Большинство компаний нуждается в технологиях для развития, поэтому важно, чтобы сотрудники обладали высоким уровнем цифровой грамотности. «Сетевая Академия ЛАНИТ» делится ключевыми выдержками из статьи, опубликованной на портале Searchcio.techtarget.com, о том, как ИТ-директора могут помочь укрепить цифровые компетенции сотрудников в компании.
В корпоративном мире развивается новый тренд: ИТ-подразделения по-прежнему должны уметь разговаривать на языке бизнеса, но и для бизнеса важно делать шаги в сторону повышения цифровой грамотности и использования цифровых инструментов в компании.
Поскольку технологии приобретают все большее значение, ИТ-директорам необходимо не только понимать, что входит в понятие цифровой грамотности, но и как продвигать эту тему среди сотрудников. Эти действия помогут усилить потенциал компании для внедрения инноваций и цифровой трансформации. Именно поэтому обладание цифровыми компетенциями, как на уровне руководителей, так и сотрудников среднего звена, помогают ускорить движение компаний к успеху.
Что такое «цифровая грамотность»?
Существуют разные определения, но в целом концепция «цифровой грамотности» предполагает понимание сотрудниками языка инноваций и роли, которую выполняют технологии. Прежде всего речь идет о способности осознавать, как доступные технологии могут улучшить рабочий процесс, а также создать новые возможности и изменить способ выполнения работы.
У ИТ-директоров есть все необходимое, чтобы вдохновлять сотрудников и углублять это понимание.
«Для меня продвижение цифровой грамотности в компании означает активную поддержку технологий в бизнесе», - говорит Джош Хамит, ИТ-директор компании Altra Federal Credit Union и член рабочей группы по появляющимся трендам в ISACA, профессиональной ассоциации, специализирующейся на управлении информационными технологиями.
«Ответственность ИТ-директора - быть активно вовлеченным в этот процесс и хорошо осведомленным о появляющихся трендах и вызовах, с которыми бизнес-пользователи неизбежно столкнутся. ИТ-директора могут и должны помогать бизнесу использовать потенциал технологических инноваций», - добавляет Хамит.
«Важно, чтобы в компании понимали язык инноваций и технологий, умели оценить, куда движется мир и какова ситуация на рынке», - отмечает Джефф Вонг, глобальный директор по инновациям в компании EY. - Если такого понимания не будет, получить поддержку и финансирование инноваций и цифровой трансформации будет сложнее».
5 признаков цифровой грамотности
Вот некоторые полезные характеристики компании с высоким уровнем цифровой грамотности.
-
В компании созданы конкретные определения для таких терминов, как «инновации» и «цифровая трансформация».
-
Сотрудники понимают возможности разных технологий и как каждая из них может помочь достижению целей компании.
-
Сотрудники могут здраво оценивать предложения, с которыми выступают поставщики, и задают вдумчивые вопросы.
-
Сотрудники понимают, что бизнес-технологии не существуют изолированно, а являются частью более крупной корпоративной технологической экосистемы.
-
В компании создана отлаженная система обучения технологиям, которая вознаграждает сотрудников за повышение уровня цифровой грамотности.
Почему важен высокий коэффициент цифровой грамотности
«Потребность в общекорпоративном владении цифровыми технологиями отражает то, насколько бизнес- и технологическая стратегии связаны в современном цифровом мире, - отмечает Омар Ахтар, директор по исследованиям и старший аналитик компании Altimeter, исследовательского подразделения глобальной консалтинговой компании Prophet. - Это требует, чтобы бизнес- и ИТ-функции стали равноправными участниками цифровой трансформации», - добавляет Ахтар.
На самом деле, практика показывает, что в наиболее успешных c точки зрения трансформации компаниях за управление этими процессами с большей вероятностью отвечают генеральные директора, а не руководители ИТ-подразделений. Этот тренд иллюстрирует тот факт, что преобразование невозможно осуществить только силами ИТ.
«Кроме того, технически грамотные и свободно владеющие цифровыми технологиями бизнес-команды более эффективно сотрудничают с ИТ, - подчеркивает Ахтар. - Они также с большей вероятностью оценят потенциал технологий, а также проблемы, ограничения и риски, связанные с вопросами безопасности».
Шаги, которые необходимо предпринять ИТ-директорам для повышения уровня цифровой грамотности в компании
ИТ-директора находят способы быстро продвинуть понимание значимости технологий и их потенциала для бизнеса - без глубоких погружений в язык программирования и длительного изучения, как на самом деле работают различные технологии.
Вот несколько проверенных стратегий для повышения уровня цифровой грамотности.
1. Повышайте осведомленность сотрудников по ключевым цифровым темам
Цифровое образование имеет решающее значение для любой компании, стремящейся повысить квалификацию своих сотрудников. Так, например, в рамках своей программы профессионального развития компания EY использует специальные знаки отличия, которые подчеркивают уровень технической продвинутости сотрудников.
По словам Джеффа Вонга, сотрудникам EY интересны такие технические темы, как аналитика, блокчейн, стратегия обработки данных и роботизация бизнес-процессов (RPA). Более половины участников программы получили знаки отличия в технических областях.
«Таким образом мы понимаем, что наши коллеги становятся все более продвинутыми с точки зрения обладания цифровыми компетенциями», - отмечает Вонг.
2. Создайте общий язык
Хотя ИТ-директорам давно советуют говорить на языке бизнеса, некоторые из них видят ценность в обучении бизнеса языку технологий. Тем не менее, существует т.н. кривая обучения, как говори Вонг: «Когда я впервые пришел в EY, я использовал весь лексикон из области технологий, инноваций и разработки продуктов, но организация к этому не была готова. Поэтому мы собрали группу бизнес-лидеров и утвердили понятные для всех определения терминов, которые мы используем, когда говорим об инновациях. Это позволило нам говорить друг с другом на одном языке и лучше друг друга понимать».
3. Поощряйте усилия поставщиков
«Поставщики технологий чаще всего обращаются с предложениями непосредственно к руководителям бизнес-подразделений, а не к ИТ-директорам. Это является одной из причин, по которой бизнес-команды должны лучше владеть цифровыми технологиями, - отмечает Омар Ахтар. - ИТ-директора не должны пытаться предотвратить это. В любом случае, это, скорее всего, проигранная битва, - говорит он. - Напротив, ИТ-директора должны участвовать в этих встречах. Таким образом, они могут привлечь поставщиков к обучению бизнес-лидеров технологиям и поделиться своим собственным видением потенциала технологий и новых вызовов».
«Присутствие ИТ-директора как настоящего партнера на этих встречах значительно повышает их ценность», - говорит Ахтар. По его словам, такие встречи, как правило, более информативны и влиятельны, чем письменные резюме и краткие отчеты по той же теме.
4. Воспользуйтесь преимуществами обучающего процесса
Коммуникационные и другие гибкие навыки - ключевые для ИТ-директоров, поскольку они могут помочь повысить уровень цифровой грамотности во всей организации.
Когда Райан Дуглас работал директором по информационным технологиям в Digital River, он стремился обучать коллег, рассказывая о «закулисной» динамике технологических инициатив.
«Мы можем помочь понять, чего мы пытаемся достичь, не объясняя, как работает технология, - говорит он. - Именно в этот момент ИТ превращаются в помощника для бизнеса, который становится более осведомленным в технологиях».
ИТ-директора и их команды могут делиться своей экспертизой и техническими знаниями, если в этом есть потребность.
5. Создайте культуру, которая поощряет цифровые достижения
Создание культуры в компании, которая заинтересует работников инновациями и технологиями, может иметь большое значение для обеспечения свободного владения цифровыми технологиями во всей организации.
«В EY подразделение Global Delivery Services проводит программу награждения за инновации, которая объединяет тысячи работников на хакатоны, организует карьерные мероприятия, которые объясняют и подчеркивают работу, проделанную технологическими специалистами EY, - говорит Вонг. - ИТ-директора могут рассматривать это как саморекламу, но привлечение внимания к технологической команде и ее работе помогает в этих усилиях».
«Такие мероприятия распространяют инновационную и технологическую культуру по всей организации, - добавляет Вонг. - Это помогает людям увлекаться технологиями».
6. Усиливайте знания в области ИТ
По словам Абы Догры, в дополнение к цифровому образованию, доступному для сотрудников по всему миру, Schneider Electric несколько лет назад начала свою программу Edison, чтобы еще больше расширить цифровые знания в компании. Программа предлагает новым сотрудникам пройти стажировку в ИТ-отделе.
Затем сотрудники могут перенести то, что они узнали из этого опыта, на свою работу в других функциональных направлениях компании и повысить уровень технической грамотности коллег.
7. Помните, что ИТ-директора являются техническими консультантами
Несмотря на то, что ИТ-директора поощряют усиление технологической компетентности бизнес-подразделений, они должны оставаться советниками в вопросах технологий: «ИТ-директор должен быть переводчиком в цифровой сфере и разбираться в техническом жаргоне, чтобы помогать бизнесу отличать правду от вымысла», - говорит Джош Хамит.
«Все чаще, когда вендоры приходят и представляют свои продукты и услуги, их презентации очень технические и часто включают в себя кучу специализированных модных слов, которые хорошо звучат на первый взгляд. Тем не менее, бизнес действительно зависит от ИТ-директора и ИТ-команды, которые помогают определить техническую легитимность того, что способны делать представленные продукты, а также возможности внедрения предложенного решения».
***
Все перечисленное в статье актуально и для российского бизнеса.
Недавно мы проводили онлайн-секцию «Кадры для ИТ-отрасли» в рамках конференции «Умные решения - умная страна: вызовы и перемены», где звучали схожие идеи.
С приходом цифровизации бизнес перестал существовать без ИТ, появились принципиально новые бизнес-процессы, в результате чего меняются и требования к компетенциям специалистов, растет запрос на развитие цифровых навыков у сотрудников.
Компании все чаще заказывают оценку и выравнивание ИТ-компетенций у не-ИТ-специалистов, растет спрос на «ликбезы» по цифровизации и автоматизации бизнес-процессов для широкого круга сотрудников. Работает правило: «Цифровизируйся или умри». Крупные организации (Сбер, Ростех и прочие корпорации) для решения этой проблемы разрабатывают и внедряют модели цифровых компетенций.
Мы в «Сетевой Академии ЛАНИТ» тоже видим всплеск интереса клиентов к развитию цифровых навыков персонала, причем не только в ИТ.
Часто звучит запрос – научить людей говорить на одном языке. «Вавилонская башня» случается нередко: у сотрудников разный «багаж» за плечами и соответственно разный лексикон. Решая эту задачу, к примеру, наш продуктовый отдел недавно разработал для сотрудников ИТ-словарик всех используемых в деятельности нашей компании терминов. Это простой одностраничный сайт с удобной навигацией и всеми нужными определениями. С его помощью работать стало проще и быстрее.
Многие заказчики (например, крупные банки) сталкиваются еще с одной сложностью: ИТ-департаменты разрабатывают удобную функциональную систему, а сотрудники ее возможностями не пользуются. Им некогда, не хочется, непонятно. Тут тоже есть простое решение – информирование о том, как новая система или релиз могут упростить решение текущих задач и какие три кнопки для этого нужно нажать. Форма может быть разной – от небольших информационно-рекламных роликов до микро-курсов. Это поможет персоналу разобраться с новым ПО, а айтишники будут знать, что их труд не пропал даром.
Стажировки в ИТ-отделе – тоже не ноу-хау. В компании B2B-center уже не первый год проводят «Недели открытых дверей», когда сотрудники получают возможность неделю поработать в другом отделе. Опыт коллег показывает, что такие «стажировки» – не только способ повысить уровень технической грамотности и показать, чем занимаются айтишники, но и эффективный инструмент решения проблемы дефицита кадров. В результате часть сотрудников навсегда остаются в ИТ-департаменте.
Что касается внутреннего обучения, то это самый доступный способ выравнивания цифровых навыков в компании. Для обмена опытом можно проводить семинары и митапы, привлекать ИТ-специалистов к командной работе других подразделений. Но это вы и так знаете.
Резюмируем: чтобы быть лидером цифровой трансформации, важно не только самому эффективно использовать технологии – необходимо вовлекать в этот процесс команду. Мы это называем «внедрять в бизнес цифровую ДНК». 18 февраля мы с Технопарком Сколково будем презентовать новую программу обучения для лидеров цифровой трансформации – там про это поговорим подробнее. Точно будет интересно – как минимум, нетворкинг с коллегами и экскурсия по Сколково с генеральным директором Технопарка. Приходите 😊
А как у вас выстроено взаимодействие ИТ-подразделений и ДИТов с другими отделами? Какие проводятся (и проводятся ли) мероприятия по повышению всеобщей цифровой грамотности? Насколько вообще сотрудники готовы к цифровизации? Поделитесь своим опытом!
Автор: Татьяна