Обычно, когда мы говорим о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) [1], на ум сразу приходит квадрокоптер (или другой представитель класса мультикоптеров, например, гекса- или октокоптер). Но строго говоря, беспилотник не обязательно должен быть мультикоптером – он может быть выполнен в виде любой механической схемы, которая ранее была разработана для пилотируемого полёта.
Например, это может быть летательный аппарат легче воздуха, то есть аэростат (воздушный шар) или дирижабль [2]. Данной статьёй мы открываем цикл публикаций, в котором расскажем в режиме «хроник лаборатории» о ходе нашего сайд-проекта по сборке БПЛА в виде стратостата [3]. Но прежде, чем что-то собирать, нужно хорошо разобраться в предмете, в его теоретической части. Поэтому мы решили начать с того, чтобы изучить динамику вертикального полёта воздушного шара.
Ничего принципиально нового, что бы не было известно до нас, мы на этом пути, конечно же, не открыли, но такой цели перед нами и не стояло. Сайд-проект, в первую очередь, делается ради интереса, для того, чтобы разработать и сконструировать что-то самим, а не только читать о чужих достижениях. В настоящей статье мы постарались изложить доступным языком основы динамики вертикального полёта аэростата, учитывая те сложности и ошибки, с которыми столкнулись сами при изучении материала.
1. Какие силы действуют на воздушный шар
Динамика полёта воздушного шара – вещь непростая и довольно капризная, так как приходится учитывать поведение ветра, которое не очень-то предсказуемо по своей природе. Именно поэтому, чтобы не утонуть на первых же шагах в чрезмерных сложностях, мы решили упростить задачу и ограничиться рассмотрением только вертикального полёта, то есть взлёта, набора высоты, снижения и посадки.
Для начала давайте разберёмся, какие силы действуют на аэростат и почему он вообще летает (а в более общей постановке вопроса – почему он изменяет свою высоту, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз).
Вертикальный полёт аэростата определяется тремя силами: силой тяжести, архимедовой силой и силой сопротивления воздуха.
-
Сила тяжестинаправлена всегда вниз.
-
Архимедова силанаправлена всегда вверх, и именно она заставляет аэростат подниматься. Поэтому эту силу ещё называют подъёмной.
-
Сила сопротивления воздуханаправлена против движения аэростата, то есть вниз при взлёте и наборе высоты, и вверх при снижении и посадке.
Отсюда второй закон Ньютона для шара в векторном виде будет выглядеть следующим образом:
где– ускорение [4] воздушного шара,– его масса.
Теперь дадим пояснения по каждой из трёх сил в уравнении (1), договорившись, что положительное направления осибудет направлено вверх. Таким образом, скоростьшара положительна, если он набирает высоту (летит вверх), и отрицательна, если он снижается (летит вниз). Ускорение свободного падениясоответственно, будет отрицательным; ускорение, вызванное архимедовой силой – положительным; а ускорение, вызванное силой сопротивления воздуха, будет иметь знак, противоположный знаку скорости.
Архимедова сила, где– плотность внешнего воздуха (атмосферы, в которой летит наш воздушный шар), а– это объём шара. Строго говоря, в качестве объёманужно брать объём всего аэростата, включая и гондолу. Но поскольку её объём существенно меньше объёма собственно шара, то есть шарообразной оболочки, наполненной газом легче воздуха, будем в качестве, для упрощения расчётов, рассматривать только объём этой шарообразной оболочки:
где– радиус оболочки [5]. В дальнейшем нам понадобится площадь поперечного сечения шара (круга радиусом). Используя это выражение мы можем записать, откуда архимедова сила
2. Как рассчитать ускорение воздушного шара
Теперь сделаем одно алгебраическое преобразование, которое позволит нам упростить формулу (1). Представим, что вся масса аэростатасосредоточена в объёме шара (оболочки). Введём понятие приведённой плотности
которая показывает, какая бы плотность была у аэростата, если бы вся его масса (гондола, оболочка, газ в оболочке) была размещена внутри самой оболочки. Отсюда полную массу аэростата можно выразить как
С массой и приведённой плотностью мы разобрались, с архимедовой силой тоже. Осталось разобраться с силой сопротивления воздуха:
где– характерная площадь лобового сопротивления, а– коэффициент сопротивления.
В нашем случае– это площадь поперечного сечения шара (круга радиусом), которую мы уже рассмотрели выше. (Обратите ещё раз внимание:– площадь поперечного сечения шара, а не его поверхности).– безразмерный коэффициент сопротивления формы, который для шара равен[W1].– по-прежнему плотность внешнего воздуха (атмосферы), то есть среды, в которой осуществляется полёт и которая оказывает сопротивление.– вертикальная скорость шара.
Теперь, используя (3), (5), (6), запишем компоненты уравнения (1) в алгебраическом виде:
(так как сила тяжести всегда направлена вниз)
Знакздесь показывает, что сила сопротивления воздуханаправлена вниз при подъёме шара и вверх при его спуске.
Правомерно также задать следующий вопрос: а стоит ли вообще учитывать силу сопротивления воздуха? Насколько значительный вклад она вносит в суммарное ускорение аэростата? Забегая вперёд, скажем, что да – стоит. Результаты численного моделирования, которые мы приведём в следующей статье, демонстрируют, что ускорение, создаваемое силой сопротивление воздуха, по порядку составляетот общего ускорения воздушного шара.
Выпишем теперь полное уравнение:
разделим его на (массу аэростата) и получим
Итак, мы получили уравнение, ради которого все вышеприведённые математические выкладки и затевались. Оно описывает зависимость ускорения аэростата от других кинематических характеристик (скорости), параметров конструкции аэростата (массы и объёма, «замаскированных» под приведённую плотность и радиус оболочки) и параметров внешней среды (плотности воздуха и ускорения свободного падения) [6].
В следующей статье мы расскажем о том, как решать это уравнение, чтобы получить значения высоты полёта, скорости и ускорения аэростата для заданных моментов времени.
Примечания
[1] Далее термины «беспилотный летательный аппарат», «беспилотник», «дрон» и сокращение БПЛА мы будем употреблять как синонимы.
[2] Основное отличие аэростата от дирижабля с точки зрения механики состоит в том, что дирижабль оснащён силовой установкой и может управляемо перемещаться в заданном направлении в горизонтальной плоскости, в то время как перемещения аэростата в горизонтальной плоскости носят неуправляемый характер, он летит туда, куда дует ветер.
[3] Хотя в конечном счёте проект будет посвящён сборке стратостата, начнём мы с обычного аэростата. Основное отличие между ними состоит в том, что аэростат предназначен для полётов в тропосфере (то есть на высотах до 11 км), а стратостат – в более высоких слоях атмосферы. Очень низкое атмосферное давление в высоких слоях накладывает на стратостаты дополнительные требования по прочности конструкции. Но уравнения динамики вертикального полёта аэростата и стратостата одинаковы, поэтому дальше, в целях упрощения изложения, мы везде будем использовать термин «аэростат» как более общий (стратостаты являются подклассом аэростатов) или же синонимичный ему термин «воздушный шар».
[4] В дальнейшем, когда мы будем говорить о скорости аэростата и его ускорении, мы будем иметь ввиду именно вертикальные скорость и ускорение.
[5] На самом деле (как видно, например, на фотографии), оболочка аэростата не является строго сферической, и иногда отклонение её формы от сферы может быть значительным. Однако пока мы примем допущение о сферичности оболочки для упрощения расчётов.
[6] Такие величины, как ускорение свободного падения, плотность воздуха, объём оболочки аэростатаи его скоростьне являются постоянными.иубывают по мере набора высоты. Уменьшение плотности воздуха в высоких слоях атмосферы приводит к уменьшению его давления, что, как следствие, приводит к увеличению объёма оболочки аэростата. Наконец, скорость аэростата изменяется всегда, когда ускорение. Таким образом, уравнение (9) описывает мгновенное ускорение аэростата в данный момент времени.
Ссылки
[W1] Коэффициент сопротивления формы – https://ru.wikipedia.org/wiki/Коэффициент_сопротивления_формы
Автор:
DmitryKryzhanovskiy