Двадцать один год XXI века в мемах. Часть 3: 2011-2015

в 10:00, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Блог компании RUVDS.com, интернет-культура, мемы, Научно-популярное, Управление медиа, Читальный зал

Двадцать один год XXI века в мемах. Часть 3: 2011-2015 - 1


Первая и вторая части повествовали об интернете нулевых. Теперь мы переходим к десятым: времени всё более всеобщей интернетизации и всё большей массовости мемов. Если ещё в конце нулевых мемы из интернета были для многих в рунете чем-то экзотическим, слегка загадочным и необычным, то в десятые мемы превратились в часть обыденной жизни десятков миллионов человек.

Мемы стали использовать в рекламе и политической агитации — тем более что бурность политических событий десятых оказалась заметно большей, чем в «сытые и спокойные» нулевые. В силу этого сразу обозначу дисклеймер: целый ряд мемов сугубо политического свойства мы оставим за кадром. Щито поделать, дэсу.

▍ 2011: Эдвайс-революция, хипстеры, коты и пони

image

Рубеж нулевых и десятых был временем безраздельного господства демотиваторов. Однако в 2011 году им на смену стал приходить новый формат, которым очень скоро оказались завалены все соцсети, и особенно ВК. Этим форматом стали «эдвайсы»: квадратные картинки с животным или человеком, и надписями сверху и снизу.

Если демотиваторы чаще всего подписывались Times New Roman, то эдвайсы с тех пор и по сей день выполняются почти исключительно шрифтом Impact. Впрочем, далеко не все вообще знают, что он так называется: довольно скоро для клепания эдвайсов на любой вкус и цвет появились специальные сайты, на которых от пользователя требуется лишь выбрать шаблон и ввести свой текст.

Как явление эдвайсы зародились в пучинах имиджборд ещё во второй половине нулевых, и имели там определённую популярность. Всё началось в далёком 2006-м с Advice Dog: доброго вида собака на разноцветном фоне «советовала» учинять разные вещи: от удаления system32 до «воруй / убивай», ставшего самостоятельным мемом и дополненного многострадальными гусями.

В компанию к Собаке-Советчице ещё в тредах имиджборд добавилось немало других животных и существ: философствующий рептилоид Филосораптор, проложивший дорогу к «волчьим пабликам для реальных посонов» Смелый Волк, его наглухо поехавший собрат Безумный Волк и аристократичный Сэр Волк, психоделическая Омская Ворона, Пингвин-Социофоб, тысячи их. В 2011-м они вырвались в соцсети. К животным вскоре присоединились и люди. Всё началось с Успешного Ребёнка, ставшего шаблоном для всевозможных «винов» — и тоже понеслось, вплоть до умершего рэпера Гуфа.

Каждый персонаж эдвайса подразумевал определённую идею и стереотип, вокруг которых и вращался юмор этого формата.

imageКликабельно

Эдвайсы в исходной форме «голова на цветном фоне между двух надписей» через несколько лет вышли из моды. Но именно они во многом заложили основу для классической формы мемов десятых годов: обычно на основе фото или кадра из фильма, с одной или несколькими подписями.

Одним из эдвайсов была Ариэль-Хипстер: русалка из диснеевского мультфильма в массивных очках и с возмущённо-напряжённым выражением лица. Она олицетворяла яркий типаж эпохи, сменивший в десятых годах в качестве основного объекта интереса, подражания и хейта «эмо-кидов» нулевых.

Слово «хипстер» зародилось в США середины ХХ века, и описывало человеческий типаж, почти целиком противоположный хипстерам 2010-х. Исходно это были своего рода прото-хиппи: бедные или даже нищие чуваки, часто чернокожие, без особого образования, определённого места жительства и постоянной работы, которые «чилили на расслабоне», плясали под джаз и «не парились».

Их обожали творческие тусовки андерграундных нонконформистов, получивших название «битников»: они видели в «хипстере» отвержение американского образа жизни, яростного буржуазно-консервативного «уюта 50-х» (скрывавшего под собой тонны мракобесия и ханжества), предвестников новой свободной эпохи. В отличие от хипстеров, битники были обычно хорошо образованы, а из нонконформизма носили мрачно-европейские береты, чёрные водолазки, тельняшки и прочее подобное. Безусловно, объединяло хипстеров и битников одно: любовь к джазу и перкуссии. Эпоха битников и хипстеров ушла, во многом заложив идейные основы для революционных 60-х.

image

Хипстеры 2010-х демонстративным нонконформизмом и претензиями на интеллектуальность были похожи не столько на своих коллег по названию из 50-х, сколько на битников. С хипстерами 50-х их роднил отчасти разве что стиль в одежде, с их точки зрения, бывший модным, винтажным и глубоко индивидуальным, а с точки зрения обывателей — порой вызывавший подозрения в ограблении ближайшего мусорного бака. Новые хипстеры тоже критиковали «буржуазное общество» — но часто их критика не выходила за пределы того, что в том же 2011-м прозвали «проблемами первого мира»: вроде медленного мобильного интернета и недостаточно этичных суши.

Новых хипстеров обвиняли в том, что их демонстративный протест против массовой культуры термоядерного гламура нулевых и безудержного буржуазного расточительства тоже был, по сути, про престижное потребление и «вау-импульсы» по Пелевину. Просто на место загара и золота в качестве маркеров успеха и статуса пришли дорогие роговые очки и подчёркнуто небрежная одежда, артхаусное кино и андерграундные писатели сменили «простонародные» блокбастеры и бестселлеры, а стиль «дорого-богато» стал считаться неприличным на фоне лофта и скандинавского минимализма.

Каждый хипстер претендовал на уникальность, индивидуальность, ироничность и немейнстримность — но тренд на это был настолько мощным, что всё это уже в начале десятых стало новым мейнстримом. «We’re so unique — we’re all the same», пелось в одном из пародийных клипов о хипстерах. И было это довольно точной характеристикой. Впрочем, на мой взгляд, при всей справедливой критике хипстерства, оно как явление всё равно симпатичнее гламура.

Ещё в 2011-м усилилась мода на всяческую милоту. Взрыв популярности получил японский комиксовый кот Pusheen, по сей день остающийся очень модной франшизой с бесконечным количеством вариантов. Видеоролик с летающим котом-печеньем Nyan Cat взорвал YouTube. Но самое странное случилось с My Little Pony: мультики для детей про разноцветных пони с дружбомагией неожиданно для всех обрёл огромную популярность в среде мужиков 30-40 лет. Даже в военно-исторических сообществах умирающего ЖЖ пони были везде, потеснив сорокотысячный Вархаммер и прочие суровые забавы гиков и нёрдов за тридцать. Понифицировалось всё, что попадалось под руку, включая завирусившееся тогда же видео «Serbia strong» времён балканских войн. Потому что дружба — это магия, юзернейм!

Rage comics ещё были вполне в ходу, и продолжали пополняться новыми лицами: к примеру, тролльским yoba-фейсом и пьющим от фрустрации overconfident alcoholic в окружении бутылок. Из рисованных мемов хорошо «выстрелили» медведь из кустов с криком «шл**а», и шаблон «чего мы хотим?», которые и по сей день вполне узнаваемы и применимы без подозрений в чрезмерной олдфажности. Впрочем, уже на фоне пика популярности эдвайсов всё чаще «заходили» мемы в виде кадров с подписью: уже в 2011 году ими стали Вилли «да что ты говоришь?» Вонка, и Скрывающий Боль Гарольд.

Анимешную среду изрядно перепахала «Мадока Магика». Сериал начинался как типовая, сферическая в вакууме история про девочек-волшебниц, мило и героично превозмогающих всяческих демонических злыдней. Однако с третьей серии у ожидавших этого зрителей отпадала челюсть и пребывала там же примерно до финала. «Мадока» оказалась злой, мрачной и серьёзной деконструкций жанра «махосёдзё», породила гигабайты споров о сути происходящего. А для пущего изумления аудитории, вдобавок выход серии с жуткой катастрофой совпал с ударом по Японии сильнейшего землетрясения, цунами и радиационной аварией на АЭС в Фукусиме.

image

В игровой среде мемом года стало «Do a Barrel Roll!»: в Star Fox исполнение «бочки» делало истребитель игрока на некоторое время неуязвимым, и вдобавок этот самый совет постоянно орал заяц (не спрашивайте). В результате «Do a Barrel Roll!» стало таким же универсальным саркастичным ответом на любой вопрос «что делать», что могло сравниться по популярности и общеизвестным только с советским ещё мемом про «снимать штаны и бегать».

Ну а начавшая выходить в 2011 году «Игра престолов» на большую часть десятых годов стала едва ли не главным сериалом десятилетия. Она сильно отличалась от привычного фэнтези обильной демонстрацией секса и смертоубийств, причём и тому и другому персонажи подвергались обильно и внезапно не вполне в логике привычных и приевшихся сюжетных тропов. Хотя конец Эддарда Старка был, цитируя мем 2009 года, немного предсказуем.

Ведь нельзя просто так взять и оставить в живых персонажа Шона Бина!

А ещё в 2011 году был пойман тот самый язь, который «рыба моей мечты». Но он уже тогда всех задолбал.

▍ 2012: Упоротый Лис и Grumpy Cat танцуют Gangnam style

image

В 2012-м все ждали конца света по календарю майя, но вместо прилёта Нибиру с рептилоидами случился op-pa, Gangnam style.

Южнокорейский клип исполнителя PSY пародировал зашкаливающие гламур и понты сверхдорогого сеульского района Каннам. В переводе на российские реалии это было бы что-то наподобие «эх, рублёвский стиль». До сих пор не совсем понятно, почему именно эта песня с запоминающимся мотивом и танцем просто разорвала мировые интернеты. Но вышедший в июле клип в сентябре набрал рекордное число лайков на Youtube, в ноябре стал абсолютным рекордсменом по числу просмотров, а в декабре означенное число впервые в истории преодолело отметку в миллиард просмотров. Во вторую половину 2012-го «опа гангам стайл» и бесконечные пародии на него звучали из каждого утюга.

Но не PSY единым отметился 2012-й в истории мемов. Эстафету завоевания котами интернет-пространства принял Grumpy Cat. Так прозвали кошку по имени Tardar Sauce с необычным, мрачным и сердитым выражением мордочки из-за особенностей генетики и развития. Недовольного вида кошка покорила сердца интернет-аудитории, став персонажем бесчисленных мемов и фотожаб, а затем и мировой знаменитостью.

image

Своего рода печального вида мем-парой к Grumpy Cat стал Упоротый Лис: неудачный эксперимент британской таксидермистки. Потрёпаный лис, сидящий на стуле с отсутствующим взглядом то ли то из-за осознания экзистенциальных бездн, то ли от тонны принятых веществ, стал немногим менее популярным для клепания мемов, чем Сердитая Кошка. Тема веществ и последствий их употребления вообще была популярной в 2012-м: в том же году в рунете распространились веб-комиксы про Вонни: глубоко побитого жизнью, молью и тяжёлыми наркотиками Винни-Пуха, а также его не менее безысходных друзей. Всё в комиксах про Вонни было очень потрачено, прямо как в старом кривом переводе GTA San Andreas, фразы из которого завирусились в том же году.

Ещё из прошлого всплыли мультипликационные мемы про Слоупока и брутальность. «Brutal!»: именно так одобрительно восклицали участники вымышленной метал-группы Dethklok из действительно весьма брутального мультсериала середины нулевых. Причин для этого хватало: в Metalocalypse то и дело кто-то погибал самым брутальным образом, достойным текстов True Norwegian Black Metal. Завирусился в 2012-м в качестве картинки «для важных переговоров» Нейтан, солист Dethklok и наиболее сферический в вакууме металист из персонажей мультсериала.

Слоупок — покемон, отличающийся крайней замедленностью реакций. Он появился в мультсериале ещё в 2006-м, и уже тогда превратился на имиджбордах в способ пояснить кому-то его некоторую заторможенность: например, запуск треда с шокирующей новостью, которую уже успели не раз обсудить и забыть. В 2012-м Слоупок вылез на поверхность интернетов вместе с эдвайсами, и приобрёл популярность за их пределами. С тех пор и по сей день его используют в комментариях примерно в тех же целях.

В интернет-пространстве 2012-й отметился всё более повальной модой на селфи. Соцсети оказались забиты селфи, от очень гламурных до самых упоротых. Фоном служило что угодно: от всемирно известных достопримечательностей до священного ковра, от лифта или сортира до пожара или иной катастрофы. Даже те, кто высмеивали любителей селфи, рано или поздно сдавались и селфились сами. И лишь немногие стойкие… нет, я к ним не отношусь.

image

Всё более повсеместные и всё более совершенные смартфоны с фотокамерами неожиданно вызвали ностальгию на первые массовые сотовые. Из прошлого возник образ великой и ужасной Nokia 3310, первого сотового телефона для многих. Её неубиваемость выгодно контрастировала со смартфорнами, имевшими вредную привычку разбиваться о любую достаточно твёрдую поверхность. В мемах Nokia 3310 оказывалась ещё более живучей, прочной и всесокрушающей, чем японская катана, советский автомат Калашникова и даже молот Тора. Количество мемов и популярность модели оказались настолько сильны, что в 2017-м Nokia даже восстановила её производство, закрытое в 2005-м как безнадёжно устаревшее. Впрочем, новая 3310-я заметно отличалась от Той Самой по начинке, и была, по мнению олдфагов, не совсем ТруЪ.

Я обещал не касаться политоты, но для политического компаса сделаю исключение: ибо он предельно нейтрален, и потому используется для создания мемов людьми самых разных взглядов. Его как способ описания и анализа политических воззрений изобрели ещё в 2001 году, но в основу для мемов политический компас превратился только в 2012-м. С тех по мотивам шкал «авторитаризм-демократия» и «правое-левое» появилось огромное количество контента на любой вкус и цвет. Часто несложно угадать, каких именно взглядов придерживался автор очередного креатива по тому, кого именно он старается высмеять в большей степени, а кого изобразил поприличнее и посимпатичнее.

Ну и не забудем котика с лампой, он же «Настало время охренительных историй». Как и Вилли «да что ты говоришь» Вонка из 2011-го, он отразил растущую необходимость комментировать разнообразный контент сомнительной достоверности и адекватности — когда простого фейспалма уже не хватало.

▍ 2013 Тлен, безысходность, челябинский метеорит? Узбагойся!

image

15 февраля 2013 года над и без того суровым Челябинском с рёвом, грохотом и ударной волной промчался метеорит — и взорвался на высоте 30-50 км с мощностью в несколько сотен килотонн в тротиловом эквиваленте. Нет, не жители Челябинска пришли в ужас при виде метеорита, а обитатели метеорита ужаснулись, увидев приближающийся Челябинск.

Американцев поразили две вещи: во-первых, флегматичная невозмутимость очевидцев падения и взрыва метеорита, во-вторых — количество видеокамер на российских автомашинах, которые позволили заснять прибытие космического тела. Со знаменитого сюжета в Saturday Night Live на YouTube возникла продолжающаяся по сей день мода на подборки дорожных происшествий с видеорегистраторов.

Возможно, Челябинский метеорит рассыпал в атмосфере что-то вроде загадочной космической пыли (шутка), и именно поэтому в 2013 году стало много мемов про тлен, безысходность и пост-рок как квинтэссенцию вот этого всего. Сеть заполнили демотиваторы и комикс-стрипы с чем угодно, погружающимся в чёрно-белую зернистость с неизменными голыми ветвями или трещинами на стене. Особенно хорошо на эту тему накладывались творения постсоветского ЖЭК-арта: крипового вида потрёпанные персонажи мультфильмов, лебеди из шин, и прочая хтонь, особенно органично выглядящая в туманных ноябрьских сумерках.

image

Примерно те же эмоции вызывает мем 2013 года, прозванный в англоязычной сети Dramatic Dmitry, а русскоязычной — просто как Мужик с песком. Обложка альбома самарского исполнителя Владимира Бреста завирусилась в рунете ещё в 2012-м, а годом спустя вышла и на международный уровень. С тех пор и по сей день её используют для ироничного обыгрывания разнообразных фейлов, а также обыгрывают в фотожабах и фотосессиях.

Впрочем, не все мемы 2013-го про взрывы метеоритов, тлен и безысходность. «Узбагойся», сказал нам тогда слегка упоротого вида лемур с очередного эдвайса. Образ попутно отсылал к неунывающему лемуру Морису из «Мадагаскара», и породил немало мемов-продолжений с характерно искажёнными словами. Хотя всё вращалось вокруг вариаций слова «збагойздвие», это можно назвать последним всплеском моды интернетов нулевых на «падонкафские», «медведовские» и «упячковские» переделки слов.

К стоицизму и збагойздвию в любых обстоятельствах призвала в 2013-м и собачка в охваченном пламенем доме из веб-комикса Gunshow Comics. Строго говоря, стрип назывался The Pills Are Working, сиречь «таблетки работают», и заканчивался тем, что обдолбанная антидепрессантами собака сгорала в пожаре с той же невозмутимостью. Всё же збагойздвие, в том числе обеспеченное фармакологически — не универсальный способ решения проблем, на что этот мем и намекает.

Весьма безбагойным оказался затопивший англоязычные интернеты Filthy Frank с его диким танцем Harlem Shake. Пранкер и видеоблогер Джордж Миллер зажигал в розовом латексном костюме ещё в 2012-м, но подлинно всемирную славу ему принёс «гарлемский шейк»: вирусный ролик под одноимённый трек, под который Фрэнк и ещё несколько персонажей, мм, танцевали. Строго говоря, танец больше походил на результат неудачного контакта с сетью переменного тока — и в результате получил десятки миллионов просмотров с множеством пародий. Символом упоротых моментов 2013 года стал и Дэниел Рэдклифф, неудачно для себя и годно для интернетов угодивший в объективы на выходе из клуба в не очень адекватном состоянии.

Ещё 2013-й подарил нам шаблон для мемов о не самых годных, но распространённых управленческих практиках. Тот самый, где топ-менеджер спокойно выслушивает не очень дельные и адекватные предложения, но в ответ на наиболее вменяемый (но неудобный) ответ выбрасывает его автора из окна небоскрёба.

А ещё уже в 2013-м завирусился Доге, фото сиба-ину по кличке Кабосу, который по сей день остаётся одним из самых популярных персонажей мемов. Правда, исходные мемы с Доге заметно отличались от позднего шаблона с Качком Доге и Чимсом. Ранний Доге выступал как символ скрываемого стресса, неодобрения, удивления или непонимания в окружении разноцветных подписей в ненавидимом интернетами шрифте Comic Sans MS.

В общем, странным был 2013-й. Как говорила превратившаяся в мем героиня «Настенькиных комиксов» — «Не надо так».
Да, ещё там зачем-то был Ван Дамм на шпагате между грузовиков.

▍ 2014 Британские учёные доказали: не пытайтесь покинуть Омск!

image

В 2014-м интернеты охватила мода на челленджи. Это явление существовало и раньше — но в середине года неожиданно завирусилась благотворительная кампания Ice Bucket Challenge. Она предполагала для распространения знаний о боковом амиотрофическом склерозе и сбора пожертвований на исследования способов его лечения облиться из ведра водой со льдом на видео, с передачей эстафеты в том же видео кому-то ещё. Челлендж разлетелся по всей планете, и участие в нём приняли множество знаменитостей: в том числе Билл Гейтс и Марк Цукерберг.

Конечно, не все челленджи одинаково полезны: от некоторых по неосторожности и избытку энтузиазма вполне можно угодить в номинанты и лауреаты премии Дарвина. Press F to pay respects, как советует нам ставший мемом фрагмент из Call of Duty: Advanced Warfare. Выглядело это очень по-американски пафосно, даже с некоторым перебором, на что обратил внимание комик Конан О’Брайен — и понеслось. Впрочем, со временем мем стали использовать не только в ироничном и саркастичном ключе: я наблюдал ситуации, когда им вполне серьёзно реагировали… пусть не на смерть людей, но на закрытие важного проекта или уход коллеги из рядов уж точно. В том числе в буквенной форме /F.

Одним из самых популярных форматов мемов 2014-го стали «стартер паки»: разложенные на белом фоне предметы, стереотипно ассоциирующиеся с каким-то явлением, профессией, увлечением и так далее, предположительно полагающиеся новичку. Как правило — в ироническом ключе. К примеру, «стартер пак» для русского предполагал ушанку, балалайку, водку и «Калашников».

В данном случае обыгрывается «стартер пак» для ламберсексуала: актуальной для 2014 года формы обратившегося к природе горожанина, обыгрывающего стиль стереотипного канадского лесоруба, эдакого сурового, приземлённого и естественного мужика (но на стиле). К образу полагались клетчатые рубахи и вязаные шапки от правильных изготовителей, подтяжки, курительные трубки или вейпы, тщательно ухоженная борода и задумчивый взгляд из-под всё тех же «хипстерских» массивных очков. Не предполагалась же при этом какая бы то ни было вовлечённость в лесорубную или любую другую работу руками, и даже реальное проведение сколько-то длительного времени на природе, разве что для фотосетов на фоне нордических лесов и гор. Впрочем, в отличие от «классического» хипстера начала 2010-х, в данном случае приветствовались спортивная форма и ЗОЖ, а погружённость в артхаус и немейнстримность уже становились опциональными.

Частью образа жизни русскоязычных хипстеров, ламберсексуалов и сочувствующих с 2014 года стали новые городские напитки: возведённые в культ уличный кофе в бумажных стаканчиках, и крафтовое пиво во всё более популярных пивных барах. Не меньше с «продвинутыми» кругами стали ассоциироваться мемы пост- и метаироничного характера с обильными культурными отсылками и цитатами, часто отличавшиеся не только содержимым, но и применением характерного шрифта Lobster.

Своего рода противоположностью ламберсексуала стали мемы с Роном Свонсоном, усатым мужичком в пиджаке, стереотипным провинциальным чиновником из сериала «Парки и зоны отдыха». Обычно они имели формат эдвайсов, начинались с фразы «Я человек простой…» и заканчивались чем угодно: от «вижу пельмени — ем» до прописывания кому-то в челюсть.

Если «стартер паки» обыгрывали популярные в тогдашних модных журналах, сайтах и каталогах «развёртки» с перечислением предметов одежды на модели и их цен, то мемы про что-то «здорового человека и курильщика» пародировали агитацию против курения. Вероятно, отчасти он был связан с реакцией на обильную антитабачную пропаганду, развернувшуюся в РФ параллельно с запретом в 2013-м году курения в барах, кафе и много где ещё. Как и в исходнике, нечто здорового человека было хорошим, а курильщика — совсем не очень.

Омск стал меметичен ещё в конце нулевых, и уже тогда его неформальным символом стала «омская птица»: мрачного вида сущность в балахоне, с горящими глазами и клювом. Если Челябинск — центр запредельной суровости, то Омск — царство психоделики и сюрреализма, по сравнению с котором Сайлент Хилл и Твин Пикс могут задумчиво покурить за углом. В 2014-м сильнейший ветер скатил с постамента памятник «Держава» в виде шара. В связи с этим кто-то нашёл фотографию вагона с табличкой «Омск-Омск», и невозможность покинуть сибирский город стала настолько меметичной — что местный телеканал даже зарегистрировал фразу в целях искоренения из интернетов.

Конечно же, она исчезла и ныне совсем забыта: именно работает эффект Стрейзанд. Что поделать, скажет нам, разводя руками, Макконахи из моментально завирусившегося кадра из «True detective». Ещё одним киномемом года стал «Интерстеллар» с чёрными дырами, временными искажениями и всё тем же Макконахи.
Впрочем, but that's none of my business', скажет лягушонок Кермит, попивая чай. И будет в чём-то прав.

▍ 2015: Лягушонок Пепе, Карл! Deal with it, Карл!

image

Лягушонок Пепе родился как образ в далёком 2005-м. Исходный вариант имел блаженно расслабленное лицо с подписью feels good man, и несколько непристойным контекстом комикса. С 2008-го лягушонок развивался в пучинах Форчана, обрастая вариантами с разными выражениями лиц.

На рубеже 2014 и 2015-го Пепе вырвался на просторы интернета — и приобрёл колоссальную популярность. Почему? Не очень понятно: возможно, дело в том, что Пепе на момент «прорыва в большой мир» уже имел довольно большой пул вариантов с самыми разными выражениями лиц — и многие из них были очень выразительны. Дошло до того, что редкие варианты изображения Пепе активно продавались на eBay и веб-аукционах.

Захватил Пепе и китайский интернет под именем Шансинь Цинва, «грустная лягушка». Больше всего Пепе было в Twitter и Tumblr, а наиболее популярными вариантами лягушонка стали грустный, нейтральный, и особенно задумчиво ухмыляющийся с рукой у подбородка, известный как smug frog.

В конце года Пепе был поднят на щит рядом политических движений, другие политические движения объявили его опасным символом — и ныне его образ считается… спорным. Но мы помним Пепе другим.

image

Пожалуй, главным и самым меметичным фильмом 2015-го стал новый «Безумный Макс: дорога ярости». По мнению многих критиков и зрителей, он превзошёл оригинальные фильмы и стал одним из ярчайших кинособытий десятилетия. Он спровоцировал новую волну интереса к эстетике постапокалипсиса, а его изображения оказались растащены — не столько на мемы, сколько на анимированные гифки для комментариев. Ну и цитаты тоже остались в памяти интернетов. Чего стоят хотя бы «what a day, what a lovely day!» и «witness me!».

Менее прогремевшей, но тоже важной премьерой стала Youtube-короткометражка Kung Fury. Оммаж эстетике фильмов и игр последних двадцати лет двадцатого века оказался под завязку наполнен отсылками, гэгами и цитатами для ценителей. Самостоятельных мемов он почти не породил, если не считать прифотошопленного к слову «Хакерман» персонажа сериала «Мистер робот» (что символизировало гордость за решение элементарной технической проблемы), но стал мемом сам по себе. Если «Безумный Макс» оживил эстетику постапока, то Кунг Фьюри с Хакерманом, ниндзя и динозаврами привлёк интерес к эстетике классического киберпанка, ностальгии по 80-м и 90-м, и всего этого нашего ретровейва.

image

2015-й стал временем появления целого ряда новых киношаблонов для мемов, превращавшихся во всё более популярный формат. Чего стоят хотя бы кадры из «Ходячих мертвецов» с Риком Граймсом его сыном Карлом, Карл? Трагическая изначально сцена стала превращаться в источник гэгов ещё в конце 13-го, но классическую форму в рунете обрела весной 2015-го года: тогда её использовали для выражения, мм, фалломорфирования с кормления жителей Ставрополя блинами с лопат. Ну и понеслось, Карл!

Не менее меметичным оказался Рэймонд Велкоро из второго сезона «True detective» с фразой «ну да, ну да, пошёл я на…». Собственно, в соответствующей сцене его примерно туда и посылали добрые детишки. Завирусился и, простите, «Пятьдесят оттенков серого». Не только оттого, что с него и его популярности орали многие в теме, но и потому, что шаблон про «специфичные вкусы» и «больного ублюдка» оказался уж очень exploitable.

К 15-му году относится и появление грустных мемов с Гагариным. Это и сакраментальное «прости нас, Юра, мы всё про…», и шаблон «Привет, потомки, как вы там?», обыгрывающие разные невесёлые стороны современности или просто отсутствие масштабной космической экспансии, на которую надеялись люди середины ХХ века. Возможно, первый из таких мемов комментировал запуск шведами в стратосферу пончика.

image

Альтернативным вариантом шаблона с Гагариным стал Марти Макфлай из «Назад в будущее» — который должен был появиться как раз в 2015-м. Увы, в отличие от фильма, в реальный 2015-й не завезли ни летающих машин, ни антигравитационных досок, ни даже рекламных голограмм — о чём и печалился Марти из мемов.

Помимо Марти Макфлая и Кунг Фьюри неожиданным пришельцем в 2015-й из конца ХХ века стал растерянный Траволта из «Криминального чтива». В исходной сцене гангстер Винсент Вега не мог понять, где прячется Мия. В мемах Траволта недоумевал в самых разнообразных обстоятельствах, от исходного варианта в магазине детских игрушек до помещения МФЦ или бара «Голубая устрица».

Одним из самых странных мемов года стало «ничоси». О том, как он зародился и распространился, спорили уже тогда, и ясности так и не наступило. «Ничоси» возник то ли на Пикабу, то ли в ВК, с неясным авторством и контекстом. Понятно лишь то, что с января он стал расползаться по интернетам, а 1 апреля случился один из самых успешных форсингов силами SMM в истории мемов: при нажатии лайка внизу экрана выскакивал наш герой с соответствующим текстом. После этого «Ничоси» незамедлительно оброс каким-то диким количеством вариаций на тему, чем во многом и запомнился.

image

В октябре вышел клип Hotline Bling канадского рэпера Drake — и, скорее всего, канул бы в Лету, но кому-то на Форчане пришло в голову сделать шаблон с двумя кадрами: отвергающим и одобрительным. Так родился «избирательный Дрейк», который и по сей день вовсю используется в интернетах для противопоставления всяческих явлений. В основном в ироническом смысле.

Тогда же глобальная сеть разделилась на два лагеря по вопросу о цвете платья. В англоязычной среде его так и назвали: #TheDress. Кто-то считал, что оно голубое с чёрным, кто-то видел его бело-золотым. Ср… споры о цвете платья длились долго и упорно во всех соцсетях. В итоге выяснилось, что платье было-таки сине-чёрным, хотя больше половины участников споров видели его бело-золотым.

А дело было в феномене хроматической адаптации: человеческий мозг привык делать поправки при анализе цветов в зависимости от освещённости. Те, кому платье казалось затенённым относительно источника цвета, полагали его белым с жёлтыми полосами. Отчасти восприятие зависело от привычек и вкусов человека в одежде. По сути же правы были и те, и другие: именно так в разном освещении могло выглядеть и бело-золотое, и сине-чёрное платье.

image

… Но это не точно. Да, мем про «но это не точно» тоже появился в 2015-м году: всё началось с мема про «воробьи — это дети голубей (но это не точно»), тему подхватил блогер Big Russian Boss, и понеслось, и несётся по сей день.

На этом мы вновь сделаем паузу. В следующей части мы рассмотрим мемы второй половины десятых годов: качка Доге и Чимса, шерстяного волчару и кродущегося мыша, кринжовых бумеров и винишко-тян, а также многих, многих других.

Ну а самые свежие мемы двадцатых про ковид, рыбов, coffin dance и Наташу с котами мы, пожалуй, вынесем в отдельную финальную часть, как самое актуальное и потому вкусное.

Но это не точно.

P/s Если вы хотите увидеть обзор на что-то конкретное, соберу мнения из комментариев и допишу в последнем материале.

Автор: Алексей Костенков

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js