Читать Хабр — важная часть моей работы. Ощущение от статей разное: одни статьи читаешь и жалеешь, что они заканчиваются; от других статей веет нафталиновым сборником вымученных статей аспирантов; третьи утомляют личностью автора; иные раздражают неприкрытой рекламой и т. д. Часто встречаются публикации, которые просто не вызывают никаких эмоций: они просто неинтересные. А ведь почти всегда можно сделать лучше, стоит потратить чуть больше времени, сил и вложить в статью часть души. Кто-то об этом не знает, кто-то ленится, а я печалюсь и пишу ультимативный гайд по тому, как сделать статью интереснее.
Как найти интересную тему
У нас в Хабре среди рабочих инструментов и презентаций есть схема поиска идей для контента. Она универсальная, проверенная временем и неплохо работает, но при одном условии: если вы опытный автор Хабра, который буквально кончиками пальцев чувствует, какая тема зайдёт и как нужно её подать, чтобы зашло.
📢 А если вы уже гуру и нашли интересную тему, срочно подавайте статью на конкурс «Технотекст 2022», в этом году он, как и планировалось, больше техно, чем текст. Do IT!
Когда автор — новичок, найти классную тему невероятно сложно. Он погружается в дело и сразу совершает все самые распространённые ошибки.
-
Ударяется в креатив: пишет излишне вычурно, с ненужными метафорами, сарказмом, в нестандартном и неподходящем для Хабра стиле.
-
Пытается соблюсти интересы всех сторон: самого себя, аудитории Хабра, своей компании (если речь идёт о блоге компании). Увы, всем угодить не получится хотя бы потому, что интересы зачастую диаметрально противоположные. Выход очевиден: нужно ориентироваться на пользу и интерес для читателя, для аудитории, тогда и всё остальное подтянется.
-
Пишет честную статью с честной целью: найти работу, найти сотрудников, прорекламировать свою компанию, продукт или блог, показать себя как эксперта или как причастного к какому-либо ИТ-сообществу. Честным быть выгодно, но излишняя прямолинейность в публикациях граничит с неуважением: «короче, есть тема, но я даже не постарался как-то вас заинтересовать, любите меня таким».
-
Занимается профессиональным копирайтингом: пишет выверенные, старательные статьи с элементами SEO (кстати, ТЗ на такие статьи — просто отдельный вид искусства, правда, скорее, юмористического).
В итоге статьи получаются… бездушными. Вы легко узнаете их на Хабре: проходные, скучные, написанные как сочинение, с банальными картинками и осторожными посылами. Это не плохо и не хорошо, но, мне кажется, что это не тот результат, ради которого стоит работать несколько дней над статьёй. «Да я за 4 часа статью пишу, какие дни!» — воскликнет кто-то из авторов. И это тоже нюанс: если вы отлично знаете тему и не готовите сложные технические выкладки с фрагментами кода, статью действительно можно написать очень быстро. Если же вы пишете, потому что надо написать, это минимум 8 часов даже у очень опытного автора, а так — от 2 до 7 дней «перебежками» по 3-5 часов. Это, конечно, среднее время, многое зависит от автора, целей и условий.
В общем, всем нам нужен хороший текст.
Формула хорошего текста
Формула хорошего текста состоит из 5 слагаемых:
интересный текст = хорошая тема + практика + знания автора + лицо автора + форма подачи
где
-
хорошая тема — тема, которая интересна узкому кругу профессионалов или, наоборот, каждому читателю; она актуальна, предполагает интересные подробности и почти всегда вызывает дискуссию;
-
практика — та часть информации, которую автор предлагает читателям исходя из собственного опыта;
-
знания автора — полная и достоверная информация по теме, которой автор уверенно владеет (здесь стоит упомянуть хороший фактчекинг, актуализацию информации и работу с различными источниками);
-
лицо автора — личность и харизма автора, которые присутствуют в статье и помогают создать ощущения общения с живым человеком, а не с компилятором текстов всея интернета (кстати, этом плане заполненный профиль с аватаркой будет восприниматься лучше, чем дефолтный юзерпик");
-
форма подачи — стиль автора, оформление, иллюстрации, вёрстка, всё то, что делает статью читабельной, а автора запоминающимся.
Звучит просто, но на деле даже опытные авторы не всегда используют все пять компонентов.
Почему бывает не очень интересно?
Едва ли не каждый день я получаю сообщения от авторов частных и корпоративных блогов с просьбой рассказать, почему у их статей мало просмотров, комментариев или низкий рейтинг (кстати, волнует авторов гораздо реже, чем другие показатели). Как правило, причин несколько.
-
Много рекламы (саморекламы) — с первых строчек видно, что автор стремится прежде всего продавить свой интерес и остальной текст выступает в роли маскировки рекламного сообщения. Далее может идти интересный и даже полезный контент, но на дочитывания и любовь аудитории можно не рассчитывать. Вот отличный пример такого автора: его задача — рассказать о своих услугах, и, несмотря на довольно дельные статьи, он проигрывает именно за счёт постоянных отсылок к коммерции (хотя формально правила и не нарушает). Увы, несмотря на многочисленные предупреждения, в корпоративных блогах бывает то же самое: компания решает не формировать среду нативным контентом, а рекламироваться в лоб, и чаще всего результат печальный.
-
Узкая профильная тема, которая точно не заинтересует широкую аудиторию. Как правило, такие публикации отлично написаны и содержат массу полезной и интересной информации, но рассчитаны на небольшой сегмент специалистов. Примеры можно взять в том же хабе Rust — язык популярен в энтерпрайз-среде, статьи имеют стабильный, но невысокий уровень интереса (можете сравнить с «интересными всем» Python и JavaScript). Авторы таких статей получают небольшую, но свою, ядерную, аудиторию — и это дорогого стоит (кто заходит в статью о тестировании Rust, точно знает, за чем идёт). Хотя и здесь случаются огромные всплески интереса: Rust должен умереть, МГУ сделал замеры.
-
Скучная подача. Тоже часто встречающийся паттерн публикации. Такие статьи трудно читаются, трудно воспринимаются, тяжело оформлены и нет никакого желания в них погружаться (даже модераторам). Я вам больше скажу, такие статьи ещё и тяжело пишутся: для галочки, для зачёта, для KPI и т. д. Впрочем, иногда (почти всегда) автор искренне считает свою статью шедевром и не понимает, почему аудитория не разделяет его мнение. Примеры приводить не буду, их легко найти каждый день. И наверное, это единственная ситуация, когда уже ничем не помочь — если автор не захочет сделать хорошо, всё так и будет.
А теперь я приведу вам два примера.
-
Про злые угри и чёрные точки и добрые сальные нити (не путайте их) (+35, 61k просмотров) или Как мы ели лубрикант (+251, 37k) — если разобраться формально, то статья мало соответствует тематике Хабра и рекламирует конкретные косметические средства. Однако живой язык, яркий заголовок, удержание интереса, важная тема, польза для читателей, прекрасная подача и даже юмор делают своё дело: публикация набирает отличный результат и более того, ты доверяешь тому, что в ней написано.
-
Гипотеза Коллатца — самый крутой математический фокус всех времён (90k просмотров) — статья о не самой популярной математической теме, да ещё с реализацией на Delphi. Кажется, никаких шансов на успех на широкой аудитории. Но захватывающий язык автора, крутой заголовок и лаконичность буквально заставляют зайти в пост и заворожённо его дочитать. А вот пример по той же теме с более сухой подачей — комментариев много, но удовольствия от прочтения меньше (что видно и по рейтингу, и по просмотрам).
Таких примеров на Хабре очень много: известные и неизвестные авторы тщательно работают над своими материалами и делают публикации привлекательными и запоминающимися (например, я, проглядывающая и прочитывающая едва ли не все посты, легко извлекла эти два примера из головы и точно так же легко извлекаю другие удачные примеры на семинарах). Конечно, отчасти здесь вмешивается талант автора, но по большей части — опыт и практика и, что немаловажно, понимание того, о чём он пишет (это вообще главный ключ к успешной публикации, потому что ты не просто излагаешь, но и эмоционально связан с тем, о чём рассказываешь, а значит, можешь подобрать удачные и простые формулировки для сложных тезисов).
Так как повернуть тему интересно?
Подобрать картинку и заголовок
Это буквально альфа и омега для хорошей публикации: во-первых, вам нужно выжить в ленте 60-75 статьями за сутки, во-вторых, в случае попадания на главную выделиться в топе 20 публикаций. Кроме этого, именно заголовок и КДПВ — тот единственный шанс произвести первое впечатление и заставить читателя «провалиться» в статью. На третьем месте по эффективности идёт докатный текст (он же лид-абзац): не игнорируйте его, сделайте небольшим и понятным, но в то же время интригующим.
Да, плохую статью ни один заголовок и ни одна картинка не вытянут (но это не точно), а вот хорошую статью плохое оформление может значительно испортить.
Рассказать личную историю
В принципе, каждая история личная: авторы рассказывают о своей работе, своём DIY, своих исследованиях и находках, своих приключениях на входе в ИТ и при релокации, передают свои знания, делятся своими решениями. Другое дело, что часто статьи принципиально обезличиваются — примерно как научные статьи в ВАКовских журналах («мы провели», «было установлено», «выяснилось»), автор теряется и отдаёт аудитории безликий фактологический материал.
Хабр — блог, и вы имеете полное право писать от своего имени и рассказывать о своём опыте, показывать своё отношение к материалу, использовать свой стиль и характерные приёмы речи. Если долго читать Хабр, начинаешь ценить авторские образы, потому что узнаёшь отдельных пользователей, не глядя на никнейм. Поэтому мой совет: будьте собой и транслируйте текст от себя, со своими фишечками и эмоциями (конечно, цензурными, а то всякое бывает). Но опять же, если вам комфортно в рамках научного стиля, не принуждайте себя писать в публицистическом — доносите до аудитории тот контент, внутри которого вам комфортно как автору и как профессионалу.
Подобрать байки и случаи из практики
Это очень хороший приём, который позволяет рассказывать интереснейшие технологические вещи, помогает упростить материал без ухода в примитивность, разбивает лонгриды на удобоваримые блоки. Кроме того, байки могут быть отдельным жанром, в рамках которого вы делитесь комплексным опытом: технологическим, управленческим, жизненным. Как правило, это всегда довольно захватывающее чтение. Хороший пример этого жанра из свежего контента — серия «Made at Intel» — читатель погружается в мир недоступной ему компании, ему интересно, даже если не всё до конца понятно.
Поработать над стилем
Я уже писала о том, что стоит писать примерно так, как вы говорите. НО. Если вы запишете себя на диктофон и расшифруете запись, вы заметите, насколько несовершенна даже самая крутая устная речь: неоправданные инверсии, разговорные обороты, сложные конструкции, длинные и иногда сбивающие с толку тезисы. Это нормально: с такими моментами сталкиваешься в интервью, при расшифровке докладов и видеоуроков. Поэтому стоит поработать над стилем, взяв за базу ваши персональные речевые особенности.
Работа над стилем — это выбор вашего образа человека пишущего: лёгкости изложения, структуры, общего набора оборотов и приёмов, тональности текста, отношения к аудитории (вы друзья, вы коллеги, вы над аудиторией, вы общаетесь панибратски). Главное, стиль должен быть адекватным и релевантным вашим публикациям. Буквально недавно столкнулась с примером не самого удачного, вычурного и наигранного стиля вот в этом комментарии — аудитория сразу среагировала негативно.
Выбрать удачный момент для публикации
Когда компании и частные авторы задают вопрос о времени публикации, они ждут волшебную таблетку. Долгое время среди авторов Хабра ходил сакральный миф про «вторник, 11», что приводило к дикому валу статей в один слот времени. Конечно, работает другая формула: «Хорошая статья зайдёт даже 1 января в 00:10, а неинтересная не взлетит и в прайм-тайм». Однако бывают темы, которые и хороши, и интересны, но тяжело конкурируют в ленте публикаций — такие можно оставить до выходных, когда конкуренция в ленте в три раза ниже. «Опасные» и провокационные темы можно подать как пятничный пост, а с хорошим научпопом можно зайти вечером в воскресенье. Это всё очень рамочные наблюдения, однако иногда действительно стоит выждать подходящее время для публикации, чтобы привлечь больше читателей и комментаторов.
Главное правило хорошего текста
Главное правило хорошего текста — не пишите его по шаблонам и линейкам. Работайте с ним так, как нужно именно вам и так, чтобы было хорошо аудитории. Уважение к читателю, понимание его потребностей и ожиданий — отличный скил автора, который качается практикой работы над контентом и общей насмотренностью. На самом деле, Хабр динамично меняется, причём не только по пропорциям тем, но и по требованиям к глубине и грамотности раскрытия фактуры. Да, бывают провалы, особенно в каких-то новых и непонятных тематиках (сколько фигни про COVID сошло за крутой контент на волне пандемии!), но в целом запрос на качество остаётся высоким. Если вам важно быть не просто автором, а автором с репутацией, нужно работать над текстом с той же ответственностью, с которой вы подходите к рабочим задачам. А дальше задача автора — развиваться вместе с аудиторией, выделяя качественные запросы, а не мимолётные тренды.
И главное, не бойтесь писать!
P.S.: ждём ваши статьи 2022 года на конкурсе «Технотекст 2022»
Если нашли опечатку в тексте, выделите её и нажмите
CTRL/⌘+Enter
Автор:
Exosphere