Всем привет!
Однажды меня попросили решить такую задачку в области транспортной логистики:
Есть грузовые машины, которые изначально готовы стартовать в разное время из разных географических точек.
Есть груженые рейсы, на которые нужны эти машины. Погрузка в среднем займет какое-то известное время, затем машина должна доставить груз в пункт назначения. Потом она может ехать на следующую погрузку и т.д.
Нужно написать математическую модель, которая скажет для каждой машины, на какую погрузку более оптимально её направить, чтобы максимально количество груженых рейсов было бы обслужено.
Поскольку я работала на тот момент с IBM CPLEX Solver, то его и взяла в качестве ядра решателя. А как я решала эту задачу – всё под катом.
Тип модели будет CP, т.е. оперировать будем интервалами.
Множества, которые даны по условию задачи
1. Доступные автомобили – cars
2. Географические точки, куда или откуда наши автомобили могут стартовать или приезжать, т.е. точки погрузки, старта, разгрузки. – points
3. Кортеж для хранения информации о старте машин - StartDateCar
<carId, carStartPoint, carStartTime>
carId
– идентификатор машины
carStartPoint
- точка начала движения машины
carStartTime
- время начала движения каждой машины
4. Кортеж из 5 элементов для хранения данные о требуемых погрузках - Shipments
:
<shipmentId, startShipmentTime, stratShipmentPoint, shipmentDuration, finishShipmentPoint>
shipmentId
- идентификатор погрузки,
startShipmentTime
– начало погрузки
stratShipmentPoint
– географическая точка погрузки
shipmentDuration
– время погрузочных работ
finishShipmentPoint
– пункт назначения, т.е. куда нужно отвезти груз
Мы знаем, что машину ждут на погрузку к определенному времени. Если машина к этому времени не приехала, то и этот груженый рейс ей не достается.
Матрица
Поскольку мы знаем физические точки на карте, то можем посчитать расстояние, а также среднее время пути для автомобиля. Оформить и использовать эту информацию удобнее всего в виде матрицы. Столбцами и строками матрицы будут наши географические точки, а в ячейках матрицы будет храниться среднее время поездки из точки А в точку Б. Назовем матрицу DistanceMatrix
.
Интервалы
Определимся, какими интервалами будем оперировать.
1. Интервалы начала доступности автомобиля
dvar interval StartInterval[c in cars] in startTimeCars[c]..startTimeCars[c] size 0;
2. Интервал погрузки и интервал разгрузки
dvar interval StartShippingInterval[c in cars][sp in shipmentIds] optional in stratShipmentTime[sp]..(stratShipmentTime[sp]+shipmentDuration[sp]) size shipmentDuration[sp];
dvar interval FinishShippingInterval[c in cars][sp in shipmentIds] optional size 0;
Последовательность
Объявим массив последовательностей для каждой машины. На них будут «жить» все наши интервалы. Получаем, что каждая последовательность из массива – это расписание для машины.
dvar sequence CarSequence[c in cars] in
append(
all(a in {c}) StartInterval[a],
all(sp in shipmentIds) StartShippingInterval[c][sp],
all(sp in shipmentIds) FinishShippingInterval[c][sp]
)
types append(
all(a in {c}) startPointCats[a],
all(sp in shipmentIds) stratShipmentPoint[sp],
all(sp in shipmentIds) finishShipmentPoint[sp]
);
Мы видим, что в первой части нашей последовательности (sequence
) объявляются множества интервалов, а во второй части (после types
) объявляются типы этих интервалов. Так вот типами интервалов являются географические точки старта, погрузки и разгрузки соответственно. В этом и основная хитрость модели.
Ограничения модели
Теперь про ту самую «хитрость». В Cplex есть такая функция noOverlap
, которая принимает на вход два параметра: последовательность (sequence
) и матрицу переходов. И цель этой функции чтобы интервалы на последовательности не пересекались и минимальное расстояние между ними равнялось объявленному в матрице переходов. Вот эту функцию то и используем:
forall(c in cars)
{
noOverlap(CarSequence[c], DistanceMatrix);
}
Матрица переходов хранит среднее время движения между физическими точками. Поэтому оптимизатор сам поймет, на какие погрузки машина не успеет доехать, а на какие успеет.
Остальные ограничения уже технические.
Ограничение, чтобы интервал старта машины был первым в соответствующе последовательности:
first(CarSequence[c], StartInterval[c]);
Ограничения, чтобы сохранить связность погрузки и разгрузки. Эти интервалы должны следовать строго друг за другом:
prev(CarSequence[c], StartShippingInterval[c][sp], FinishShippingInterval[c][sp]);
А так же если существует погрузка для этой машины, то должна существовать и разгрузка.
presenceOf(StartShippingInterval[c][sp]) == presenceOf(FinishShippingInterval[c][sp]);
Ну и нужно учитывать, что груженый рейс должна осуществлять только одна машина
sum (c in cars )presenceOf(StartShippingInterval[c][sp]) <= 1;
sum (c in cars )presenceOf(FinishShippingInterval[c][sp]) <= 1;
Цель модели
В задаче сказано, что нужно максимизировать количество обслуженных рейсов. То есть количество появления интервалов StartShippingInterval
должно быть максимальным.
maximize sum(c in cars, sp in shipmentIds) presenceOf (StartShippingInterval[c][sp]);
Но в процессе тестирования появилась еще одна просьба по оптимизации: чтобы движение автомобилей было оптимальным. То есть нужно минимизировать лишние передвижения машин, и если машина уже стоит на какой-то точке и там вскоре будет погрузка, то оптимально использовать машину именно на этой точке.
Поэтому цель модели немного трансформировалось и вторым условием добавилось условие, чтобы минимизировать время между началом погрузки и окончанием предыдущего события. То есть порожних рейсов должно быть как можно меньше.
minimize staticLex(
card(cars)*card(shipmentIds) - sum(c in cars, sp in shipmentIds) presenceOf (StartShippingInterval[c][sp]),
sum(c in cars, sp in shipmentIds) (startOf(StartShippingInterval[c][sp]) - endOfPrev(CarSequence[c], StartShippingInterval[c][sp], 0, 0))
);
Анализируем результаты
Создадим небольшой датасет из двух машин, четырех географических точек и трех груженых рейсов:
Данные для модели. Вариант 1
cars = {1, 2};
points = {1, 2, 3, 4};
StartDateCar = {
<1, 3, 0>,
<2, 1, 5>
};
// Shipments
//int shipmentId;
//int startShipmentTime;
//int stratShipmentPoint;
//int shipmentDuration;
//int finishShipmentPoint;
Shipments = {
<1, 25, 1, 4, 2>,
<2, 15, 3, 2, 4>,
<3, 40, 2, 1, 4>
};
DistanceMatrix = {
<1,1,0>,<1,2,10>, <1,3, 6>, <1,4, 19>,
<2,1,8>,<2,2,0>, <2,3,15>,<2,4,2>,
<3,1,4>,<3,2,18>,<3,3,0>,<3,4,6>,
<4,1,17>,<4,2,5>,<4,3,3>,<4,4,0>
};
Вот такие результаты получаем:
Добавим еще данных: Пусть будет 9 машин и 5 географических точек. Будем добавлять погрузки. Пусть их будет 25. Тогда первое решение тоже находит меньше чем за секунду, но наши 9 машин смогут обслужить только 17 груженых рейсов.
Данные для модели. Вариант 2
cars = {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9};
points = {1, 2, 3, 4, 5};
StartDateCar = {
<1, 3, 0>,
<2, 1, 5>
<3, 5, 45>
<4, 2, 0>
<5, 4, 10>
<6, 4, 3>
<7, 2, 4>
<8, 1, 6>
<9, 3, 4>
};
// Shipments
//int shipmentId;
//int startShipmentTime;
//int stratShipmentPoint;
//int shipmentDuration;
//int finishShipmentPoint;
Shipments = {
<1, 25, 1, 4, 2>,
<2, 15, 3, 2, 4>,
<3, 40, 2, 1, 4>
<4, 45, 5, 1, 2>
<5, 10, 4, 2, 1>
<6, 12, 4, 2, 3>
<7, 5, 2, 3, 5>
<8, 45, 5, 1, 2>
<9, 7, 1, 1, 5>
<10, 16, 2, 1, 3 >
<11, 1, 2, 2, 1 >
<12, 18, 3, 4, 2>
<13, 40, 2, 1, 4>
<14, 45, 5, 1, 2>
<15, 10, 4, 2, 1>
<16, 12, 4, 2, 3>
<17, 5, 2, 3, 5>
<18, 45, 5, 1, 2>
<19, 7, 1, 1, 5>
<20, 16, 2, 1, 3 >
<21, 1, 2, 2, 1 >
<22, 18, 3, 4, 2>
<23, 14, 3, 2, 1>
<24, 6, 5, 3, 2>
<25, 9, 5, 1, 4>
};
DistanceMatrix = {
<1,1,0>,<1,2,10>, <1,3, 6>, <1, 4, 19>, <1, 5, 3>
<2,1,8>,<2,2,0>, <2,3,15>,<2,4,2>, <2, 5, 12>
<3,1,4>,<3,2,18>,<3,3,0>,<3,4,6>, <3, 5, 17>
<4,1,17>,<4,2,5>,<4,3,3>,<4,4,0> <4,5, 9>
<5,1, 3> <5,2, 12><5,3, 17><5,4,9><5,5,0>
};
Вывод
Получили быструю несложную модель, которая рассчитает оптимальность груженых рейсов для нашего автопарка. Может быть полезна логистическим компаниям.
Модель
Модель
using CP;
execute PARAMS{cp.param.TimeLimit = 60;}
{int} cars = ...;
{int} points = ... ;
tuple startData {int carId; int carStartPoint; int carStartTime; };
{startData} StartDateCar = ...;
int startPointCats[cars] = [ i.carId : i.carStartPoint | i in StartDateCar ];
int startTimeCars[cars] = [ i.carId : i.carStartTime | i in StartDateCar ];
tuple shipmentData {int shipmentId; int startShipmentTime; int stratShipmentPoint; int shipmentDuration; int finishShipmentPoint; };
{shipmentData} Shipments = ... ;
{int} shipmentIds = {i.shipmentId | i in Shipments};
int stratShipmentTime[shipmentIds] = [ i.shipmentId : i.startShipmentTime | i in Shipments ];
int stratShipmentPoint[shipmentIds] = [ i.shipmentId : i.stratShipmentPoint | i in Shipments ];
int finishShipmentPoint[shipmentIds] = [ i.shipmentId : i.finishShipmentPoint | i in Shipments ];
int shipmentDuration[shipmentIds] = [ i.shipmentId : i.shipmentDuration | i in Shipments ];
//--------------------
tuple triplet {int id1; int id2; int value;};
{triplet} DistanceMatrix = ...;
//-------------------------------------
dvar interval StartInterval[c in cars] in startTimeCars[c]..startTimeCars[c] size 0;
dvar interval StartShippingInterval[c in cars][sp in shipmentIds] optional in stratShipmentTime[sp]..(stratShipmentTime[sp]+shipmentDuration[sp]) size shipmentDuration[sp];
dvar interval FinishShippingInterval[c in cars][sp in shipmentIds] optional size 0;
//-----------------------------------
dvar sequence CarSequence[c in cars] in
append(
all(a in {c}) StartInterval[a],
all(sp in shipmentIds) StartShippingInterval[c][sp],
all(sp in shipmentIds) FinishShippingInterval[c][sp]
)
types append(
all(a in {c}) startPointCats[a],
all(sp in shipmentIds) stratShipmentPoint[sp],
all(sp in shipmentIds) finishShipmentPoint[sp]
);
minimize staticLex(
card(cars)*card(shipmentIds) - sum(c in cars, sp in shipmentIds) presenceOf (StartShippingInterval[c][sp]),
sum(c in cars, sp in shipmentIds) (startOf(StartShippingInterval[c][sp]) - endOfPrev(CarSequence[c], StartShippingInterval[c][sp], 0, 0))
);
subject to
{
forall(sp in shipmentIds)
{
forall(c in cars)
{
first(CarSequence[c], StartInterval[c]);
presenceOf(StartShippingInterval[c][sp]) == presenceOf(FinishShippingInterval[c][sp]);
prev(CarSequence[c], StartShippingInterval[c][sp], FinishShippingInterval[c][sp]);
}
sum (c in cars )presenceOf(StartShippingInterval[c][sp]) <= 1;
sum (c in cars )presenceOf(FinishShippingInterval[c][sp]) <= 1;
}
forall(c in cars)
{
noOverlap(CarSequence[c], DistanceMatrix, true);
}
}
Автор: Ася Троян