Дефицит серверов, систем хранения данных и прочего оборудования, сложившийся сейчас в России, подталкивает к необходимости закупки такой техники в дружественных странах – например, странах ЕАЭС. И действительно, в России рассматривают такую возможность (по крайней мере, в отношении госзакупок), но есть один немаловажный нюанс, который сводит затею практически к нулю.
Как пишет «Коммерсантъ», российские власти не хотят повторения на рынке IT-оборудования сценария «белорусских» креветок. Поэтому Минпромторг (и в ведомстве подтвердили концепцию соответствующего документа) согласен на поставки евразийской электроники, только если она будет действительно собираться в союзе компаниями без контроля инвесторов из стран вне ЕАЭС.
РФ настаивает на определении страны происхождения электроники по правилам, согласно которым производители электроники из ЕАЭС должны будут иметь полный стек конструкторской документации на изделие, исключительные права на товарный знак и образцы исходного кода софта, собственные производственные мощности либо контрактную сборку в стране, а также сервисные центры по обслуживанию выпущенной техники. И при этом они не находятся под контролем иностранных структур.
Эти требования — попытка избежать оседания в странах ЕАЭС прибыли от поставок на российский рынок госзаказа «перемаркированной» компьютерной техники по аналогии с поставками в РФ «белорусских» креветок и иного европейского продовольствия, запрещенного контрсанкциями. В ЕАЭС, чьим компаниям гарантирован равный доступ на российский рынок госзаказа, Россия намерена добиваться реального производства вычислительной техники.
В ЕЭК подтвердили, что ждут официального поступления предложений российской стороны — они будут изучены рабочей группой антимонопольного ведомства комиссии. Впрочем, по данным источников, знакомых с темой, содержание российского предложения секретом для участников рабочей группы не является. И если требование РФ отсутствия у компаний—«производителей ЕАЭС» контролирующих инвесторов из стран вне союза больших возражений не вызывает, то, например, обязанность использования для производства союзных серверов только материнских плат союзного же производства партнеров беспокоит. «Такое производство есть только в РФ, и фактически у него появляется монополия. Как обеспечивать равный доступ к его поставкам, каковы его мощности и ценовая политика, Россия комиссии не сообщала», — сказал собеседник «Коммерсанта».