За время праздников я подготовил для вас вторую порцию предсказаний по развитию цифровых камер на ближайшие годы. Если пропустили первую часть, почитать её можно здесь. Итак, продолжим.
Больше «кубиков»
Я большой адепт модульного дизайна. Камера-кубик позволяет быстро менять конфигурацию в зависимости от задач, будь то штатив, плечевой риг, гимбал или дрон. Эргономика – вещь индивидуальная, и модульный дизайн дает пространство для кастомизации. И на более личном уровне, модульный дизайн позволяет оператору в некотором смысле самовыразиться, построив свой персональный «идеальный» риг.
Думаю, что все больше производителей будут переходить к форм-фактору кубика. Но с модульным дизайном есть проблемы. Во-первых, он маскирует истинную стоимость камеры. Да, RED Komodo стоит $6000, но чтобы превратить его в рабочую камеру понадобится еще 2-4 тысячи долларов (в зависимости от притязаний), а RED ох как любит драть три шкуры за любой проводок и переходник.
Вторая проблема – наличие продуктовой экосистемы вокруг камеры. Какой смысл в модульном дизайне, если нет модулей? Чтобы развивать экосистему было коммерчески оправдано, между поколениями камер должна быть преемственность форм-фактора, как у ARRI (Mini => Mini LF). Отдельно хочется похвалить китайских Kinefinity - у них шикарный выбор аксессуаров и модулей для камер Mavo. А вот Sony и Canon в этом плане пока отстают: каждая новая камера – новый форм-фактор. Японцы консервативны, но рано или поздно все равно реагируют на мировые тренды, так что ждем больше «кубиков».
Камеры научатся у смартфонов
Меня трудно назвать апологетом смартфонного видео. На сегодняшний день оно выглядит паршиво и никакой угрозы для профессиональных камер не представляет, просто ввиду законов физики. Тем не менее это совсем не значит, что камеры во всем лучше смартфонов. Производители гаджетов научились вычислительными методами маскировать и преодолевать недостатки крошечных сенсоров. Смартфоны в реальном времени склеивают множественную экспозицию, анализируют изображение, выделяя лица и объекты, картируют глубину, накладывают AR-эффекты, встраивают 3D-объекты в пространство – все это помимо автофокуса и стабилизации, которые отрабатывают порой лучше, чем в профессиональной камере.
Не могу сказать, что в камерах нам необходимы AR-масочки и фейковая глубина резкости. Но как, например, насчет возможности поправить промашку по фокусу на посте? Или воссоздать информацию, потерянную в световом пятне? В камерах появится больше сенсоров – как минимум, лидары, гироскопы и акселерометры уже интегрируются прогрессивными производителями (DJI Ronin 4D). Данные с этих сенсоров помогут обеспечить работу нового поколения систем автофокуса и стабилизации. Думаю, что все эти «умные» функции начнут появляться сначала снизу, в самом массовом сегменте. Но даже элитным производителям стоит начать прокачивать не только железо, но и софт своих камер.
Удаленный контроль камеры станет удобнее
UI и UX – это еще одна область, в которой камерам стоит поучиться у смартфонов. Интерфейсы камер безбожно устарели. Они тормозят, они нелогично структурированы, они некрасивые, текст слишком мелкий, менюшки слишком длинные, настроек слишком много (говорю как человек, который любит настройки). Это справедливо в разной степени для всех брендов. Из современных камер только BMPCC обладает адекватным интерфейсом. Правда, ради него пришлось пожертвовать эргономикой, но тачскрин – правильное направление мысли.
Проблема в том, что на современных камерах все меньше и меньше жилплощади доступно под экран, ведь камеры становятся компактнее. Уже и кнопок-то толком нет на теле, а когда камера загрипована на какой-нибудь головке крана, троса или на коптере в небесах, то и возможности её потрогать нет.
Каждый раз пользуясь приложением Sidus Link для управления светильниками Aputure, я думаю – «почему такого нет для моей камеры»? Полноценные приложения сейчас есть только у RED и, как ни странно, у Z Cam. Sony и Canon нужно срочно взяться за ум и выпустить современные приложения, дающие полный контроль над всеми функциями камеры. Если тренд на «кубики» сохранится, то на теле камеры останутся лишь первостепенные настройки, а основное меню будет постепенно вытесняться в приложение для смартфона.
Беспроводной мониторинг и трансляции будут интегрированы
Нормальная реализация приложения для смартфона невозможна без стабильной беспроводной передачи сигнала с камеры, иначе теряется весь смысл. Сегодня 5-гигагерцовые передатчики стали такими маленькими, что вполне могут быть интегрированы даже в «кубики». Конечно, это не отменит необходимость во внешних решениях, если требуется передача сигнала на большие расстояния или в сложных условиях. Но по крайней мере потребности оператора и фокус-пуллера в удаленном мониторинге без задержки камера вполне может закрывать сама.
Еще одна вещь, которая элементарна для смартфона, но отсутствует в камере – трансляция по протоколу RTMP. Возможно, добавлению в камеру sim-карты и антенны для подключения к сетям LTE/5G препятствуют какие-то сертификации регуляторов. Но хотя бы трансляция через смартфон (опять же, через приложение камеры) должна стать стандартной функцией современной камеры. Всё это возможно и сегодня при помощи сторонних решений, но производители камер могли бы интегрировать этот функционал нативно и заодно реализовать его более изящно.
32-битное аудио будет встроено в камеры
32-битное аудио – это божественно. Это одна из тех функций, которая колоссально упрощает жизнь работающего профессионала, не создавая ему дополнительных проблем. Для тех, кто не в курсе, это формат записи звука в сверхвысоком плавающем динамическом диапазоне, что на практике означает две вещи: 1) аудио практически невозможно «обрезать» по громкости и 2) наоборот, даже самый тихий сигнал можно поднять, не поднимая шумовой порог. Иными словами, эта функция избавляет от необходимости контролировать уровни записи в процессе съемки.
Честно говоря, недоумеваю, почему этого до сих пор нет в видеокамерах. Судя по крошечным 32-битным рекордерам, которые вышли за последнее время (например, ZOOM F2) эта технология не требует ни повышенной вычислительной мощности, ни принципиально большего объема памяти (по сравнению с видео, увеличение аудио файлов даже на треть не играет особой роли). Также мне неизвестно про какие-либо патентные и лицензионные ограничения, которые бы препятствовали имплементации этой технологии в камерах. Особенно в камерах, рассчитанных на соло-операторов - линейки PXW от Sony и Cinema EOS от Canon были бы отличными кандидатами.
Спасибо, что читаете блог SHAGRAL Video Production! Меня зовут Григорий Шаханов, и каждую пятницу я публикую здесь свои наблюдения о трендах в отрасли и делюсь секретами коммерческого видеопроизводства. Подпишитесь, чтобы получать новые заметки!
Автор:
SHAGRAL