Кризис в стоматологии: готовьтесь чистить зубы 3 раза в день

в 12:01, , рубрики: Блог компании Белая Радуга, здоровье, кризис, медицина, поставки, расходные материалы, стоматология, управление проектами
Кризис в стоматологии: готовьтесь чистить зубы 3 раза в день - 1

Отечественных расходников, оборудования и комплектующих у нас меньше 2%. Сама модель клиники на краю прикладной науки в том, что у нас есть лучшие игрушки со всего мира. С момента начала событий прошло около трёх недель. Мы ещё не до конца поняли, что случилось в целом и какие будут дальше последствия, но цены на всё уже выросли.

В отличие от других отраслей у нас не прекратились никакие поставки. Точнее, например, есть несколько американских поставщиков фармы. Двое отказались, а третий и четвёртый решили расширить доли, потому что рынок России большой. Почему они остались? Официально, потому что биоэтика предполагает, что от медикаментов страну отрезать нельзя даже санкциями, а реально, потому что это сулит им сверхприбыли.

Отвалился один из американских поставщиков комплектующих для оборудования. На связь вышли китайцы, на чьей фабрике он производился, и сказали, что они давно уже выпускают всё то же самое, но с другими наклейками на корпусе. Даже пресс-формы корпусов те же самые. Понятно, что с поддержкой и гарантией там чуть хуже, но ничего никуда не потерялось.

Пациенты, соответственно, как и при любом кризисе, хотят закрыть максимум вопросов здоровья как можно быстрее. Мы даём возможность зафиксировать цену плана лечения (он иногда бывает на 24 месяца) при условии предоплаты расходников, чтобы закупить их сейчас. Просто поднять цены, как всем нам кажется, не совсем этично.

Русских врачей поливают помоями в международном сообществе.

Пациенты плачут на приёмах.

Многие вещи подрожали. Когда я увидел новый прайс на зубные щётки с повышением на 70%, то сначала не поверил своим глазам, перезвонил спросить. Да, это правда.

Всё вокруг напоминает старый добрый 2014-й год, когда доллар вместо 30 рублей вдруг стал 90. Но паники больше.

Что происходит в медицинском сообществе

Русских врачей ненавидят и поливают помоями все, кому не лень. Время от времени раздаются голоса, что медицина вне политики и что глупо так себя вести, но их заглушает хор людей, следующих трендам. Многие европейские врачи подписали петицию, чтобы в Россию не поставлялись технологии. Как человек, дававший клятву Гиппократа, я не могу их понять даже близко: они, фактически, подписываются на осознанное ухудшение медицинской помощи.

С другой стороны, я могу понять тех, кто испытывает боль от происходящего. Я соболезную всем тем, кому стало плохо в результате текущих событий. У нас есть украинский разработчик, он пишет про взрывы время от времени.

Внутри клиники мы договорились не говорить о политике вообще. В том числе с пациентами. Придумали несколько шаблонных фраз, чтобы вежливо отказывать в продолжении диалога. На несколько дней клиники превратились в островок спокойствия. Пациенты приходили, ложились в кресло, врачи о них заботились, пациенты расслаблялись и плакали. Конечно, у нас пациенты, бывают, плачут от облегчения или чтобы снять страх перед стоматологом, но сейчас причина другая. У нас можно расслабиться, а людям в первые дни было тяжело. К концу второй недели стало попроще, адаптировались.

В личных контактах творится сущий ад. Большинство тех, кто работал или общался с нами из европейских стран, не понимают, что происходит. Украинские коллеги просто ругают нас на чём свет стоит. Я терплю и прошу терпеть остальных. Дело в том, что ситуация закончится, а скриншоты останутся. А нам нанимать этих людей, потому что в Европу их не пустят работать по специальности, с украинской передовой стоматологией, похоже на несколько лет история не продолжится, а самые высокие зарплаты здесь, в Москве и Петербурге. В перспективе пары лет я бы хотел нанять лучших специалистов с этого рынка.

Сейчас европейские врачи зовут украинских коллег к себе ассистентами, просто чтобы они могли выехать из страны и где-то работать. Увы, я жил в Европе и очень хорошо понимаю, что будет дальше, скорее всего. Когда страсти улягутся, в медицину наших коллег никто не пустит: для этого нужно либо подтверждение диплома, либо переучиваться, фактически, заново. Процедура подтверждения на иностранном языке достаточно сложная, обучение дорогое. Это один из главных сдерживающих факторов от релокации, кстати. Если ИТ-специалисту рады везде, то вот врач по текущей модели не должен создавать конкуренцию тем, кто отучился в стране. А дальше вряд ли хирург мирового уровня будет работать медбратом у известного врача или официантом в ближайшем кафе. С очень высокой вероятностью он уедет назад в страны СНГ. Формальные признаки и бюрократия там работают гораздо жёстче, чем у нас. Вот в обсуждении детали про алгоритм такого процесса.

Я знаю клиники, откуда врачи уехали в панике в Турцию и другие страны. У нас не уехал никто. От состояния руководителя зависит состояние предприятия. Мы доктора. На нас привыкли полагаться. Мы не провайдеры мнений. Чтобы быть провайдером мнений, надо иметь объективную информацию. У нас её нет, зато есть другие навыки.

Что делают пациенты

В России так часто случались кризисы, что пациенты уже давно имеют устоявшуюся модель поведения: скупить технику, вылечить всевозможные проблемы (в первую очередь закончить с зубами, потому что это дорого), затем уже делать всё остальное. В конце февраля пациенты с Хабра приезжали на приёмы с новыми ноутбуками в коробках: утром за ними, вечером к нам. Возможно, это были те, кто готовился к релокации, лечил зубы перед Европой и покупал ноутбук вместо десктопа, не могу точно сказать.

У нас дорожают расходники и фармацевтическая продукция. Мы пока не видим всю картину, но, по ощущениям, общий рост стоимости услуг в итоге будет в районе 17-21%. Мы уже подняли цены на 10% примерно, скоро сориентируемся точнее и поднимем ещё раз, но уже медленнее.

Поднимать цены день в день я не считаю честным по отношению к пациентам. Это касается и тех, кто ещё не начал планы лечения, но особенно тех, у кого такой план уже есть. Например, если мы ждём остеоинтеграции имплантата, то пройдёт несколько месяцев, прежде чем пациент получит коронки. А они будут дороже сметы, что не очень этично. Соответственно, мы предложили следующую схему:

  1. Пациент оплачивает до конца марта 50% будущего плана лечения.
  2. Это фиксирует цену плана лечения.
  3. Мы сразу закупаем все нужные расходники и резервируем их за пациентом.

То есть сейчас, если вам нужно решить проблемы с зубами, можно зарезервировать цену плана лечения по частичной предоплате. Работает до 30 марта для всех. Скидка 5% для тех, кто с Хабра, тоже действует и как обычно, и в рамках этого предложения.

Возвращаясь к заголовку поста — теперь запустить гигиену рта обойдётся вам дороже, чем раньше. Если у вас быстро растёт зубной камень, как у большинства ИТ-специалистов, старайтесь чистить зубы лишний раз в день. Даже не чистить, а полоскать рот водой после обеда и после пиццы–печенек. Слабый раствор чая тоже подходит (а вот кофе, чифирь и кола нет).

Ещё немного про поставки

За год мы посчитали экономику развития клиник. Естественно, закупка в финансовом плане почти в два раза ниже, чем сейчас. Но у нас расходники в структуре затрат занимают не главную роль, обычно речь про 10-20% от стоимости вмешательства. Больше всего в структуре затрат у нас фонды оплаты труда. Позже будет понятно, что и как поменялось в плане, — мы готовы к новому циклу перерасчётов.

Деградировать по материалам и средствам мы не будем. На российские импланты мы перейдём только при одном условии: когда будем уверены, что с ними не будет проблем ни при установке, ни через 20 лет при обслуживании. Независимо от кризиса, пока такой уверенности, увы, нет. Будем закупать дороже то, что не подводит.

Нужно будет наращивать запасы ходовых вещей. Например, к нам сейчас должны приехать специальные лотки из Италии. Итальянцы говорят, что пришлют их, но не говорят когда. Возможно, для них пара лет ожидания нормальна.

Мы сейчас строим пятую клинику, там рентген-кабинет. По нашему законодательству рентген-кабинет проектируется сразу с конкретной установкой и проект защищается уже под неё. И вот подрядчик спрашивает: «Артём, а ты уверен, что у тебя эта установка приедет?» Я не уверен. Я знаю, что достану качественный аппарат, но до конца марта не могу сказать какой. В целом, нужно минимум 2–3 месяца, чтобы поменять логистические цепочки. Или вот аппарат для закиси азота застрял где-то в дороге, мы его очень ждём, он нужен в четвёртой клинике; пока переводим пациентов хирургического бокса в другие.

Расходники вроде полировочных дисков самые простые. Очень много всего изготавливалось в Китае, и там просто готовы продавать то же самое, но с другой наклейкой на упаковке. Если по комплектующим для оборудования ещё важна поддержка, инженеры, ответственность за сборку и настройку по месту, то в случае обычных расходников это прямые аналоги.

При этом имеющиеся поставщики не хотят окончательно уходить с рынка. Для них это возможность отдать огромную долю китайским или южнокорейским конкурентам, и они прекрасно понимают всю боль этого события. С теми, кто «выскочил», сейчас диалоги в духе «ну, мы же сможем вернуться и восстановить всё, как было, да, сможем же?». Очень хочу отправить некоторым из них мем с Натали Портман. Но не отправляю.

В целом, поставки склеятся. Вопрос в том, что зарплаты людей не вырастут пропорционально новым ценам, поэтому пока не совсем понятно, что будет дальше со спросом.

Мы в первые дни кризиса закупились на полтора месяца вперёд, потихоньку добираем по мере расходования. Пока ничего критичного в поставках не ушло. Медицина достаточно трансгранична в этом плане.

В целом

Вроде, первая паника прошла. Люди всё такие же нервные, напряжённые, скрипят зубами чаще обычного. На приёмах в хирургии особенно много проблем. Если пациент взволнован, то оперировать его нельзя: ещё стрельнет гипертоническим кризом. Предлагаем бар неподалёку, где можно обсудить политическую ситуацию. Но, кстати, назад никто с зубами на реплантацию не приходил, по крайней мере, пока. Надеюсь, так и будет дальше.

Автор: Артём Газаров

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js