легальную в Швейцарии эвтаназию.
После выгорания часто начинается физическая деградация. Обостряются различные хронические болезни. Такие редко доживают до счастливой старости, умирая якобы по «естественным» причинам — от диабета, ковида, алкоголизма и др. На самом деле основной причиной является хронический стресс, который ослабил организм. Но врачи вам этого не скажут. Они видят только результат, а не причину.
▍ Профилактика и восстановление
Наличие вышеуказанных «естественных» причин для хронического стресса не означает, что разработчик обязан испытывать хронический стресс и жертвовать своей жизнью ради хотелок менеджеров и прибыли компании. Нет, жизнь всё-таки важнее. Поэтому главная задача разработчика — минимизировать стресс до нормального значения. Рассмотрим основные меры для достижения этой цели.
Минимальное количество рабочих часов. В идеале, два-три часа за один рабочий интервал или другое количество рабочего времени, после которого резко снижается способность осознанной сфокусированной работы на максимуме. Если организм реагирует снижением концентрации, это явный признак когнитивного истощения.
Чем меньше рабочих часов в день, тем больше работы человек способен сделать на длительном интервале времени без опасного перенапряжения сил. Как говорит народная мудрость, тише едешь — дальше будешь.
Умеренная нагрузка без авралов, дедлайнов и повышенных обязательств. Защита от дедлайнов описана выше. Рабочий график в зависимости от возраста и сил. В идеале — рабочие сессии по два-три часа (можно по две-три сессии в день, если хватает времени и желания).
Таймер или секундомер, чтобы исключить переработку, когда этого очень хочется. Состояние потока ведёт к трудоголизму и выгоранию, нужно его контролировать и заставлять себя делать перерывы каждые 45–60 минут, полностью заканчивать работу чётко по графику, даже на середине написанного оператора, даже в потоке. Это безусловный предохранитель, который должен срабатывать всегда, несмотря ни на что.
Качественный отдых каждый день. Желательно каждый день заниматься спортом или другим хобби. Основная цель — полностью выгружать рабочие задачи из мозга по окончании работы. Поэтому восьмичасовой рабочий день проблематичен. После него остаётся очень мало времени для когнитивной разгрузки, что в итоге приводит к хроническому стрессу со всеми вытекающими.
Не кодить в свободное время, даже если очень хочется. Заставлять себя развивать другие хобби, перепрограммировать мозг на другие увлечения, полезные зависимости, тренировки.
Хобби, увлечения: видеоигры, спорт, кулинария, походы, велосипед, охота, рыбалка, строительство и ремонт, что угодно, максимально далёкое от работы.
Саббатикал. К сожалению, после выгорания недостаточно обычного месячного отпуска, так что специалисты рекомендуют длительный отдых с переключением на другую сферу деятельности. Например, можно взять саббатикал на один-два года.
▍ Чем заняться после окончания карьеры
Есть куча интересных вещей, чем можно заняться после программирования или одновременно с ним, как основная или вспомогательная/замещающая работа.
Например, бывшие программисты очень любят плотничать. Там заработки бывают побольше, чем в IT. Ещё одно сходство с программированием — богатый инструментарий для работы по дереву, буквально сотни инструментов на каждый случай, практически как в AWS:
Можно посмотреть на разные виды отделки интерьеров: например, укладка итальянской плитки. Главное, работать в своё удовольствие, чтобы полностью восстановить здоровье после IT.
Есть множество примеров, когда профессиональные программисты уходят в совершенно иную область и наконец-то чувствуют себя свободными и счастливыми, пусть и зарабатывают гораздо меньше. Можно продавать книги или другие коллекционные вещи (футбольные карточки, монеты, марки). Кстати, это тоже очень прибыльное дело, если заниматься им профессионально. Наш знакомый стал парикмахером (барбером), а потом открыл дорогой салон. Ему нравится работать на себя и общаться с людьми, которые становятся его постоянными клиентами и друзьями. Аналогично можно открыть бар, кофейню или другое заведение.
Чем больше интересных, разнообразных занятий — тем лучше баланс и меньше риск выгорания.
Хотя сбалансированная, насыщенная и счастливая жизнь иногда уменьшает вероятность карьерного успеха и продвижения по службе. Ведь бизнесу нужен человек, который уходит в работу с головой, чтобы выжать его до капли. Многие соглашаются на изнуряющую работу ради ипотеки, оплаты учёбы ребёнка и косметических операций любимой жены. Говорят, что у них нет другого выхода.
И если нам нравится работа — это опасный признак, который повышает риск выгорания. Такую работу тяжелее выбросить из головы по окончании рабочего дня и сохранить баланс ценностей.
Программисты-идеалисты склонны к депрессии из-за самой сути своей профессии. С годами они понимают, что мир не такой светлый, каким казался в юности, он непредсказуемый, грязный и не подчиняется логическим правилам. Компьютеры и программирование — светлый лучик в этом царстве тьмы, но они всё равно ничего не способны исправить…