Снижаем стоимость владения крупного интернет-магазина

в 7:51, , рубрики: Agora, Centrobit, cms, e-commerce, ERP-системы, автоматизация бизнеса, оптовая торговля в интернет, платформа электронной коммерции, электронная коммерция, метки: , , , , , , ,

Снижаем стоимость владения крупного интернет магазина

На фоне быстро растущего рынка электронной коммерции, все больше компаний задумываются о снижении операционных издержек за счет формирования качественно новой IT инфраструктуры. Задача построения фундамента для серьезного on-line бизнеса становится очень актуальной, особенно для крупных компаний, имеющих off-line бизнес, а соответственно более-менее отлаженные бизнес-процессы.

Мы имеем семилетний опыт в электронной коммерции. За это время испробовали множество путей и нам кажется нащупали оптимальное на сегодняшний день решение для построения серьезного плацдарма для крупного интернет-магазина. Не претендуем на первооткрывательство, но приходится констатировать, что путь автоматизации, предложенный в статье, мы встречали в других компаниях крайне редко.

Одной из самых главных проблем IT инфраструктуры интернет-магазина является двойственность базы данных. Мало кто задумывается о том, что создавая сайт на базе СМS и ведя при этом учет в 1С у компании появляется 2 разрозненные базы данных, а позднее, каждая из них имеет свои логические взаимосвязи внутренних элементов…

Снижаем стоимость владения крупного интернет магазина

Рассмотрим основные проблемы для подобной IT — инфраструктуры, которые влияют на стоимость ее владения и сложность последующей модернизации. Вряд-ли удастся описать все проблемы, связанные с данным подходом, перечислим только основные. Остальные проблемы каждый додумает в меру опыта и способностей.

1. Создание номенклатуры в двух местах.

Сотни товаров десятки раз приходится загружать в 2 места на сайт и в 1С.
Можно многое при этом автоматизировать, но это ли не костыли?

2. Учет заказов.

Многие ведут учет заказов на сайте, потом переносят в 1С.
Извините, но это полный бред.

3. CRM функции.

Их чаще пытаются реализовать на стороне сайта, что приводит к полному отсутствию возможности сбора нормальной аналитики. Ведь реально мощную аналитику можно за дешево (относительно конечно) получить только в CRM или ERP.
К примеру, на уровне 1С доработать CRM под собственные нужды часто не получается, из-за отсутствия в 1С огромного количества данных по клиенту, которые есть в БД сайта. Если бы все данные были на уровне 1С, то и со статистикой было бы гораздо проще.

4. Аналитика для принятия важных решений.

Важными решениями считаем следующие:

  • Оборачиваемость склада
  • Воронка продаж
  • Отчет по затратам
  • Движение денежных средств
  • Баланс
  • Отчет по продажам

Нет на сайте достаточного числа необходимых инструментов для аналитики и быть не должно. А из-за 2-х баз данных, в 1С нет достаточного количества информации для получения аналитики.

5. Изменение бизнес-процессов.

С ростом бизнеса торговые процессы постоянно меняются, их приходится постоянно дорабатывать и на уровне IT инфраструктуры. Имея 2 базы данных, логику приходится изменять как на уровне сайта, так и на уровне 1С.
Например, при создании нового поля в 1С, надо его добавлять и на на сайт. Или при создании на сайте накопительных скидок, приходится и в 1С реализовывать то же самое, по аналогии.

6. База товарного контента.

Когда в торговой компании много товарного контента, часто хранилищем выступают всевозможные файлы Excel. Некоторые компании хранят контент в отдельной базе данных, из которой выгружают его на сайт и в 1С. При таком подходе появляется уже 3-я база данных. Модернизация формата контента приводит к изменениям уже в 3-х базах. Просто “великолепно”.

Предлагаемый нами способ избавляет компанию от перечисленных выше проблем. Он заключается в главном: создании единой базы данных со всеми логическими взаимосвязями на уровне 1С и полноценная, двухсторонняя синхронизация данной базы с БД сайта, которая не имеет управления, а создана только для работы с ней сайта.

Снижаем стоимость владения крупного интернет магазина

Основные преимущества подобной системы заключаются, прежде всего, в отсутствии перечисленных выше минусов предыдущего подхода. Безусловно, есть и минусы, которые опишем подробнее:

Минусы нашего подхода

1. Необходимость настраивать некоторые логические связи между данными на уровне базы данных Web.

Не смотря на то, что центральной БД считаем 1С, некоторую логику все равно придется формировать и на сайте в том случае, когда клиенту требуется сразу показывать какую-то информацию.
Пример:
Нужно реализовать на сайте расчет стоимости доставки до клиента. В 1С хранятся данные по объему и весу товара, значит можем с использованием api логистической компании реализовать и расчет. Эту логику не делаем внутри 1С, а делаем на сайте, но при этом сохраняется полная синхронизация на уровне Баз данных, поскольку после расчета на сайте, в 1С приходит заказ с полем «доставка» и с формированной на уровне сайта ценой. Также в 1С приходит информация по дате и адресу доставки.

2. Стоимость и качество кода 1С.

Рынок 1С перегрет страшным образом, найти 1С специалиста достаточно не просто. В нашем случае основные настройки и основные задачи по программированию лежат на уровне 1С.

3. Основательность подхода.

Это может являться и плюсом, однако, чаще всего, предприниматели не хотят тратить время и деньги на фундамент, а пытаются построить быстро-возводимую, дешевую и пусть менее надежную конструкцию.
Для начинающих бизнесменов так и нужно делать, однако эта статья больше адресована к тем, у кого быстро-возводимая конструкция уже достаточно накренилась или пару раз уже отстраивалась заново.

4. Единоразовая стоимость.

Вложить в it -инфраструктуру интернет-магазина 140 — 300 тыс рублей изначально может себе позволить далеко не каждая компания. В нашем случае вряд ли получится обойтись меньшими инвестициями.

Все-таки более детально опишем преимущества подхода с одной главной БД в 1С и реплицированием данной базы на уровне WEB:

1. Низкая стоимость владения IT-инфраструктурой.

Программировать на уровне сайта кажется начинающим предпринимателям дешевле, но это настолько сильно в конечном счете влияет на стоимость владения IT-инфраструктурой бизнеса, что через один-два года поддержание сайта в рабочем состоянии может обходится в 70-150 тыс. рублей (это стоимость одного-двух программистов)

Плюс, все равно придется работать и дорабатывать 1С.

Таким образом, компании с сайтом на CMS- системе, имеющие и учетную систему 1С постоянно тратят деньги на работы как на сайте, так и в 1С, имея постоянные, решаемые «костылями» проблемы по их синхронизации.

Создав плацдарм на уровне БД 1С, на сайт будет тратиться 5-10 тыс. в месяц.

2. Упорядочивание бизнес-процессов компании.

Многие компании зря пренебрегают стандартной логикой бизнес-процессов, имеющихся в 1С. Они безусловно не универсальны, но зачастую бизнес не имеет таких кардинальных особенностей, которые не дают возможности применять функционал 1С с минимальным количеством доработок.
Создавая главную БД для интернет-магазина в 1С многие бизнес-процессы изначально будут строиться правильно.

3. Значительное удешевление создания сайта, если в 1С уже ведется деятельность, заведен контент с характеристиками и имеются построенные бизнес-процессы.

В этом случае создание интернет-магазина сведется к созданию копии БД для сайта (при готовом инструменте обмена это делается за 3-5 часов.

К сожалению, российские реалии не позволяют использовать самые продвинутые инструменты для автоматизации бизнеса, которые используются во всем мире. В качестве ERP — системы у большинства компаний используется 1С. Задача по созданию грамотной архитектуры бизнеса очень часто встает перед коммерсантами слишком поздно, когда бизнес уже развит. Надеемся, что данная статья поможет принять грамотное решение при построении большого, интересного проекта.

Автор: Centrobit

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js