За последние 40 лет лет дизайнерская мысль прошла длинный и сложный путь. Она изменялась под воздействие самых различных факторов: общественных, технических, экологических и многих других. В этой статье я попытаюсь обозреть основные дизайнерские идеи и решения в IT сфере за этот период. Понятно, что эта тема необъятна, и это лишь малая часть того, что представляет собой дизайн в IT. И тем не менее можно слегка заглянуть в этот удивительный мир визуальной эстетики и функциональных решений.
Memphis design 1985 – 1994
В 1981 году итальянский художник Этторе Соттсас основал дизайнерскую группу, получившую название Memphis. Эта группа была названа в честь песни "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" Боба Дилана. Данная группа создавала различные предметы в ярком постмодернистском стиле, который сочетал в себе арт-деко, поп-арт и китч 1950-х.
Именно работы этой группы стали основой для стиля Memphis, доминировавшего в IT отрасли в конце 1980-х, начале 1990-х. Данный дизайн характеризуется яркими, но в тоже время слегка приглушенными цветами, наличием смелых, а местами даже радикальных узоров. В отдельных случаях он может выглядеть весьма безумно и хаотично.
Данный дизайн находил применение в различных устройствах, интерфейсах и изделиях тех лет. Рассмотрим некоторые из них:
Одним из первых устройств, в дизайне которого прослеживаются ноты стиля Memphis являлся Nintendo Entertainment System (1983). Его корпус был выполнен из серого пластика различных оттенков, который разбавлен яркой надписью Nintendo. Так - же в дизайне данной консоли присутствует характерный для этого стиля элемент в виде рифленой полосы на корпусе, которая выглядит как поперечные линии, являющиеся неотъемлемой частью дизайн-кода Memphis.
Важной вехой в истории IT дизайна стал стиль Snow White, разработки дизайнера Хартмута Эсслингер. Этот дизайн в своей основе эксплуатирует принципы Memphis, но по сравнению с ним он более сдержан, так как использует только один цвет: грязно белый. Связь Snow White с Memphis прослеживается в наличии продольных и поперечных полос, пастельных цветах, а также несколько игрушечных формах.
Данный дизайн-код применялся компанией Apple с 1984 по 1990 годы. Среди устройств, выполненных в этом дизайне, стоит отметить следующие: первый компьютер в этом стиле: Apple IIc (1984), первый цветной компьютер Apple: Apple IIgs и первый ноутбук Apple: Macintosh Portable (1989).
На мой взгляд именно этот дизайн лучше всего отражает идеи концепции Memphis в IT сфере. Китчевый, но в тоже время сдержанный, он хорошо смотрится и в наши дни.
Особенно ярко дизайн Memphis представлен в дизайне Windows 1.0 - 3.11. Интерфейсы этих версий наполнены элементами ярких, зачастую не совсем сочетающихся друг с другом цветов. В тоже время такое цветовое решение не выглядит неуместно. Такой эффект достигается за счет применения приглушенных оттенков.
На излете эпохи Memphis свет увидела легендарная Play Station. В её облике также можно обнаружить все присущие дизайну Memphis элементы. Ну и конечно в глаза бросается уже ставшее привычным ребрение, расположенное на боковых поверхностях.
Y2K 1995 - 2004
К концу тысячелетия на горизонте замаячила проблема 2000 года, а вместе с ней и новый дизайн - код Y2K. Название этого стиля напрямую связанно с этой проблемой и обозначает следующее: Y - year (год), 2K - 2000. То есть 2000 год.
Этот дизайн характеризуется использованием футуристических, округлых форм, ярких цветов и полупрозрачных элементов. На стиль Y2K сильно повлиял технооптимизм тех лет. Наиболее ярко этот стиль представлен в фильме Дети Шпионов 3 (2003).
В этом фильме герои облачены в костюмы, выполненные в стиле Y2K. В них можно проследить все основные паттерны дизайна Y2K. А именно: яркие цвета, округлые, немного нелепые формы, напускная футуристичность.
Говоря о гаджетах в этом дизайне, можно выделить компьютеры компании Apple, выпущенные сразу после возвращения Стива Джобса в компанию. А именно. IMac G3 (1998) и IBookG3 Clamshell (1999).
Дизайн IMac G3 полностью соответствует концепции Y2K. Яркие, полупрозрачные цвета, округлые формы. Все эти элементы внешнего вида крайне характерны для дизайнерских решений того периода.
Еще одним ярким представителем данной дизайн-концепции является Ibook G3 Clamshell, также известный как "ракушка" и "крышка от унитаза".
В мире операционных систем данный дизайн наиболее ярко представлен в ранних версиях OS X, а так же в Windows XP.
Так, например в OS X 10.0 Cheetah присутствуют многие характерные для Y2K дизайнерские паттерны. округлённые края окон, яркие цвета элементов интерфейса и прочие специфические атрибуты.
Говоря о игровых приставках эпохи Y2K нельзя не вспомнить Game Boy Advance c полупрозрачным корпусом, так характерным для той эпохи.
Говоря о дизайне первой половины нулевых годов на ум сразу приходят телефоны Nokia необычными разноцветными и прозрачными корпусами. Они выглядели крайне футуристично и притягивали внимание, отлично передавая дух эпохи.
Так много цветов, так трудно выбрать.
Вспоминая эпоху Y2K, сразу вспоминается оригинальный XBOX с его раздутым, слегка игрушечным внешним видом.
Frutiger Aero 2005 - 2014
К середине нулевых годов стал формироваться новый дизайн - код. Frutiger Aero. Свое название н получил в честь фамилии швейцарского дизайнера Адриана Фрутигера, создателя шрифта Frutiger и интерфейса Aero, использовавшегося в Windows Vista и Windows 7. Название этого стиля появилось сильно позже его самого. Оно было предложено в 2017 году одной из сотрудниц Исследовательского института потребительской эстетики.
Данный стиль является идейным наследником Y2K. В нем так-же используются яркие, хоть и несколько более приглушенные цвета. Часто применяются градиенты, отблески и отражения. Использование полупрозрачных элементов вышло на новый уровень, особенно это можно увидеть в различных интерфейсах, выполненных в этом стиле. Большое влияние на Frutiger Aero произвел архитектурный стиль Biotech. Суть которого заключается в использовании принципов бионики в архитектуре. Кроме того, для эпохи Frutiger Aero крайне характерно применение в дизайне паттернов скевоморфизма.
Родоначальником данного течения в дизайне можно считать проект Windows Longhorn и интерфейс Aero, перекочевавший в Windows Vista и ставший символом той эпохи. В этом интерфейсе применяются различные приемы, характерные для Frutiger Aero.
Например, полупрозрачность меню пуск и панели задач, "стеклянный" внешний вид элементов интерфейса, градиентные обои рабочего стола и некоторые другие.
Скевоморфизм ярко представлен в интерфейсах IOS до седьмой версии. Это можно легко заметить, обратив внимание на иконки заметок или контактов, имитирующих физические записные книжки. Или на иконку YouTube похожую на старинный телевизор.
В игровых консолях тех лет тоже активно применялся стиль Frutiger Aero. Яркими представителями которых являются PSP (2004) и PS3 (2006). Характерные округлые формы, черный глянец корпуса и "стеклянный", скевоморфичный интерфейс. Все эти дизайнерские находки свойственны этой эпохе.
Еще одним ярким элементом той дизайнерской эпохи стал шрифт Mata. Свою узнаваемость он приобрел за счет использования в трилогии фильмов Человек - паук (2002 - 2007), а так же в логотипе оригинальной PlayStation 3.
Одним из первых представителей дизайн - кода Frutiger Aero стал MacBook Unibody 2008 года в корпусе из анодированного алюминия и со стеклянным трекпадом. По сравнению с предидущими поколениями он стал более строгим. Клавиатура получила контрастный черный цвет. А дисплей вместе с рамкой обрел цельное стеклянное покрытие. Все это придавало дизайну свежести и выгодно отличало его от предидущих поколений, выполненных с использованием дизайнерских решений эпохи Y2K.
Frutiger Aero в значительной степени повлиял на видеоигровую индустрию тех лет. Например, влияние этого стиля можно проследить такой игре, как Mirror's Edge. Яркие, но в тоже время не контрастные цвета, большое количество теней, отражений и градиентов, все это является характерным для визуала Frutiger Aero.
Flat Design 2014 - 2024?
Наследником. Frutiger Aero стал так называемый плоский дизайн (Flat Design). Название данного стиля говорит само за себя. Он характеризуется полным отсутствием объемных объектов. Все его элементы расположены строго в одной плоскости, включая и тени.
Первой попыткой внедрение данного дизайна стало появление в 2010 году мобильной операционной системы Windows Phone 7 и интерфейса Metro, основой которого были так называемые плитки. Эти плитки представляли из себя иконки приложений и виджеты, которые можно было гибко настраивать под себя.
Важным нововведением стало отсутсвие объемных элементов в интерфейсе этой ОС, так характерных для дизайна других мобильных операционных систем того периода. Затем Microsoft выпустила несколько новых версий данной операционной системы, однако не сумев захватить значимую часть рынка, была вынуждена закрыть проект.
На поприще десктопных ОС Microsoft тоже решила провести небольшую революцию, выпустив в 2012 году Windows 8, в которой меню Пуск было заменено на плиточный интерфейс в стиле Metro. Общественность довольно холодно приняла такое нововведение. И уже в 2015 году Microsoft вернула меню пуск в Windows 10, оставив плитки только в качестве дополнительного элемента интерфейса. А в 2021 году полностью отказалась от Metro UI, выпустив Windows 11.
Другого подхода во внедрении плоского дизайна придерживались компании Google и Apple, выпустив в 2013 году свои версии мобильных операционных систем в этом дизайне. Визуальный стиль данных ОС не сильно отличался от их предидущих версий, поэтому их свежий визуал был благосклонно принят пользователями. Их дизайн полностью соответствовал духу времени, особенности можно заметить в созданной Google концепции Material Design, которая характеризуется отсутствием объема, яркими цветами, нарочитой простотой и отсутствием округлений. Данная дизайнерская концепция используется компанией Google и в наши дни. Но тут важно отметить что этот дизайн, как и все прочие изменяется со временем и привносит новые, интересные решения.
Наиболее яркими устройствами в этом стиле по моему мнению являются современные консоли Xbox. Плоские грани, сплошная заливка одним цветом, почти полное отсутсвие декоративных элементов. Все эти стилистические решения характерны для эпохи плоского дизайна.
Наиболее часто критикуемым ответвлением плоского дизайна является так называемый Corporate Memphis. Данная стилистика приставляет собой совокупность идей Flat Design и Memphis. Основным проявлением данного стилистического подхода стали различные иллюстрации, на которых изображаются люди с непропорциональными конечностями в ярких одеждах, достаточно неказистые предметы и странное, местами гротескное окружение. Такие изображения часто используются на различных сайтах, в промо материалах и презентациях. Зачастую такие картинки выглядят неуместно и вызывают отторжение у аудитории.
Что дальше?
Очевидно, что дизайнерская мысль не стоит на месте. Появляются различные новые идеи и концепции. Так - же происходит переосмысление старых принципов. Уже сейчас мы видим определенное переосмысление идей плоского дизайна. Происходит внедрение как казалось уже забытых решений. Кроме того, появляются и новые идеи. Набирает популярность биологическая тематика. Цвета становятся менее яркими и более естественными. Возвращаются округлые формы.
Так, на примере Windows 11 мы видим определенную реинкарнацию идей Aero. Например, появление полупрозрачных элементов интерфейса, скругленных углов и снижение общей контрастности. В тоже время сильно влияние плоского дизайна, которое характеризуется отсутствием теней о объема.
Android тоже сильно преобразился в последнее время. Появился новый дизайнерский подход Material You, суть которого го заключается в окрашивании иконок и элементов интерфейса в цвета обоев рабочего стола. Так - же элементы интерфейса стали более скруглёнными, а анимации плавными.
Каков итог
Предсказать, какие дизайнерские решение будут главенствовать в будущем почти невозможно. Однако уже мы уже сейчас видим сильное преображение плоского дизайна. Он становиться более биоморфным. В нем прослеживаются современные тренды на устойчивое развитие, экологичность и применение зеленых технологий. Поэтому, возможно в самом ближайшем будущем мы увидим какое-то совершенно новое направление в дизайне, основанное на вышеописанных идеях.
Автор: Юрий Парфенов