2019-й год я встретил, работая в отделе визуализации медицинских данных в медицинской госкомпании. На тот момент я имел небольшой опыт работы непосредственно разработчиком на C++ (около 1,5 лет) и заполненный на английском языке профиль в LinkedIn. Я придерживаюсь мнения, что нужно и стоит иметь опубликованное резюме и периодически проходить собеседования, чтобы быть в курсе, что происходит на рынке и что и как спрашивают на собеседованиях.
Где-то с января 2019-го года я стал получать сообщения в LI с предложениями пообщаться. Было достаточно много сообщений от разных рекрутинговых и не только компаний, которые, как я понял, набивают периодически собственные базы и поэтому обзванивают людей. Но среди предложений были и достаточно интересные в локациях от Москвы и Финляндии до Германии и юга Франции. Правда, ни одно предложение не дошло на тот момент до предложения о работе.
Жизнь продолжалась, работа тоже, надвигалось лето с длинным запланированным отпуском. За неделю до отпуска мне пришло сообщение с предложением о собеседовании от HR компании Люксофт. Времени перед отпуском не было, поэтому сообщение было злостно проигнорировано (спойлер: всегда отвечайте HR!, они хорошие!). Но перед самым отпуском жена говорит: «А чего это ты не ответил? Напиши им, что уезжаешь в отпуск и сможешь говорить после него». Так я и сделал, но в ответ мне сказали, что позиция достаточно срочная и если у меня вдруг есть возможность, то были бы рады пообщаться раньше. Ну хорошо, давайте. Договорились о первом собеседовании.
Наступила среда, день х, подключаюсь. На той стороне сидит загорелый мужчина, рассказывает мне о работе. Хорошо пообщались, порасспрашивал он меня о C++, о работе, о мнении о всяких вещах. Осталось приятное впечатление. На том и разошлись.
На следующий день ближе к вечеру я получаю сообщение о том, что со мной хотят провести второе собеседование.
Понедельник. Интервью. Связываются со мной менеджеры проекта и говорят: «Мы смотрим у тебя всего 2 года опыта, а нам о тебе фидбэк слишком хороший оставили. Чем докажешь?» Пообщались мы, проверили мой английский. И вроде всё нормально, но осталось ощущение, что это провал. Ну и ладно. Отпуск же =)
Еще через день мне пишут: «Нужно третье интервью, в четверг».
Четверг, подключаюсь, а мне говорят: «Это не интервью, а оффер-колл». Эээ… Вот так в отпуске, сидя на кухне съемной посуточно квартиры в Стокгольме, я получил оффер с переездом в Малайзию.
Дальше были еще почти целый отпуск в Скандинавии, во время которого я уже начал оформлять и подписывать удаленно документы. Вплоть до того, что один документ я распечатывал в туристическом центре Осло, а цветной скан другого документа я распечатывал, подписывал и отправлял, плывя на пароме из Швеции в Финляндию.
В Петербурге мы встретились с друзьями, чтобы ошеломить их новостью, и поехали домой продолжать оформлять документы и собирать чемоданы.
К приезду в Москву я получил полный список документов, которые нужно подготовить, и мест, где это можно было сделать. Необходимо было перевести на английский язык диплом и свидетельство о браке, получить аппрув из Малайзии о согласии нанять иностранного работника, получить разовую визу в Малайзию в посольстве, купить билеты и уехать. По плану всё должны были сделать за месяц. Но в одном месте затянулось, в другом все уехали праздновать День Малайзии на пару недель. В итоге документы были готовы только в начале октября. Как только я получил паспорт с визой-печатью о возможности въехать в Малайзию с целью работы, компания купила мне билет и забронировала гостиницу на 3 недели. 13 октября после 18-часового перелета с пересадкой в Бангкоке я прибыл в Малайзию и был встречен тем самым мужчиной, который проводил первое собеседование.
Так я оказался на острове Пенанг.
Что спрашивали на собеседованиях
Было 3 этапа собеседования: техническое общение, общение с менеджерами, оффер-колл. Тестового задания или писания кода он-лайн не было.
На первом этапе был открытый диалог о стандартной библиотеке C++: структуры данных и работа с ними. Был вопрос о многопоточности (что это, что и как с дедлоками). И, конечно, обработка ошибок. В т.ч. использование исключений: плюсы и минусы.
Сейчас понимаю, что могла быть затронута любая тема в виде открытого обсуждения.
Интервью, кстати, было на русском, что меня сильно удивило.
Общение с менеджерами проекта
Меня спросили о моём опыте, что я знаю про практики в разработке (SOLID, DRY, KISS). Была задачка на подумать и небольшой диалог на английском. В целом интервью тоже прошло на русском языке.
Оффер-колл
По сути это не этап собеседования, а обсуждение ЗП, условий работы и т.д. Важно, считаю, на этом этапе:
-
быть готовым к хоть мало-мальскому пониманию уровня жизни и необходимой ЗП в стране, куда планируете ехать (смотри numbeo.com).
-
попросить все документы: контракт, дополнения к контракту и все другие бумажки, которые будут регламентировать ваши отношения с компанией, т.к. в другой стране другие правила жизни и нужно понять что норм по этим правилам, а что не так. Например, в Малайзии 6-ти дневная рабочая неделя с всего неделей отпуска, но по нашему контракту была пятидневка с 4 неделями отпуска.
Сбор документов
Малайзия требует доказательство высшего образования в области, по которой вы туда переезжаете. Возможно, это только для линейщиков, а для высшего менеджмента не так. Точно не уверен, но мне мое образование очень пригодилось.
Если вы едете с семьёй, то обязательно требуется свидетельство о браке для супруга и документы, подтверждающие родительство, для детей, чтобы члены семьи могли получить долгосрочную визу (Dependent pass) для пребывания в Малайзии. Но этот тип визы не даёт права на работу. Т.е. работать может только тот, кто устраивается на работу. Супруга может начать работать в Малайзии, но ей нужно найти работодателя, который провернёт всю историю с документами для неё и ей придётся выехать из Малайзии, чтобы всё это сделать. В целом, не рассчитывайте на то, что супруг/супруга сможет трудоустроиться в Малайзии.
Процесс сбора следующий.
-
Со стороны Малайзии делают запрос в малайское мин. труда на разрешение принять вас на работу. Предоставляют подписанный вами контракт или оффер. Занимает 1-2 недели.
-
Вы переводите документы (диплом и свидетельство о браке) и нотариально их заверяете (в т.ч. со штампиком из малайского посольства). Обычно это делается через контору, которую вам рекомендуют. Это может занять до месяца.
-
Собрав все документы, вы подаётесь на разрешение на въезд в Малайзию. В результате вам в паспорт(а) поставят штампик(и) о том, что вы можете въехать в Малайзию и дальше получить долгосрочную визу. Это занимает 3-4 дня. У нас заняло около 10 дней. Штампик действителен 3 месяца для россиян.
4. параллельно с предыдущим пунктом обсуждается вопрос о дате прилёта, аренде гостиницы и т.д. У нас заняло дней 5 и всё было сделано и решено в последний момент. Жена переезжала на месяц позже.
Сбор документов от подписания оффера и до самого переезда занял 2.5 месяца.
Перевоз животного
Мы переезжали с котом. У Малайзии свои особые правила на этот счёт. Вы не можете просто въехать с животным в Малайзию. Из большинства стран, в т.ч. и из России, животное должно пройти недельный карантин на стороне Малайзии. И вы не можете всё оформить сами, т.е. по закону можете, но фактически это невозможно, поэтому услуга перевоза животного: запрос на разрешение на ввоз, приём его в аэропорту, помещение в карантин, - делается «агентами». Их услуги стоят от 600 евро (это только услуги агента! билет на животное не входит в эту сумму!).
Для перевоза кота потребуется связаться с агентом, собрать документы на вывоз из России (как и для любой другой поездки животного за границу), предоставить документы агенту, который подготовит бумажки на своей стороне и предоставит их вам. Вы же с этими бумажками и животным прилетаете в Малайзию, где агент заберёт животное, отвезёт его в карантин. Но вам потом нужно будет животное посещать, желательно ежедневно, т.к. уборка и кормёжка не входит в обязанности карантина.
В процессе сбора информации о переезде в Малайзию мы нашли человека в Куала-Лумпуре, который помогал перевозить животных. Его услуги стоили примерно 60 евро. Но это на самом деле полулегально (только тссс), но все получилось.
Сколько нужно денег на переезд
-
Билеты на самолет и такси оплачивала компания, но если платить самим, то самолет стоил 500 евро на человека.
-
Отель на первые 3 недели тоже оплачивала компания, было очень удобно, 10 минут пешком до офиса.
-
Билет для кота - примерно 300 евро ( летел катаром в багаже).
-
Деньги для аренды жилья и на первый месяц проживания - лучше иметь около 4 тысяч евро.
По приезду:
-
берите переходник с английской на европейскую розетку :)
-
лучше сразу купить симку (продают по паспорту) - 6 евро в месяц
Автор:
samson28