На Хабре есть масса статей, посвященных ZX Spectrum и Commodore C64, компьютерам позднего СССР типа БК-0010, а вот про Amstrad CPC464 я нашел только два обзорных материала. Это печально.
Amstrad CPC - культовый компьютер середины 80х. Выпущенный в 1984 году, он несколько опоздал на наводнившую британскую 8-битную микросцену. Несмотря на все трудности, ему удалось стать третьим по продажам 8-битным домашним компьютером в Англии, а позднее доминировать и в других частях Европы.
Его часто считают аналогом Commodore 64 и ZX Spectrum. Но стоит только углубиться в историю, и становится понятно, что это совсем не так.
Даже первые версии Amstrad заметно отличались в лучшую сторону от того же Speccy – в 1984 году на борту CPC464 уже было 64КБ памяти, звуковой сопроцессор, встроенная кассетная дека и палитра из 27 цветов. В комплекте уже шел монитор (с четкой картинкой через разъем RGB), а подключить нужно было всего два провода – питания и соединения монитора с клавиатурой. Для сравнения – у Спектрума звуковой сопроцессор AY-3-8912 появился только в 1986-м.
Прежде, чем описывать сам компьютер, стоит рассказать о его идейном вдохновителе – Алане Майкле Шугаре, который оказал наибольшее влияние и на внешний вид, и на конструктивные особенности CPC64.
Алан Майкл Шугар родился в 1947 году. Свои первые годы он провел в поместье Нортволд (восточный Лондон), где делил комнату со своими братьями и сестрами. По словам его матери, Алан был замкнутым, но очень наблюдательным ребенком.
В подростковом возрасте он уже работал в оптовой фирме R.Henson Ltd, которая торговала электрооборудованием в Финчели (район северного Лондона). Работа заключалась в доставке образцов розничным продавцам, и оформлении сделок по продаже. Благодаря постоянному общению с покупателями Шугар знал практически все об оборудовании и продажах. К сожалению, руководство Henson редко прислушивалось к советам молодого человека о том, как можно улучшить бизнес.
Тогда шугар решил, что в одиночку сможет заработать больше, чем в компании. Одна из сделок включала в себя поставку товаров Binatone (компания производила и продавала бытовую технику и электронику), владельцами которой являлись братья Партап и Гулу Лавани.
Благодаря своей дружбе с Лавани, Шугар заключил в 1966 году хитрую сделку: выписал чек сроком погашения 7 дней взамен на фургон с товарами. Он смог продать все за сутки, после чего расплатился с Лавани и порвал чек.
В 19 лет он приобрел старенький минивэн за 80 фунтов стерлингов. Так началась история Амстрад.
Склада для хранения не было, поэтому Шугар хранил свои товары в сарае на заднем дворе дома в Редбридже, который он купил со своей женой Энн Саймонс. Но в итоге его обворовали на сумму 1500 фунтов стерлингов, поэтому он стал арендовать помещение на Сент-Джон стрит.
Там располагались базы многих малых предприятий и мастерских. В ноябре 1968 года Шугар зарегистрировал компанию A.M.S. Traiding (General Importers) по первым буквам своего имени и фамилии.
Это был бизнес «купи-продай». Для продаж нужны требовались доверие покупателей и хороший имидж. Шугар сократил название компании до Amstrad (слияние AMS + Traiding) и просто наклеивал на товары стикеры.
Первыми продуктами стали импортные зажигалки и домофоны. Кстати, в том же 1968 Клайв Синклер разместил в одном из изданий четыре страницы с цветной рекламой своих аудиоусилителей, чем вызвал ажиотаж среди радиолюбителей.
В течение последующих нескольких лет Шугар накопил исчерпывающие сведения о поставщиках самых дешевых компонентов электроники, и о тех, кто их покупает. Дополнительно он сам занялся ремонтом электрооборудования, и вскоре открыл полноценный бизнес ‒ магазин Global Audio по продаже электроники.
Спустя некоторое время он продал свою долю своему партнеру по магазину ‒ Эшли Моррис, чтобы заняться разработкой собственного продукта.
Шугар заметил, что люди тратят много денег на пылезащитные чехлы для проигрывателей. И он нашел способ сократить расходы. Вместо вакуумной формовки он решил использовать литье под давлением, а старые связи помогли сделать на этом хорошую прибыль.
Затем он решил заняться Hi-Fi усилителями, и в 1970 году выпустил первый свой стерео усилитель Amstrad 8000. Это позволило поднять продажи выше 200 000 фунтов стерлингов и снять небольшой склад на Флит-стрит.
Позже Шугар назвал Amstrad 8000 «самой большой кучей мусора, которую он видел в своей жизни», а своего покупателя не иначе, как «водитель грузовика и его жена».
К 1972 году продажи почти удвоились, и Амстрад переехала в более просторное помещение на Ридли-роуд, где компания работала уже как крупное производство. Помешанный на экономии и прибыли, Шугар решил закупать компоненты напрямую у производителей, минуя импортеров.
Несколько поездок в Японию позволили Шугару оценить потенциал ОЕМ, когда все полностью производится и собирается за пределами Англии, но под маркой Амстрад.
Продажи достигли 8,76 миллионов фунтов стерлингов, и в 1980 компания купила помещение в Тоттенхэме за 300 000 фунтов стерлингов.
Шугар купил себе Роллс-Ройс, получил лицензию пилота, занял около 30% рынка автомобильных радиоприемников за счет импорта, и заработал солидную репутацию.
Он был прямолинеен и в одном лице совмещал позиции генерального директора, директора по продажам, финансиста, технического специалист и других. Но расширение вынудило его нанять команду менеджеров, чтобы справиться с нагрузкой.
Компания стала публичной, предоставив около 2 миллионов фунтов стерлингов инвестиций и расширив свои возможности, а продукты Амстрад стали надежнее и презентабельнее.
Но это была очередная уловка, чтобы укрепить свои позиции на рынке.
Поначалу все элементы Hi-Fi систем во всех магазинах продавались отдельно, но в начале 80-х в Японии стали торговать целыми комплектами. Шугар подхватил идею, и снова нашел способ сделать конечный продукт дешевле.
Благодаря вниманию Шугара к деталям и внешнему виду, устройства Amstrad выглядели дорого: множество мигающих лампочек, фальшивых переключателей и все, что имеется в дорогих моделях.
По сравнению со сложными и навороченными Hi-Fi системами, комплекты Шугара выглядели гораздо проще. Вместо обычного набора отдельных железок и вечно путающихся проводов – несколько идеально подходящих друг к другу блоков, готовых к работе.
Woolworths (международная сеть розничной торговли) выкупила почти всю партию TS-40 Tower Hi-Fi. Это был первый продукт, который раскупался сотнями тысяч.
При цене 199 фунтов стерлингов за комплект Амстрад доставалось около 130.
Фанаты Hi-Fi не были в восторге от этого комплекта, но, как и все продукты Амстрад, он был создан не для них. Чтобы закрепить успех, Шугар готовился к захвату различных ниш на рынке другой электроники, включая телевизоры и видеомагнитофоны, как импортные, так и собственного производства.
Как мы помним, Шугара интересовала только прибыль, поэтому он внимательно следил за изменениями в бизнесе, и если чувствовал, что растет конкуренция или происходит естественное падение спроса в каком-либо сегменте, он без колебаний расставался с ним. Так, например, с ростом конкуренции в Японии Амстрад быстро закрыла производство видеомагнитофонов и телевизоров в 1984.
А к концу года они вплотную занялись новой линейкой продукции – персональными компьютерами.
Чуть ранее Амстрад уже произвела фурор в этом сегменте. Они создали высокоскоростные двухкассетные магнитофоны с рекламой «Вы можете сделать копию своей любимой кассеты».
Это привело музыкальную индустрию Британии в бешенство, а Амстрад – к судебным разбирательствам с лейблами. Однако, Амстрад не только одержала победу, но и помогла пользователям домашних ПК копировать свои кассеты и обмениваться ими. Так началась эпоха пиратских копий игр.
К этому времени оборот Амстрад составил около 85 миллионов фунтов стерлингов, а прибыль – почти 10 миллионов, в результате чего Алан Шугар получил звание молодого бизнесмена года по версии The Guardian. В конце 1983 года он объявил, что новые продукты будут в истинном стиле Амстрад, на шаг впереди конкурентов.
Время рассказать о компьютере
В 1983 году микросцена Великобритании, которая началась с ZX80, а потом продолжилась с Sinclair ZX Spectrum и BBC Micro, уже была в разгаре. Продажи были стабильно высокими. А вскоре в Англии появился и Commodore 64C.
Еще в 1982 году Шугар понял, что рынок домашних компьютеров огромен. Гораздо больше, чем Hi-Fi, которым они занимались. Здесь доминировали такие компании, как Sinclair, Acorn, Commodore, Oric и Dragon. Занимались разработкой и в Амстрад.
Боб Уоткинс (технический директор Амстрад) поручил эту задачу инженерам компании. Но к середине 1983 года стало ясно, что сложность разработки недооценили. В итоге разработчик ПО просто исчез, а проектирование оборудования серьезно отставало от графика.
К этому времени был готов корпус компьютера. Шугар, который гнался за внешней дороговизной, настаивал, чтобы окончательная версия материнской платы и дополнительного оборудования помещались в габариты корпуса.
Боб Уоткинс обратился к Роланду Перри из Ambit (компания, которая в прошлом работала на Амстрад и доставляла электронные компоненты почтой) и спросил, смогут ли они закончить то, что уже было начато.
Задача была сложной, но это была редкая возможность, от которой нельзя отказываться. Роланд взялся за разработку вместе со своим помощником Уильямом Поэлем. Изначально предполагалось, что задача будет решена за 5 месяцев.
Примечательно, что на первой встрече с дизайнерами оказалось, что большая часть работы была сделана 14-летним сыном разработчиков аппаратного обеспечения. Вот только реально готовый макет мог только отображать несколько символов на экране.
Перри быстро нашел новую команду инженеров из технологического центра Кембриджа, и приступил к доработке оборудования, параллельно приобретая подходящую операционную систему и интерпретатор Бейсика.
Самый популярный на тот момент Microsoft Basic стоил дорого, поэтому Шугар решил, что выгоднее сделать свой.
Ричард Клейтон (Locomotive) был тем, к кому можно было за этим обратиться. Ричард Клейтон, Крис Холл и Пол Оверелл разработали Mallard BASIC для BBC Micro и Locomotive BASIC для Amstrad CPC.
Ричард был впечатлен внешним видом корпуса, но очень разочаровался в начинке. Текущий вариант использовал процессор MOS 6502, с которым Ричард не был знаком, и на работу попросил около 8 месяцев, чтобы установить и запустить ОС и интерпретатор.
Он позвонил своему товарищу Марку Эрику Джонсону (MEJ Electronics), чтобы посоветоваться. В итоге от текущей разработки отказались, и решили построить проект на базе процессора Z80, с которым оба были хорошо знакомы. А для экономии времени адаптировать уже готовые наработки, которые были сделаны для Acorn.
Перри дал системе временное имя (прототип Амстрад получил прозвище Арнольд), чтобы скрыть создателя этого проекта. В итоге большинство людей предполагали, что это была компания General Electric, которой руководил лорд Арнольд Вайншток.
Но секретность длилась недолго, поскольку MEJ и Locomotive были вызваны на встречу с Шугаром, чтобы окончательно определить сроки и условия сотрудничества.
Крис Холл был единственным членом Locomotive, у которого был костюм, поэтому он присутствовал для солидности вместе MEJ, Уильямом Поэлом. Там же был и Боб Уоткинс. Инженеры предполагали, что за проект отвечает именно он, пока не появился Шугар, который сильно опоздал.
Шугар изложил свое видение проекта. В то время, как другие производители возились с тем, что он называл «беременными калькуляторами», новая машина Амстрад должна олицетворять «видимое соотношение цены и качества».
Как и в случае с Hi-Fi, главное место в проекте занимал визуальный вау-эффект.
Заранее разработанный корпус CPC с широкими габаритами, яркой клавиатурой с цветными клавишами, решетчатыми краями высокотехнологичной отделкой. Машина, которая выглядела бы, как настоящий компьютер, который можно увидеть на производстве, в офисах, аэропортах. Это было его основной идеей.
Что-то такое, на что посмотрят «водитель грузовика и его жена» и подумают: да, именно так это и должно выглядеть.
В корпус встроили кассетную деку (из устройств Hi-Fi Амстрад), а компьютер укомплектовали монитором. Все это превратило продукт в нечто невероятное и очень простое для подключения и использования. Всего только два провода, соединяющих клавиатуру с монитором. Блок питания для обоих встроен в сам монитор.
Шугар умел делать удобные вещи и предусмотрел то, что не смогли Синклер и Акорн (я помню «дубовую» клавиатуру Спектрума и сто команд на одной кнопке – как же это было неудобно!). Монитор в комплекте успешно решал вопрос о том, кто будет пользоваться телевизором.
Остальные требования Шугара заключались в том, чтобы был цвет, звук, 64КБ памяти (максимальная емкость среди конкурентов) и сделано это было «настолько дешево, насколько это возможно для человека».
На полное решение задачи команде дали всего несколько месяцев, но на самом деле, инженеры были в восторге от этой задачи и немедленно приступили к работе.
Одним из первых оптимальных решений было использование ULA (Uncommitted Logic Array), когда основную часть схемы компьютера удалось разместить на одной микросхеме основные функции (для снижения стоимости), как это сделал Синклер.
Казалось бы, технические характеристики CPC464 не слишком сильно отличались от Спектрума. Но был ряд ключевых улучшений, важных и для игр, и для бизнеса.
Помимо возможности отображать 16 цветов из 27 палитры, было два других режима экрана – 4 цвета при разрешении 320х200 и 2 цвета при 640х200, что подходило для решения офисных задач (и подготовки документов, где для текста использовалось 80 колонок).
Плюс к этому – еще и аппаратная прокрутка экрана по 4 пикселя. И это действительно было круто.
Была заложена возможность увеличения памяти до 512КБ за счет переключения между банками.
В качестве генератора звука использовался известный многим AY-3-8912 от General Instruments, а в корпус компьютера был встроен динамик. В итоге для творчества было доступно 3 канала и 7 октав. В то время это было значительное улучшение по сравнению с бипером Спекки (музыкальный сопроцессор Спектрум получит в версии 128k+ и только два года спустя).
Учитывая 14” монитор, необходимости в радиочастотном модуляторе для ТВ не было, компьютер подключался к разъему RGB, что давало четкую картинку, в отличие от большей части 8-битных ПК того времени.
Так же имелись: последовательный порт DB9 для подключения сразу двух джойстиков через разветвитель, пользовательский порт, порт принтера, выключатель питания, регулятор громкости и даже стереовыход.
В отличие от Синклера, Шугар понимал, что нужна в первую очередь игровая машина, и именно здесь есть деньги. Вдобавок, машина обладала и деловой привлекательностью. Так что ему удалось убить сразу двух зайцев.
Боб Уоткинс был доволен дизайном, а Locomotive запустила ОС и интерпретатор Бейсика. Это удалось сделать в невероятно короткие сроки: первые прототипы были готовы к ноябрю 1983 года.
Первое, что потребовал Шугар, это возможность перемещать курсор по экрану свободно с помощью стрелок направления.
Большинство машин того времени не имели такой возможности, но Шугар хотел, чтобы любой парень в магазине подошел, нажал пару клавиш, и увидел немедленную реакцию на экране.
Собранные наспех прототипы был сразу отправлены разработчикам ПО по всей стране вместе с телевизорами Амстрад вместо мониторов. К моменту продаж должны были быть готовы комплекты программ.
Если разработчик отказывался, компьютер отдавали другому, пока не было достигнуто 50 машин у 50 подрядчиков.
В Амстрад понимали, что ключом к успеху любой машины является линейка ПО. Они были свидетелями рыночного успеха Синклера и упадка других машин, которым просто не хватало подходящего набора игр.
Спектрум и Коммодор развивались естественным образом. Но Amstrad решили создать компанию Amsoft, которой поручили создать собственную линейнку ПО, а также создать клуб пользователей для поддержки.
Параллельно дорабатывались прототипы CPC. Они еще не имели ULA и были смоделированы из наборов отдельных компонентов, что удобно для решения возникающих проблем (которых была масса в первых чипах).
Ferranti, компания, которой было поручено спроектировать эти чипы, просто не готова была это сделать.
Поэтому было принято решение привлечь другую компанию, SGS из Италии, чтобы запустить машины как можно скорее. Производство чипов было отдано компании Orion (Япония).
Именно Орион, у которой был большой опыт в производстве дисплеев, предложила использовать высококонтрастную цветовую схему «желтый на синем» для обеспечения максимальной четкости.
После внесения изменений ОС была завершена и в своем окончательном виде отправилась для производства в Орион во второй половине января 1984 года.
Уже после отправки готовой прошивки Ричард Клейтон обнаружил небольшую ошибку.
Функция DEC использовала две открывающие скобки вместо одной. Но, учитывая, что функция была не критичной, Шугар распорядился просто убрать ее из руководства пользователя, а не просить японцев изменить прошивку.
Несмотря на отличные характеристики машины, ни MEJ ни Locomotive не были уверены в успехи Амстрад на насыщенном рынке, поэтому вместо того, чтобы выбирать лицензионную оплату за проданные машины, обе выбрали фиксированную единовременную выплату.
Поскольку «Локомотив» хотел сохранить права на интеллектуальную собственность, сумма составила 45 000 фунтов стерлингов в течение первых двух лет, и 15 000 на третий год. Амстрад согласился на эти условия, и машина была готова к продажам.
Amstrad CPC464 был представлен публике в апреле 1984 года. Всего через 8 (!) месяцев после того, как Боб Уоткинс вошел в офис Ambit. Церемония открытия была организована в зале Вестминстерской школы. Пресса была впечатлена и компьютер быстро окрестили «народным», как того и хотел Шугар.
При цене 299 фунтов стерлингов с зеленым монохромным монитором и 329 с цветным, он был невероятно выгодным для приобретения. Пользователи с монохромным монитором могли докупить модуляторы MP-1 или MP-2 с блоком питания для подключения к телевизору.
Во время очередной поездки в Японию Амстрад обнаружила запас компонентов для трехдюймовых дисководов, которые заметно подешевели. Поэтому Шугар попросил инженеров создать внешний дисковый накопитель для применения CPC в бизнесе. Модули спроектировали по стандартам Хитачи и Панасоник, а Digital Research взялась за перенос операционной системы CP/M на CPC.
Журнал Personal Computer World описал Амстрад, как мощную быструю машину с большим объемом памяти, простую в программировании и собранную таким образом, что превзойдет по продажам Акорн, Коммодор и Спектрум.
Ожидания по продажам к концу года были в районе 200 000 компьютеров.
Не удивительно, что так и получилось. Монитор был снабжен удобной ручкой для переноса, подключить нужно было всего 2 кабеля – питания и соединения клавиатуры с монитором, а изображение было четким благодаря передаче в RGB.
Реально удобная клавиатура, курсор, который вы можете передвинуть, куда угодно, стрелками, и удобные функции, такие, как привычное нам копирование.
Кассетная дека уже встроена. Не нужно возиться с проводами, подкручивать головку (знакомо по Спектруму, да?) и следить за уровнем громкости.
Когда CPC впервые поступил в продажу, в торговом центре образовалась часовая очередь. Она может показаться не сильно впечатляющей в наше время, но тогда очередь в 60 человек, которые ждали открытия магазина Rumbelows на площади Edware в Лондоне, казалась нереально огромной.
Это был четверг 21 июня 1984 года. За час было продано 100 машин.
Вскоре машины стали доступны во многих крупных магазинах.
Чтобы создать ажиотаж, Amsoft и другие разработчики создали 12 игр, стоимость которых, по утверждению Амстрад, была больше 100 фунтов-стерлингов.
Например, там были игры «Роланд в пещерах» и «Роланд на веревках», названные в честь Роланда Перри.
Сюда же входили известные нам по Спектруму Oh, Mummy! Harrier Attack и офисные программы. Благодаря своему внешнему виду и комплектации, все вместе создавало ощущение качества и профессионализма, которых так не хватало на рынке. Например, многие изделия Синклера просто возвращались, т.к. люди не понимали, как заставить их работать.
Для примера ‒ видео популярных на CPC464 игр.
Публика все еще скептически относилась к выходу очередной машины на уже заполненный рынок. К тому времени Синклер продал более 1 миллиона Спектрумов, а излишки Акорн Электроникс лежали на складах, т.к. из-за проблем с производством они пропустили сезон рождественских продаж 1983 года (это был пик продаж микрокомпьютеров в Британии). То есть ситуацию многие воспринимали, как «кому надо, тот уже купил».
Вот только сила Шугара была в том, что он не только смог сделать выдающийся компьютер, но и использовать эффект масштаба, в результате чего его разработка стала еще дешевле и смогла успешно конкурировать на микросцене.
Продолжение следует.
Автор: Павел Берсенёв, Пенза