Всем привет,
проблема пиратства ни раз и ни два поднималась на просторах Хабра, и так уж случилось, что тема моей диссертации имеет прямое отношение к нему. Данная статья представляет собой выдержку из литературного обзора относительно цифрового музыкального пиратства и то, какое влияние оно оказывает. Статья будет разбита на две части: первая – краткий обзор по возможным эффектам (негативным и нейтральным) и вторая – положительный эффект, как новые возможности, которые может принести пиратство.
*данная статья рассматривает только цифровое музыкальное пиратство (Digital Music Piracy).
Виды эффектов цифрового музыкального пиратства
Противоречивая натура пиратства обсуждалась за долго до данной статьи. С одной стороны оно наносит вред звукозаписывающей индустрии, с другой же предоставляет практически безграничный бесплатный доступ к культурному достоянию. Таким образом, мы подходим к рассмотрению видов воздействия пиратства. Из существующей литературы можно сделать вывод о трех возможных сценариях:
— Пиратсво снижает продажи и вообще зло (Zentner, 2006);
— Нет связи или оная слишком слаба между пиратством и музыкальной индустрией (Bhattacharjee et al., 2005);
— Существует ряд работ утверждающих, что бесплатный обмен файлов положительно влияет на музыкальные продажи (Andersen and Frenz, 2008; Gopal and Bhattacharjee, 2006).
Что ж давайте рассмотрим каждый эффект в отдельности.
Негативный эффект
В течение 90х годов можно утверждать, что музыкальная индустрия была очень даже успешной. Согласно статистике по глобальным музыкальным продажам за 1990-2003 гг. (Zentner, 2006, p. 64) (график 1) продажи почти, что удвоились с 24,1 миллиардов в 1990 до 39,4 в 1996. Тут важно отметить, что разница на пример между глобальным рынком и рынком США велика, в то время как мировой показатель роста остановился в 1996 году, рынок США уверенно показывал позитивный тренд до конца 1999 года (график 2).
График 1:
График 2:
Но как видно из графика 1 глобальный рынок так и не смог выйти из стагнации и в 2000 году тренд сменился на резко негативный. Даже появление официальных онлайн сервисов по продаже цифровой музыки не смогло спасти ситуацию, потому как данная ниша была занята бесплатными площадками по обмену музыкой. Поэтому, как можно сделать вывод из графиков 1 и 2, переход от CD к полностью цифровому формату произошел с очень серьезными потерями для индустрии.
Zentner в своей работе «Measuring The Effect of File Sharing on Music Purchases» (2006) обнаружил, что бесплатный обмен музыкой уменьшает возможность приобретения оной на 30%. Так же он отмечает, что данная музыка может быть распространена среди людей, не вовлеченных в нелегальное скачивание и в результате повлиять на их решение относительно покупки.
Как уже можно сделать вывод из выше сказанного онлайн музыкальное пиратство достаточно серьезно влияет на продажи, тут важно отметить необходимость рассмотрение проблемы более досконально, потому как последствия на много опаснее не же ли снижение доходности. Данное предположение основывается на работе Wallace (2012), в которой он выделяет 3 наиболее заметных последствий музыкального пиратства.
1. Пиратство ведет к недоинвестированию в новые таланты.
Автор использует как пример состояние Испанской звукозаписывающей индустрии. Увеличение количества людей, пользующихся нелегальным контентом, свело на нет усилия локальной музыкальной индустрии в области поддержки новых талантов. Все объясняется достаточно просто, такого рода инвестиции становятся не прибыльными. Когда глобальная ситуация с музыкальными продажами начала ухудшаться, Испания не стала исключением. В период с 2004-2009 гг. продажи локальных исполнителей упали на 65%. Что привело к ситуации, когда у индустрии не было достаточно средств, для инвестирования в местные дарования. Что в свою очередь негативно сказалось на объеме «производства» локальной музыки и как результат на развитии культуры в целом.
2. Страх перед потерями заставляет инвесторов избегать некоторые рынки.
В качестве примера был использован Китай и тамошняя ситуация вокруг интеллектуальной собственности, которая может быть охарактеризована как неадекватная. Одна из ключевых проблем связана с местным законодательством, которое направленно на борьбу только с теми пиратами, которые получают прибыль от незаконной деятельности. Такое положение вещей явно кажется устаревшим т.к. самые большие файлообменные сервисы функционируют на бесплатной основе для пользователей. Так же имеется статистика, которая показывает, примерно только 1% китайских потребителей, платят за музыку. Что дает почву для размышлений рекорд компаниям о целесообразности инвестиций. Таким образом, страна теряет возможность привлечь международных инвесторов, которые бы вложились в развитие локальной культуры и помогли найти и взрастить новые таланты.
3. Пиратство сокращает рабочие места.
Спад продаж всех сильнее ударил по компаниям из США, т.к. именной они владеют около 45% рынка (Zentner, 2006). Что же происходило на рынке США!?
— Как следствие глобального и локального пиратства, экономика США ежегодно теряет в среднем 12,5 миллиардов долларов
— В результате было уничтожено порядка 71 060 рабочих мест, из которых 26 860 приходится на звукозаписывающую индустрию и относящиеся к ней индустрии, и 44 200 мест в других задействованных индустриях США.
— Из-за пиратсва работники США недополучали 2,7 миллиарда долларов ежегодно. Из которых непосредственно на музыкальную индустрию приходилось 1,1 миллиарда, и 1,6 на остальные.
— Ну и венцом всего являются налоговые потери государства, которые составляют 422 миллиона долларов ежегодно.
(Siwek, 2007, p.1)
Хотя данные приведенные выше относятся к периоду 2005-2006, можно утверждать, что тренд сохранялся в плоть до 2011 года, когда по данным RIAA (RIAA Music Shipment Data, 2012) закончилось падение продаж.
Слабое или никакое воздействие муз. Пиратства на индустрию
В своей работе “The Effect of Digital Sharing Technologies on Music Markets” (Bhattacharjee et al, 2005) авторы поставили себе цель выяснить, какое влияние нелегальный обмен музыки оказывает в целом на индустрию. Создатели работы использовали как базис понятие гарантированная выживаемость в чартах при дебютировании. Важность такого явлении как дебютная позиция была рассмотрена в роботе Strobl and Tucker (2000). «Время, проведенное в чартах, сократилось на 42% после очистки данных от других переменных. Тем не менее, при детальном рассмотрении выяснилось, что альбомы, дебютировавшие в топе, почти не пострадали. Больше всего досталось альбомам менее популярных исполнителей» (Bhattacharjee et al, 2005, p. 25). Таким образом, авторы показали, что пиратство не помогает «выживаемости». Хотя и отсутствует влияние на топовые работы, все же, менее популярные работы попадают под удар.
Эта идея так же находит свое отражение в работе Hammond (2012). Но тут важно отметить, что было проведено исследование (Page and Garland, 2009) в котором обнаружено что:
1. На топ 5% популярной музыки приходиться 80% всех закачек.
2. Этот же топ 5% имеет 90% всех продаж.
Т.е. можно делать вывод о том, что музыкальное пиратство оказывает достаточно слабое влияние на индустрию в целом.
Вместо заключения
Как промежуточный итог можно отметить, что количество работ, которые поддерживают идею отлиную от «пиратство — зло» в десятки раз меньше чем тех, которые против пиратства. Что наглядно можно видеть даже из данной статьи. Но «мир не без добрых людей» и поэтому находятся те, кто пытается рассмотреть проблему с разных сторон.
В следующей статье речь пойдет о том, что пиратство может оказывать положительное влияние на музыкальную индустрию.
Спасибо за внимание!
Автор: Alaren_Smith