В июне прошлого года вышла первая версия программы Organic Maps — бесплатных мобильных карт для Android и iOS с открытым исходным кодом. Об этом событии я опубликовал небольшую заметку на Хабре. Весь год шла интенсивная разработка, а число установок превысило 100 тысяч. Я решил взять небольшое интервью у разработчиков Organic Maps и обсудить с ними итоги года работы и планы на будущее.
— Скорее всего, значительная часть читателей уже знакома с Organic Maps. Для тех, кто впервые слышит это название — как бы вы в паре предложений описали эту программу, кому она может быть интересна?
Оффлайн-карты для активного туризма (походы, велосипед, городской туризм) и для повседневного использования. Есть пеший, велосипедный и автомобильный навигатор (пока без пробок). В отличие от аналогов, делается упор на скорость работы, простоту использования и полную конфиденциальность (privacy).
— К моменту анонса Organic Maps были уже не просто форком MapsMe, а ушли вперёд на более чем 300 PR. Расскажите, как сложилась команда, что мотивировало участников и как велась разработка первые месяцы?
Большим мотиватором было восстановить “ламповый” MapsMe, каким он был до очередной продажи. Независимо друг от друга собрались Саша и Витя с одной стороны и Леша и Рома с другой. Очень быстро решили взяться за работу вместе. Первые месяцы активно убирали проприетарные функции (покупки, трекеры, рекламные интеграции), настраивали инструменты разработки (GitHub Actions, автосборки, автотесты), исправляли ошибки.
— С анонса прошёл почти год Organic Maps. В июне 2021 года было ли у вас какое-то предположение о том, каким проект будет к сегодняшнему дню, если да, то насколько оно оправдалось?
Было скорее видение, что надо делать. Исправление ошибок, тесная коммуникация с сообществом для фидбека, выход на более-менее регулярные релизы, робкие попытки сбора донатов. Собственно, это делали и продолжаем делать. Оправдалось то, что мы все так же заряжены развивать приложение по мере наших возможностей.
— За год с анонса в репозиторий Organic Maps было влито порядка 1000 PR, что выглядит впечатляюще. Можете обозначить какие-то основные направления по которым велась работа, какие наиболее значимые изменения были сделаны?
Убраны проприетарные функции, что кардинально повлияло на уменьшение кодовой базы и размера бандла (~100MB для всех архитектур сейчас вместе с картой мира, против более 200MB раньше). Добавлены десятки новых типов объектов.
Исправлено много ошибок в "ядре", которые не видны на первый взгляд, но улучшают работу роутинга (наверное, больше всего было отзывов о нем), стилей отрисовки карты, генератора файлов карт. В процессе работа по "отвязыванию" обновлений данных от обновлений приложения и, как следствие, более частые обновления карт. Сейчас мы публикуем все изменения в новостях на сайте и Telegram.
— В статье год назад я отметил, что разработка небольшой командой в свободное время имеет как плюсы (финансовая независимость, возможность работать в интересах пользователя), так и минусы (во многом держится на энтузиазме). Как вы оцениваете "устойчивость" текущего подхода к разработке по итогам года? Насколько помогают пожертвования?
Пожертвования помогают оплачивать необходимую серверную инфраструктуру и сопутствующие расходы. “Зарплаты” за свой труд мы не получаем, да и, честно говоря, пожертвований на это вряд ли хватит. Энтузиазма хватает, и темп разработки за год нашей небольшой командой приемлемый. Это с учетом того, что только один человек в команде работает честный full-time.
— В багтрекере Organic Maps более 800 задач, кто и как кроме программистов может помочь проекту, какая помощь требуется?
Сейчас нам можно помочь с переводами, для этого не нужно обладать инженерными навыками. Так же важна помощь в тестировании и "причёсывании" ошибок и задач на GitHub. Если есть опыт с Android или iOS, можно исправлять какие-то простые ошибки.
Лучшая же помощь, которую могут оказать нам пользователи - это рассказывать про наши карты, используя все доступные каналы. Чем больше будет пользователей, тем выше вероятность более интенсивного развития.
Про пожертвования мы уже говорили :)
— Согласно Google Play, количество загрузок версии для Android превысило 100 тысяч. Как растёт аудитория после первоначальных анонсов, известны ли основные каналы, по которым пользователи узнают об Organic Maps?
Мы позиционируемся как privacy-friendly, поэтому в приложении принципиально нет никаких трекеров, систем отслеживания и прочей аналитики. В отличие от венчурных стартапов, у нас нет необходимости постоянно показывать экспоненциальный рост аудитории. Мы развиваемся органическим путём, преимущественно через сарафанное радио, форумы и статьи на профильных ресурсах.
— Поговорим ещё немного о пользователях. Кому, по вашему мнению, стоит обратить внимание на Organic Maps? Меняется ли целевая аудитория со временем (например, с удешевлением интернета в роуминге)?
Приложение как и ранее является незаменимым помощником при путешествиях – как при городском туризме, так и при outdoor-активностях где-то вдали от цивилизации. Ключевую роль здесь играет высокая детализация данных от сообщества OSM. С Organic Maps жизнь начинает играть новыми красками – вы видите каждую дорожку, каждый ручеек, каждую лестницу, переход и автобусную остановку. Конечно, всё это возможно благодаря усилиям тысяч волонтеров со всего света, которые ежедневно пополняют базу OSM новыми объектами. Качество такой ручной работы всегда будет выше, чем любой (полу-) автоматический machine learning, как в других известных картах. Об актуальности оффлайн-карт в 2022 году можно поспорить. Действительно, ведь покрытие сотовой связи сильно улучшилось, а роуминг стал гораздо более доступным, чем десять лет назад. При этом известные популярные приложения по-прежнему предлагают возможность скачать свой город или отдельные регионы карты. Почему? Ведь Интернет, казалось бы, есть везде? Дело в том, что каждый байт, отправленный или полученный через современные 4G/5G соединения отъедает небольшой процент заряда аккумулятора вашего смартфона. Скачивание фрагментов карты, отправка различной ненужной аналитики, обмен данными для высокоточной локации – всё это непременно приводит к тому, что смартфон разряжается через 4-5 часов активной работы. Наши же пользователи могут вполне уверенно ходить по 12+ часов, не боясь остаться без карты и навигации.
— Мы рассмотрели аудиторию в целом, а можете поделиться примерами какого-то необычного, интересного применения Organic Maps, или историей от пользователей?
Один из пользователей рассказывал нам, что они используют Organic Maps в пожарном депо в одном из городов для быстрого поиска ближайших к месту пожарных гидрантов. Для этого имеющаяся бумажная карта была оцифрована в KML формат и загружена в приложение, которое имеется у каждого пожарного в бригаде.
— Organic Maps используют OSM как основу для карт, а наше интервью размещено в том числе и в хабе "OpenStreetMap". Расскажите, насколько удобно работать с OSM с точки зрения потребителя данных? Приходилось ли как-то взаимодействовать с сообществом картографов? Что стоило бы поменять в OSM, чтобы сделать удобнее для разработчиков приложений?
Формат данных OpenStreetMap при всех трудностях работы с ним показал себя достаточно гибким, чтобы описывать всю сложность окружающей действительности с максимумом релевантной локальной информации. Именно гибкость и расширяемость OSM сделало её самой популярной crowdsourced картографической платформой. Мы давно привыкли к инструментам и они кажутся нам комфортным. Так или иначе, полная открытость платформы позволяет любому желающему разрабатывать какие угодно инструменты для работы с ней. Наверное, если бы что-то было совсем неудобное, то сообщество давно бы предложило альтернативу. Мы находимся в постоянном контакте как с картографами, так и с пользователями. Здесь стоить понимать, что зачастую обычные пользователи приложения не делают разницы между самим приложением и данными в нём. Если твой любимый магазин не прорисован на карте, то в первую очередь минус уйдет нам в Google Play / App Store. С каждым таким случаем мы работаем индивидуально и помогаем пользователям разобраться в ценностях OSM и способах добавлениях данных на карту. Так шаг за шагом с каждым днем рождается всё больше и больше картографов, мотивированных улучшать карты в своем районе. Данная работа хоть и не видна снаружи, но активно нами ведется.
— Organic Maps унаследовали от MapsMe встроенный редактор карт. По началу он дал OpenStreetMap большое число новых картографов, хотя не все правки были корректны. Есть ли у команды Organic Maps планы по развитию редактора?
Признаемся честно, Organic Maps не самое продвинутое приложение для расширенного добавления новых данных в OSM. Есть более специализированные решения, предоставляющие возможность редактирования всего спектра объектов OSM с максимально возможной гибкостью. Наша же цель заключается в предоставлении базового интерфейса добавления и редактирования объектов, доступного для простых пользователей. Мы не ставим задачи покрыть все возможные сценарии, ведь это неизбежно приведет к усложнению интерфейсов и может отпугнуть пользователей. Мы продолжим расширять редактор в парадигме доступности для широкого круга пользователей.
— Мы обсудили прогресс за прошлый год, давайте теперь подумаем о следующем. Какие планы на него у команды Organic Maps, в каких направлениях планируется вести работу, что можно ожидать через год?
Прямо сейчас мы делаем поддержку альтернативных маршрутов, формата GPX для треков, а также непрерывно работаем над эвристиками в прокладке маршрутов для обеспечения комфортной навигации во всех основных режимах. Из интересного стоит также упомянуть Android Auto.
— Что скажете читателям в завершении беседы?
Путешествуйте с удовольствием, и поддерживайте Organic Maps своей обратной связью, ведь у нас нет никакой аналитики и статистики ;-)
Автор: dbf