В этом году UIDG исполнилось 10 лет, в честь чего мы решили описать историю создания и становления компании в серии постов, которые вызвали определенный интерес. Поэтому было решено суммировать свой опыт и раскрыть парочку новых фактов в специальном хабратопике. Под катом основатели UIDG расскажут о старте бизнеса, преодолении сложностей, расширении и выходе на международный уровень и дальнейших планах. Поехали!
Disclaimer: Пост носит экспериментальный характер т.к. повествование ведется, можно сказать, одновременно от лица троих главных героев — руководителей UIDG. Предложения по улучшению стиля и корректировки ошибок пишите в комментариях или в личных сообщениях.
Стартап
Основатели UIDG Group Платон Днепровский и Алексей Копылов были знакомы с 2000 года. Оба они работали в области проектирования интерфейсов, и изначально никаких планов создать совместный бизнес не было.
И Платон, и Алексей некоторое время выступали в качестве независимых консультантов (по сути фрилансеров, сохраняя основную работу), иногда выполняя такие проекты, а потом, когда заказы стали крупнее, и интенсивность работы возросла, решили работать над заказами вдвоем.
Платон: «Я до сих пор помню, как это было: я сидел вечером на работе, обсуждая с Лешей по аське новый заказ, который свалился на меня, но у меня не хватало рук. И в какой-то момент я понял, что надо выступать в таких случаях вместе, под единой вывеской. О чем мы тут же и договорились – впредь работать над заказами совместно. Это было 30 января 2003 года, именно этот день мы и решили считать днем рождения компании».
Платон Днепровский – сооснователь UIDG
К тому времени уже примерно полгода жила и манила своим примером компания Usethics – друзья и коллеги UIDG создали юзабилити-агентство и успешно работали на себя.
Первые клиенты
Клиентов искали, что называется, «в лоб»: писали письма в те компании, которым, с виду, услуги юзабилити были необходимы особенно явно. Даже делали предварительный анализ продуктов и намечали пути решения. Но, дальше нескольких ничего не значащих переписок, дело так и не пошло.
Все же проекты, и достаточно крупные, иногда находились. Так, весной и летом 2003 года друзья приняли участие в проектировании нескольких модулей внутренней системы для Росгосстраха, причем полноценно и очень активно, с полевыми наблюдениями, большими проектными встречами и т.д.
Еще раз удача улыбнулась молодой компании, когда Алексей на одном из форумов в интернете натолкнулся на обсуждение запроса от известной компании Intel на проведение юзабилити-тестов в России. В то время мало кто представлял себе, что это вообще такое, а стартап UIDG, состоящий на тот момент только из основателей, же с радостью предложил свои услуги. И, что удивительно, получил этот заказ.
Проект был большим даже по нынешним меркам – в 2 захода были проведены тесты с привлечением почти 100 респондентов. Было много суеты, иногда возникали накладки из-за большого количества посредников в постановке задач, но с заказом справились успешно и в срок. Огромная польза участия в этой работе состояла в том, что команда UIDG, как российская часть глобального международного проекта (а тесты проходили в 7 странах), получила доступ к методикам и форматам результатов зарубежных коллег. Это на тот момент очень сильно «подтянуло» нашу экспертизу в плане качества и организации такого рода проектов.
Так прошел 2003 и начался 2004 год. Проекты то появлялись, то исчезали, но к началу 2004 года команды основателей UIDG сложились отношения с компанией Aplana Software, для клиентов которой, собственно, и проводились работы. Дело в том, что американские заказчики явным образом настаивали на выделенном проектировании интерфейсов, а у Aplana такого опыта и сотрудников на тот момент не было – вот они и привлекли в проект Алексея и Платона.
И вот к весне 2004 года, посмотрев на эти планы, а также послушав предложение директоров Aplana перейти к ним на работу, друзья решились: пора увольняться, и «мутить бизнес в полный рост». Тем более что в процессе переговоров с Aplana Software возникла договоренность: Алексею и Платону сдают в аренду половину комнаты, а сама Aplana готова обеспечивать определенную загрузку по проектам. В марте 2004 года появилось юрлицо, Платон и Алексей закончили все свои дела на предыдущих местах работы, и наконец-то сели вместе в первом своем «офисе».
Алексей: «Нам выделили 4 стола, составленных вместе. Еще в комнате было столов 8-10, за которыми сидели сотрудники Aplana. И многие из них даже не подозревали, что мы – отдельная компания, а не просто странные коллеги со своими заморочками. Доходило до смешного – с нами делились тортами во время дней рождения, а также съедали наши торты».
Алексей Копылов – сооснователь UIDG
Трудности
Казалось бы, все супер – Aplana предоставила офис в полкомнаты, руководство компании дало обещания по обеспечению постоянной загрузки по проектам. Но первые серьезные сложности были уже не за горами.
Платон: «Aplana по разным причинам выполнить свои обещания не смогла, и потока проектов мы не дождались. Лето 2004 года было для нас тяжелым временем. Работы нет — с предыдущих мест мы к этому моменту уже уволились -так что пришлось какое-то время жить на остатки своих прежних заработков, а их было совсем немного. Более того — как раз перед летом мы пригласили на работу нашего первого наемного сотрудника в расчете на поток заказов, и нужно было держать обещания и перед ним. Это был Алекс Каленюк, спасибо ему огромное за помощь и поддержку тогда».
В подобном режиме компания существовала до конца лета 2004 года. Черная полоса закончилась в тот момент, когда к Платону и Алексею пришел крупный заказ от компании ForexClub, которая стала первым знаковым клиентом. Именно с этого события началось поступательное развитие UIDG. В конце 2004 года случилось еще одно знаменательное событие: к компании в качестве партнера присоединилась Наталья Кириллова. Наташа закончила программу по HCI в Техническом Университете Эйндховена в Голландии и стажировалась в Philips. В UIDG Наталья занимается продвижением компании на международном уровне и курирует развитие системы самоуправления в нашем коллективе.
Наталья Кириллова – партнер UIDG
Рост компании
Жизнь налаживалась, новые заказы продолжали поступать. В середине 2005 года появились и новые вызовы. Сейчас они кажутся смешными, но в то время ситуация была непонятной и трудной. Одновременно возникло две проблемы. Первая — организационная: компании в первый раз пришлось искать себе место для работы. Казалось бы, что может быть проще — найти удобный офис. Но опыта нет, работы много, времени катастрофически не хватает. В итоге выбрали помещение на Озерковской набережной, недалеко от станции метро Новокузнецкая. Это и по сей день самый близкий к центру офис, который когда-либо был у компании.
Вторая трудность — больше психологического плана: численный состав компании необходимо было увеличить, чтобы справляться с все возрастающим потоком заказов. Но решиться и пригласить в команду новых людей было нелегко. Слишком свежи были воспоминания о «голодном» лете 2004.
Платон: «Мы прямо-таки морально страдали. Поток заказов усиливался, а нас было лишь несколько человек. Но вдруг все закончится и новых клиентов долго не будет? В итоге мы отбросили сомнения и взяли сразу нескольких новых ребят, о чем ни разу не жалели».
Кризисное время и большие перемены
Одним из самых сложных периодов в истории UIDG стал 2009 пост-кризисный год. В 2008 году количество заказов значительно упало, клиентам было не до разработки новых интерфейсов – свести бы концы с концами. Некоторые клиенты даже разрывали активные договора, это было тяжело и неприятно.
Наталья: «Перед нами встал выбор: пойти на сокращение штата либо попытаться, затянув пояса, сохранить сотрудников, каждый из которых был дорог и как специалист, и просто как человек. Ведь у нас, как почти в любой маленькой компании, сложились довольно близкие отношения».
Был выбран второй вариант: продержаться за счет внутренних резервов и обойтись без увольнений – и сделать это удалось. В целом, можно сказать, что кризис пошел UIDG на пользу – появились свежие идеи по улучшению работы всей компании, и начался новый виток ее развития.
Наталья: «Во второй половине 2009 года, совершенно случайно (хотя я в это и не верю :)) в мои руки попала книга бразильского предпринимателя Рикардо Семлера, который описывал прямо-таки фантастический опыт внедрения практик самоуправления в своем бизнесе. Вдохновившись его идеями и почувствовав, что традиционная модель управления ограничивает наш рост, мы решили провести реструктуризацию компании».
В результате, начиная с зимы-весны 2010 года, в UIDG начали опробоваться и внедряться различные подходы и элементы самоуправления. Этот процесс активно продолжается и сейчас, а о первых успехах и неудачах Платон рассказал в докладе «как мне надоело работать руководителем» на самарском фестивале 404fest (посмотреть это выступление можно здесь).
Выход на международный уровень
Периодически, начиная с 2003 года, в UIDG поступали запросы на проведение тех или иных работ от зарубежных компаний. Иногда эти запросы даже перерастали в полноценные проекты, но случалось такое было довольно редко. Само собой, каждый такой проект был для компании целым событием. На протяжении первого года сотрудничества продолжался испытательный срок, по завершении которго UIDG был присвоен статус «полного партнера» (это наивысший статус в организации), обладатель которого получает доступ ко всем партнерским данным, а также возможность влиять на стратегию развития альянса.
Платон: «Став компанией с международным статусом, мы решили, что было бы круто делиться с отечественными коллегами не только своим опытом, но и опытом наших зарубежных друзей и партнеров. Поэтому в 2008 году мы провели первый UX Марафон – конференцию с привлечением зарубежных спикеров».
Первый Марафон прошел в форме оффлайн семинаров. Впоследствии конференция переехала в интернет, стала проводиться в форме вебинаров и получила статус международной. На данный момент состоялось уже 5 таких Марафонов.
Одним из результатов сотрудничества с UXalliance, стало проведение осенью 2012 года в Москве еще одной международной конференции — UX Masterclass. Это мероприятие стало большим событием для всей команды UIDG. Получилось неплохо — приехало много зарубежных и отечественных специалистов, и, судя по отзывам, конференция многим понравилась. Отчет об этом мероприятии можно посмотреть тут.
Подкаст
Работа, проекты – все это интересно, но хочется и какого-то творчества. Во многом, поэтому в 2013 году мы запустили собственный подкаст «Метрика» (и поэтому все фото основателей сделаны в студии). К нам в гости приходят отличные специалисты и очень интересные люди (подробнее в дайджесте) – надеемся, получается интересно и не скучно. Послушать записи подкаста можно здесь.
Вот так выглядит наш путь, будем рады если кого-то он вдохновит на свершения или укрепит веру в свои силы. Всем спасибо за внимание и удачи!
Автор: UiDesignGroup