Крупнейшие производители электронных устройств в 2022 году столкнулись с очень сильным падением спроса на свою продукцию. И если в начале лета у кое-кого из них, а также у некоторых аналитиков сохранялись надежды на лучшее, то сейчас стало ясно, что впереди — только более сильное падение. Ситуация актуальна для почти всех видов систем, которые еще недавно были в дефиците — ноутбуков, десктопных ПК и планшетов. Что касается смартфонов, то здесь вроде немного получше, но спрос все равно падает, а значит, и продажи. О том, чего можно ждать в ближайшие годы — под катом.
Что случилось?
Не так давно аналитики из Mercury Research представили результаты анализа спроса на x86-процессоры для персональных ПК во II квартале 2022 года. Как оказалось, продажи процессоров во II квартале 2022 года снизились на 19% за год. По словам одного из аналитиков, Дина Маккаррона (Dean McCarron), настолько сильного сокращения рынка он еще не наблюдал. Правда, это лишь комментарий, данных по отгрузке компонентов Маккаррон не представил, сославшись на данные, которые находятся в открытом доступе. Согласно этим данным, объем поставок процессоров для ноутбуков сократился сразу на треть, если сравнивать со II кварталом 2021 года. У чипов для десктопных ПК сокращение тоже значительное и составляет 15%. Падение действительно очень существенное.
Сейчас представлен прогноз продаж уже не процессоров, а самих устройств до конца 2022 года и в ближайшем будущем. Так, по мнению аналитиков из IDC, продажи ПК (как ноутбуков, так и десктопов), до конца 2022 составят в абсолютном выражении 305,3 млн единиц. Это означает падение на 12,8% по сравнению с 2021 годом, когда было продано 348,8 млн. Планшетные ПК тоже явно не на взлете. До конца года, по мнению аналитиков, будет продано около 156,8 млн единиц, что в относительном выражении — минус 6,8% по сравнению с предыдущим годом. Те же аналитики считают, что общее падение продаж всех устройств, включая любые виды ПК, ноутбуков и планшетов, составит около 10,8% к концу года, по сравнению с 2021 годом.
Несмотря на падение, уровень продаж все равно выше, чем в допандемийный период (и стоит помнить, что компании все равно получали прибыль, кризисом уровень продаж в то время вовсе не был), к пиковым показателям продаж в предыдущие годы текущая ситуация уже не вернется. Причем не только сейчас, но и в 2025 году.
Насколько все сложно?
Если взять относительные значения, то спад продаж рекордный за десятилетие. Так, например, в сложном для производителей компьютерной техники 2015 году спад составил 10,4%, по сравнению с ожидаемыми 12,8% в нынешнем 2022 году. При этом с 2012 по 2018 годы рынок десктопных ПК и ноутбуков не расширялся — роста в годовом выражении не было. В 2019 начался небольшой рост на уровне 2,7%, который затем сменился бумом продаж из-за пандемии и массового перехода в онлайн-режим учебы и работы.
По мнению специалистов, в 2023 году объем рынка ПК (сюда входят и ноутбуки), а также планшетов сократится на 2,6%. Возможно, небольшой рост будет с конца 2024 года, но такие предположения могут разбиться о суровую реальность в виде экономического спада и ряда других причин.
Представители IDC считают, что расти, скорее всего, будет рынок корпоративных систем и устройств для малого бизнеса. Здесь такой показатель, как GAGR, составит 2,5% и 2% соответственно с 2022 по 2026 год. А вот рынок потребительских девайсов и устройств для государственного сектора покажет отрицательный рост, примерно -0,1%. Драйвером роста, как обычно, послужит необходимость обновления парка компьютерных систем у корпораций — тем более, что относительно в скором времени будет завершена поддержка Windows 10.
Количество непроданной техники растет
В результате снижения спроса практически на все типы ПК и планшетов, а также на SSD, жесткие диски, видеокарты и т.п., продукция продолжает накапливаться на складах производителей, а также их партнеров. Причем речь идет не только о крупных компаниях, но и о небольших вендорах, которых мало кто знает.
По данным экспертов, а также СМИ, включая китайские издания, сейчас переполнены склады тайваньских вендоров вроде Acer, Asus и MSI. Эти компании массово продавали продукцию во время роста пандемийного спроса, если так можно выразиться, а также в период дефицита электроники. Но они не сразу заметили, что спрос падает, возможно, даже надеялись на то, что это временное явление. В итоге компании оказались неспособны продать столько ПК, ноутбуков, смартфонов, сколько планировали ранее, и оказались со складами, забитыми собственной продукцией.
Для того, чтобы избавиться от постепенно устаревающих морально систем, компаниям приходится понемногу снижать цены. Если этого не сделать, то, скажем, уже через полгода цена оставшихся на складах устройств сильно упадет — просто потому, что появятся новые модели, которые нужно продавать. Поэтому лучше немного уступить в цене сейчас, чем сильно — потом.
Аналогичным образом сложилась ситуация и для производителей полупроводниковых компонентов, а также сборщиков продукции для партнеров. В качестве примера можно привести ту же тайваньскую компанию Quanta — она собирает устройства для таких крупных производителей, как Apple, HP, Dell. Этой компании не повезло больше всех. По подсчетам специалистов, она накопила продукции почти на $8,5 млрд, что очень много по меркам любой компании. Примерно половина из этой суммы — это уже готовые девайсы, а еще половина — компоненты и комплектующие.
Все плохо, лопаются пузыри и все такое?
Пока что нет. Если производителям удастся продать все, что накоплено на складах, а также снизить объемы выпуска систем, которые рассчитывались исходя из пост-пандемийной ситуации, то все будет хорошо. Как и говорилось выше, пока что уровень продаж компьютеров и планшетников все же выше, чем в допандемийный период. Определенное время производители полупроводниковых компонентов и электронных систем получали сверхприбыли, которые, при условии грамотного их использования, помогут пережить этот, пока еще, не самый сложный период.
Если не будут появляться новые негативные факторы, которые окажут давление на рынок компьютеров, то продажи будут идти своим чередом. Компании продолжат получать прибыль, совершенствовать производство и выпускать новые модели устройств. А потребители — получать продукцию по сниженным (по сравнению с периодом 2020-2022 гг) ценам. Так что пока что все относительно неплохо, а что будет дальше — посмотрим.
Автор: Антон