Много ли среди ваших знакомых выдающихся в юности личностей? Я помню, как моя подруга детства В. получала четвёрки и пятёрки по большинству дисциплин, делая «домашку» на переменах, ходила на олимпиады, а в классе была душой компании. Однажды она перешагнула через класс. Поступила в хороший ветеринарный институт. Все её называли «чудом». Спустя полтора года после выпуска она попала в психиатрический стационар с депрессией и расцарапанными руками. Сегодня она учится жить заново уже без звания «чуда».
Другая история: мой близкий человек Л. пошла в школу в 5 лет, училась отменно, без проблем запоминала стихи, обладала фотографической памятью, едва не перешагнула через класс. Все только и говорили, «какой колоссальный у неё потенциал». Спустя год после выпуска Л. вылетела из одного колледжа, потом из второго. На частных курсах и мастер-классах она постоянно выгорает, сейчас обучение даётся ей с непосильным трудом.
Ещё я помню, как Игорь учился на «отлично» почти по всем предметам (кроме, пожалуй, физкультуры), как школа отправляла его на олимпиады по информатике, а вне уроков он преуспевал на различных кружках. Конечно, он не всегда интересовался тем или иным занятием, но если что-то захватывало его, то он захватывал это в ответ. При этом его хвалили учителя, а родители называли «талантливым». Спустя несколько лет после выпускного Игоря, возможно, ещё можно назвать талантливым специалистом, но в нём нет прежней энергии. Он не интересуется новыми науками, разочаровывается во всём, за что берётся, с трудом сосредотачивается, и вообще вымотан.
Всех этих детей связывает одно: их в юности называли одарёнными. Я — это Игорь. Это история о том, как я пытался понять, что произошло со мной и всем моим «одарённым» окружением.
Легко в учении — невыносимо в бою
Когда я искал в интернете информацию об этом феномене, то нашёл следующую метафору. Представьте, что вы едете на высокоскоростном поезде, который может пересечь любую реку или мост. В какой-то момент железнодорожные пути заканчиваются, а вы были таким ленивым, езда была такой лёгкой, что вы не учились строить эти самые пути. Метафора приводилась как описание синдрома одарённого ребёнка.
Что такое gifted kid syndrome? Этот синдром описывает людей, которых вырастили, постоянно нахваливая и подталкивая к новым высотам. Стресс людей, которым ранее не приходилось трудиться для достижения результата: учёба им давалась так же легко, как дыхание. Выгорание людей, у которых после этапа взросления это самое дыхание отобрали, оставив давящее чувство, что они должны быть исключительными.
Более формальное определение звучит так: Синдром одарённого ребёнка (или «выгорание одарённого ребёнка») — это хроническое истощение, возникающее из-за несовпадения между индивидуумом и его текущим образовательным окружением.
К слову, быть одарённым и быть умным — это разные вещи. Когда ты умный, ты прикладываешь усилия для получения желаемого, а когда ты одарённый, то достаточно лишь захотеть и совсем немного поднапрячься.
Как узнать, выгорит ли мой ребёнок или я сам, когда стану взрослым? Несмотря на то, что официальных тестов или опросников нет, у синдрома одарённого ребёнка есть критерии, по которым можно сделать вывод, выгорит ли человек или уже выгорает. Признаки выгорания:
-
Человек проявляет цинизм по отношению к работе, учителям, одногруппникам, родителям и к образованию вообще.
-
Человек забрасывает любимые дела и интересы.
-
Человек выматывается от одной мысли о походе в школу или ВУЗ.
-
Повышенная тревожность, панические атаки.
-
Изменения в режиме сна или пищевом поведении. Другими словами — бессонница или сонливость, нервная анорексия и булимия, компульсивное переедание.
-
Человек чувствует себя подавленным или беспомощным из-за мелких ошибок.
-
Повышение частоты головных болей, проблем с пищеварением, иных соматических проблем.
-
Человек замыкается от друзей и семьи.
-
Человек теряет мотивацию до такой степени, что не способен делать домашние дела, рабочую рутину, или теряет коммуникативные навыки.
-
Чувство тщетности, безнадёжности или пессимизма по отношению к своему будущему.
Однако это критерии обыкновенного выгорания. Чтобы понять, попадает ли оно под синдром одарённого ребёнка, необходимо изучить школьную жизнь человека, его успеваемость в прошлом и отношение окружающих к его талантам.
Как так вышло и что можно сделать?
Почему одарённые теряют свой дар? Какая-то часть «заслуги» принадлежит классической системе образования: у неё много пробелов и дыр; к примеру, она так устроена, что большинство школьных задач можно решить «с наскоку», просто держа в уме несколько формул или правил из прошлого урока. Но самое главное: это не вырабатывает привычки трудиться. То есть, учиться — это одно, это получать навык, а работать — это... чёрт знает что, если честно. Но, мне кажется, это нечто большее, чем просто применять навык.
Как исправить: сложно сказать, как можно разрешить эту ситуацию с образованием. Есть подозрение, что система образования никогда не будет совершенной для каждого из нас, и ей нужны «костыли» вроде дополнительных занятий для развития культуры работы, а не уроков какой-то там профориентации. Или же можно выявлять одарённых детей и объяснять им, во-первых, про важность личностного ресурса, а во-вторых, про то, как достигать успеха через труд, не только через имеющиеся способности.
Кроме того, можно проводить вебинары, на которых учат работать, мотивироваться на работу, короче, трудиться. Со мной однажды поделились ссылкой на курс, где учат учиться, и было бы очень здорово сделать что-то похожее про труд, про грамотное использование своих ресурсов. Я бы сам ходил на такое.
Ещё можно отметить соревновательный момент в так называемых надстройках над системой образования: олимпиады, экзамены, специальные классы, целые школы и ВУЗы для талантливых детей создают нездоровую образовательную атмосферу, в которой на раз-два вылетаешь из заведения (из дверей, из окна — как получится).
Как исправить: моё мнение радикальное: всё вышеперечисленное — от олимпиад до ВУЗов первого эшелона — не нужно. Не надо доить старшеклассников и студентов и превращать ВУЗы в коровники, где выдаивают абстрактные «нобелевки» или что-то ещё. У меня специфичный опыт: я учился в инклюзивной школе, где, кроме меня, были не такие же озверевщие и обезумевшие от олимпиад «одарёнщики», а дети с ДЦП, РАС и другими особенностями развития. И, вполне возможно, именно благодаря атмосфере принятия и отсутствия натаскивания на результат я ещё относительно легко отделался, в отличие от друзей. Так что если образовательная система будет нацелена не на достижение учащимся всех высот, а, в первую очередь, на его интеграцию в этот мир (или же на что-то иное? предлагайте в комментариях!), то мы получим более удобоваримый и хороший результат.
Стигма выгорания и ментального здоровья в целом также усугубляет ситуацию. Несмотря на то, что мы, как ИТ-сообщество, начали больше говорить об этом и разрушать стены, в мире в целом проблемы остаются. У одарённых детей тревога и депрессия встречается чаще, чем обычно. Это связано со склонностью к перфекционизму и, как следствие, со страхом провала. Л., о которой я рассказал вначале, к примеру, до истерик боится напортачить в своих работах и сокрушается, если находит изъяны.
Да, одарённые, как правило, очень чувствительны, так что любое замечание, даже конструктивная критика, может быть очень болезненно воспринято, вплоть до того, что люди могут начать видеть ошибки там, где их нет, или же вообще сомневаться в качестве своей работы (эффект Даннинга-Крюгера?). Часто бывает так, что у детей появляется тревога просто от того, что им твердят об огромном потенциале. Разумеется, это доводит их до депрессии или заниженной самооценки.
И кстати, есть корреляция между выгоранием одарённых детей и серьёзными ментальными заболеваниями: у нескольких людей из историй выше в детстве или молодости диагностировали такие расстройства, как СДВГ и БАР.
Как исправить: применять раннюю диагностику и психотерапию тревожных состояний. Пересмотреть систему психологической помощи в учебных заведениях и вывести её качество на новый уровень. Оказывать психологическую помощь студенту не тогда, когда тот обращается, а на более ранних этапах. Можно пробовать проводить встречи учащегося с квалифицированным, клиническим психологом, тестирование (тоже качественное, клиническое). Да всё, что только можно, лишь бы избавиться от безобразия под названием «школьный психолух».
Как правило, переработки работодателем не поощряются, однако в целом считается, что если сотрудник работает сверх обозначенного времени, то это хороший сотрудник. Когда человек или целая команда достигает результата большего, чем ожидалось, то это хорошая команда. Такая культура суеты, старания и спешки, идея возвышения переработки может быть косвенной причиной выгорания одарённых. Да, несмотря на то, что человек уже выгорел, у него ещё может возникнуть желание переутомляться, двигаться дальше к своим целям, большинство из которых могут быть нереалистичными, потому что, опять же, человек был вынужден преуспевать или соревноваться, даже если это для него значит пожертвовать своим здоровьем.
Как исправить: пересмотреть культуру труда в компании.
Что делать образовательным учреждениям?
-
Дайте осмысленность работе. Покажите, как тот или иной материал связан с реальными ситуациями. У одарённых детей сильно развито чувство социальной справедливости, так что параллели между школьной работой и ценностями студентов может помочь избежать синдрома одарённого ребёнка.
-
Дайте студентам больше чувства контроля над их программой. Как правило, у учащихся мало контроля над своим образованием, что может быть причиной выгорания. Попробуйте дать людям автономность: начните с возможности самостоятельно планировать своё расписание, к примеру.
-
Предоставьте дополнительные материалы, но не делайте их изучение обязательным. Выгорание возникает из-за рутины или даже скуки, так что важно при необходимости удовлетворять интеллектуальные запросы ваших учеников, ведь только так будет ярко гореть их искра ума :)
-
Помогите учащимся с их эмоциональным словарём, сделайте непонятное понятным. Поговорите с ними об обыденных проблемах вроде перфекционизма, тревоги и депрессии. Выделив на это время, во-первых, вы построите мост между вами и учениками, а во-вторых, вам будет проще отслеживать их выгорание.
-
Повышайте в учениках осознанность и практикуйте техники преодоления трудностей. Покажите, как сами справляетесь с трудностями через копинг-механики. Это может быть сосредоточенность на осознанности, благодарность самому себе; или даже время, когда вы с родителями откладываете телефоны и просто гуляете вместе.
-
Покажите, что мир не ограничивается образованием и работой. Одарённые с рождения стремятся закончить школу и ВУЗ и могут ещё со старших классов оттачивать навыки в составлении резюме, что может привести к выгоранию. Что логично: любой человек, у которого жизнь состоит из работы и учёбы, обречён на выгорание. Проведите детям уроки приготовления еды, посмотрите документальное кино про грибы, поиграйте в настольные игры — делайте всё, что вернёт людям улыбку и восхищение окружающим миром!
Что делать коммерческим организациям (кадровикам)?
-
Примерно как в первом пункте для образовательных учреждений. Показывайте сотрудникам, как их действия влияют на окружающий мир, и предоставляйте им возможность влиять на него. Отправляйте в корпоративную рассылку истории, скажем, о социальных проектах, которые делают люди, или как ваши сотрудники работают волонтёрами в свободное от работы время.
-
Коммерческая компания — тоже в каком-то смысле образовательное учреждение. Так что здесь действует то же правило: у сотрудников должна быть возможность планировать своё профессиональное обучение.
-
Одарённые кадры много сил и времени уделяют развитию профессиональных навыков, поэтому предлагайте им совершенствовать личностно-социальные качества (soft skills). В стране полным-полно школ по Kubernetes и Spring, но это не значит, что нет других учреждений. Также в личностном развитии могут помогать психологи и коучи. Да, бизнес-тренер — это не приговор, я сам проверял. Уверен, если бы я начал ходить к коучу раньше, то избежал бы двух третей нервных срывов и конфликтов на работе.
-
Проводите больше дружеских встреч внутри команд, выездов на природу и прочих мероприятий, развивайте корпоративную культуру в целом — так одарённые люди будут вспоминать, что жизнь не заканчивается на работе; а если им будет трудно или они по своей натуре замкнутые, то смогут рассказать в абстрактном баре больше, чем на всех встречах тет-а-тет вместе взятых.
Вместо заключения
Этой статьёй я хотел рассказать о феномене одарённых детей, его природе, проблемах и способах решения. Надеюсь, я не только справился с этим, но и смог вас заинтересовать темой развития исключительных личностей в целом. Это не было бы возможным без материалов по ссылкам ниже. Спасибо их авторам.
Автор: Игорь Овсянников