Теория грязной работы: в унылой работе, которую избегает большинство людей, есть множество возможностей для внесения больших изменений малыми усилиями.
Когда люди спрашивают у меня советы по карьерному росту, я говорю им то, что неплохо срабатывает у меня: найдите развивающуюся компанию, которой действительно важна ваша работа, а затем займитесь неприятной работой, которой избегают все остальные. Мне кажется, этот путь широко применим:
-
Обширный рост важен, потому что в экспоненциально растущей компании вы первый в очереди к экспоненциально большим (и обширным) возможностям. Кроме того, когда рост активен, вы выигрываете, делая работу, а не побеждаете, вырываясь вперёд при помощи политики.
-
Нахождение в месте, где от вас требуется выполнение работы, необходимо — чем больше компания нуждается в вас, тем больше людей будет пытаться вам помогать.
-
Последняя часть самая неожиданная — ищите неприятные вещи, которых люди избегают.
Примечательно, что такой путь карьерного роста ищут немногие:
-
Для многих с точки зрения карьеры привлекательны компании уровня FAANG и начинающие стартапы (ещё не находящиеся в режиме роста), потому что они предлагают наибольшую выгоду с точки зрения компенсации труда, ценности бренда и потенциальных преимуществ.
-
Часто самые привлекательные быстрорастущие компании нанимают людей «с запасом» — на самом деле вы им не нужны. Вспомните об увольнениях в Coinbase.
-
Многие люди (если не большинство) инстинктивно стремятся выполнять крутую, новую, яркую работу. Создавать новую криптовалюту, доказывать P != NP, писать потрясающую музыку и так далее.
Давайте подробнее рассмотрим различие между «крутой» и «некрутой» работой. Первая причина, по которой вам следует искать унылые задачи, заключается в том, что чем меньше людей пытается что-то делать, тем больше в этой сфере потенциальных прорывов, которых можно достичь малыми усилиями.
На каждом потрясающем фронтире есть множество потрясающих людей, попробовавших кучу замечательных методик. Вы не найдёте в этих сферах сверхпростых серьёзных побед. С другой стороны, чем мне привлекательна работа, тем меньше вероятность того, что в ней пытались решать проблемы по-настоящему талантливые люди. То есть в этой области есть вероятность лёгких достижений.
Однако важно не только найти эти лёгкие достижения — цель должна оправдывать своё достижение.
Вторая причина, по которой нужно искать подобную работу, заключается в том, что если какая-то работа настолько плоха, что у неё есть соответствующая репутация и к выполняющим её испытывают сострадание, то если вы решите проблему в ней, это окажет большое влияние. Устранение проблемы большой группы людей — это серьёзная победа, какой бы ни была работа и сфера. Представьте, что почти как в классическом фильме «Поле его мечты» тихий голос шепчет вам: «облегчи их страдания».
Давайте рассмотрим несколько примеров и поговорим о том, как подходить к их решениям.
Примеры и решения
Если вы работаете в компании, разрабатывающей ПО, то существуют распространённые категории работ, которых люди часто избегают, в частности:
-
On-call
-
Поддержка продукта
-
Администрирование/бухгалтерия/документация
-
Технический долг
-
Вторичные продукты
-
QA
-
Комплаенс
-
GDPR
-
Принесение извинений разъярённым клиентам
-
Обучение отдела продаж
-
Исследование конкурентов
-
Написание высококачественной документации
-
Ответы на вопросы о продукте от внутренних отделов
Всё это — отличные участки для поиска возможностей сильного влияния на процессы. Часто люди рассматривают эти сложные сферы бизнеса как неразрешимые проблемы. Один из признаков грязной работы, представляющей высокую ценность — постоянные предложения о найме команды, которая бы заставила проблему исчезнуть (часто перебросив её в другой отдел!): «постоянно приходят вызовы от клиентов, нужно нанять NOC»; «невозможно избавиться от тикетов поддержки, нужно нанять службу поддержки»; «нужно просто переписать код»; «нужно нанять QA».
И в самом деле, при достаточно крупных масштабах вам действительно может понадобиться найм подобных специалистов. Но такие решения часто принимаются слишком рано и со слишком большим фатализмом. Все мы прошли через многое, так что уж как-нибудь сможем вдвое уменьшить очередь в службу поддержки.
Если вы найдёте возможность, встаньте на линию огня: занимайтесь on-call, занимайтесь поддержкой, занимайтесь QA, занимайтесь техническим долгом. Займитесь болевыми точками. А потом устраните их.
Предупреждение: ни в коем случае не превращайте взятые на себя мучения во что-то нормальное. Нужно отчаянно сражаться, чтобы устранить проблему. Возьмите на себя грязную работу, а затем станьте лидером, решающим проблему исчерпывающе и с возможностью масштабирования решения.
On-call
Многие люди пытаются избегать on-call. Или «пытаются вытерпеть неделю on-call». On-call, как и все вышеперечисленные проблемы — сфера, где можно внести серьёзные улучшения. И улучшить on-call можно, взяв на себя ответственность, а не избегая её.
Примечание: особенно проблематичным подмножеством избегающих on-call являются менеджеры, часто обосновывающие это тем, что они недостаточно хорошо знают систему. Если это вы, то вы себя обманываете. Обратная связь — это подарок, а on-call — это обратная связь от системы для менеджера. Один из наилучших способов узнать систему и распознать возможности её исправить — это on-call. Участвуйте в ротации on-call, особенно если вы менеджер по разработке!
Итак, вы теперь участвуете в ротации смен on-call, что дальше? Сделайте так, чтобы количество вызовов стремилось к нулю. Вы можете это сделать. Поверьте, вы сможете сделать так, чтобы вызовы стремились к нулю. Многие справлялись с этой задачей в компаниях огромного масштаба.
Однажды я приступил к работе в on-call, которая выглядела как поле битвы: люди с уставшими глазами, натянутыми нервами, обиженные и обвиняющие друг друга. И вместо того, чтобы решать проблемы накидыванием большего количества сотрудников, мы работали умнее и упорнее. Мы вносили изменения в продукт, добавляли ограничения, автоматизировали перечни задач. Нам не удалось свести количество вызовов к нулю, но ситуация стала гораздо лучше, и всё это оказалось возможным благодаря постоянному гиперросту. Я многое узнал о системе и внёс огромный вклад. На самом деле, больше всего я жалею о том, что мы с моей командой не занялись on-call раньше.
QA
Ещё одна область, которую часто игнорируют — это QA, и, в частности, QA работы других людей. Мне нравится выполнять QA чужой работы — это один из лучших способов изучения продукта и предотвращения выхода проблем наружу.
И это ещё одна область, которую избегают менеджеры. Горем является менеджер, ничего не понимающий в своём продукте. Горем является менеджер, неспособный повысить качество своей команды. Тактическое использование QA может быть одним из лучших инструментов менеджера, оно позволяет быть в курсе и держать оборону.
Часто люди не дают QA шанса, часто они думают, что это монотонная обезьянья работа, которую следует скинуть на другую команду. Это совершенно неверно: скучны только скучные люди, а монотонен только плохой QA. С нелюбовью к QA связана ещё одна распространённая особенность «унылой» работы — люди не выполняют её качественно и не думают, что это стоящая проблема, в решении которой стоит совершенствоваться. Когда возникает эта «уловка-22», люди иногда переворачивают всё с ног на голову и говорят, что QA — это какой-то магический язык, на котором они никогда не смогут общаться в совершенстве. Обратите внимание, что те же самые люди не приводят подобные аргументы, когда дело касается изучения чего-то нового и интересного, например, распределённых систем и web3.
Как бы то ни было, для качественного QA требуется серьёзный уровень критического
И к компаниям это тоже относится
На грязной работе можно строить не только карьеру, но и компанию! Некоторые из лучших компаний известны тем, что решают скучные, унылые проблемы других компаний. Прекрасными примерами бизнесов, решивших скучные проблемы чрезвычайно эффективными и выгодными способами, являются Zapier и Stripe. На самом деле, многие примеры программного обеспечения B2B выполняют самую «токсичную» и «горькую» работу. Иногда грязная работа во многом похожа на стартап-единорог.
Мысли напоследок
Грязная работа — не для каждого. На самом деле, самые гениальные люди делают то, что хотят, и делают это с блеском. Есть люди наподобие Стива Джобса, которые возвышаются над остальными прекрасными людьми, пытающимися подражать им.
Но на каждого Стива Джобса есть свой Тим Кук. Прежде чем стать CEO одной из самых главных технологических компаний мира, Тим Кук был руководителем по мировым операциям и за всю свою карьеру не создал ни единого крутого продукта, стоящего коммерческой реализации. А затем он сделал так, чтобы эта технологическая компания усилила своё доминирование на порядок величин. Он вгрызался в грязную работу, а с ростом компании навык выполнения грязной работы с любовью становится всё более ценным.
Превращение в специалиста по грязной работе — это совершенно иной опыт. Чем больше вы учитесь разбираться в запутанных, человеческих, раздражающих задачах, которых избегают все остальные, тем больше леса вы видите за деревьями, тем больше ваши способности проливают свет на целую кучу проблем, которые кажутся совершенно нерешаемыми и непокорными.
В сфере технологий я не Стив Джобс, но, возможно, когда-то стану Тимом Куком. Чтобы двигаться к этой цели, я буду брать гораздо больше грязной работы.
Автор:
nmgtech