Миссия марсианского вертолёта Ingenuity официально продлена до сентября. В итоге, если всё будет хорошо, вертолёт проработает на Красной планете около полутора лет, и не факт, что на этом его миссия действительно завершится.
Менее года назад мы даже не знали, возможен ли управляемый полет вертолёта на Марсе. Теперь мы с нетерпением ждем участия Ingenuity во второй научной кампании Perseverance. Такая трансформация мышления за такой короткий период просто удивительна и является одной из самых исторически важных в истории освоения воздуха и космоса
Как сказано на сайте NASA, новый регион, который будет исследовать вертолёт вместе с материнским ровером, полностью отличается от скромной, относительно плоской местности, над которой он летал до этого. Веерообразная дельта шириной в несколько миль, образованная древней рекой, возвышается более чем на 40 метров над дном кратера. Дельта, заполненная зубчатыми скалами, наклонными поверхностями, выступающими валунами и заполненными песком карманами, которые могут остановить марсоход (или перевернуть вертолет при приземлении), обещает множество геологических открытий — возможно, даже доказательств, необходимых для того, чтобы определить, что микроскопическая жизнь существовала на Марсе миллиарды лет назад
В рамках нового этапа у вертолёта будет весьма важная и прикладная миссия: определить, по какому из двух высохших русел поедет марсоход Perseverance. Кроме прочего, данные с вертолёта помогут учёным наметить потенциальные цели.
Также NASA отмечает, что ряд обновлений ПО вертолёта привёл к уменьшению навигационных ошибок во время полета, что повысило безопасность как полета, так и посадки. Недавнее изменение ПО снимает с Ingenuity ограничение высоты в 15 метров, установленное изначально. Увеличение высоты может привести к постепенному увеличению как скорости, так и дальности полета. Второе обновление позволяет Ingenuity изменять скорость полета непосредственно во время полета. Будущие обновления программного обеспечения могут включать в себя добавление карт высот местности в навигационный фильтр и возможность предотвращения опасностей при посадке.
Отдельно стоит напомнить, что Ingenuity уникален ещё одной особенностью. В то время, как все современные космические межпланетные аппараты и роверы всегда основаны на очень старых процессорах, специально защищённых от радиации, вертолёт опирается на обычную потребительскую SoC Snapragon 801. Относительно её у учёных были сомнения, выдержит ли она повышенный уровень радиации. Как видим, детище Qualcomm без труда проработало в разы дольше, чем изначально планировали учёные NASA. Возможно, это сподвигнет инженеров в дальнейшем использовать для некоторых космических аппаратов более современные решения.