Советская «Логика» на листе бумаги

в 8:33, , рубрики: mastermind, быки и коровы, Занимательные задачки, история игр, логика, логические игры, настольные игры, ностальгия, Программирование, старые игры, Читальный зал, шифрование

Перед самым Новым годом мне повезло — я нашёл коробку со своими детскими сокровищами. В ней были собраны традиционные настольные игры, которые имел почти каждый советский школьник: старые «Эрудит», «Реверси», лото, классические шашки, домино и вездесущий кубик Рубика. А ещё в коробке оказалась основательно подзабытая мной игра «Логика».

Память — странная штука. Если бы я не обнаружил эту игру в коробке, я бы, возможно, никогда и не вспомнил о её существовании. Однако, несмотря на то, что я не играл в эту игру уже очень много лет, мне удалось без труда восстановить в памяти её простые правила. Но обо всём по порядку.

Советская «Логика» на листе бумаги - 1

Правила

Итак, в игре участвуют два человека. Назовём их условно «шифровальщик» и «взломщик». Шифровальщик в тайне от взломщика составляет «код» — комбинацию из пяти разноцветных фишек — и скрывает его за специальным экраном. Всего цветов — восемь. В секретную комбинацию могут входить любые цвета. Кроме того, цвета в ней могут повторяться.

Задача взломщика — угадать код за минимальное число ходов. Для этого взломщик начинает выстраивать на своей половине поля «гипотезы» — комбинации из пяти фишек. По каждой из них шифровальщик даёт обратную связь — информацию о том, насколько очередная комбинация взломщика близка к задуманному коду.

Вот в этой обратной связи и заключается всё самое интересное в игре. Она представляет собой ряд из чёрных и белых штырьков. Шифровальщик выставляет этот ряд по следующим правилам:

  • белый штырёк — в гипотезе взломщика есть фишка нужного цвета, но она стоит не на том месте;

  • чёрный штырёк — в гипотезе есть фишка нужного цвета, которая стоит на правильном месте.

Позиции штырьков не важны, главное — их набор. И ещё, небольшое уточнение: если в коде есть только одна красная фишка, а взломщик в гипотезе выставил две красные фишки на других местах, то шифровальщик выставляет один белый штырёк.

Получается, что пять чёрных штырьков соответствуют выигрышу взломщика — он полностью угадал секретный код, все фишки стоят на своих местах.

На третьем ходу взломщик отгадал цвет одной фишки
На третьем ходу взломщик отгадал цвет одной фишки

Взломщик анализирует обратную связь, полученную от шифровальщика, и учитывает её в следующих ходах. Например, если в обратной связи есть белый штырёк, игрок может попробовать поменять местами несколько фишек в очередной гипотезе и посмотреть, что из этого получится.

Весь интерес игры заключается в том, что чем больше гипотез сформирует взломщик, тем больше он получает рядов чёрных и белых штырьков. Это значит, что количество полезной информации постоянно растёт. Но воспользоваться ею не так просто — нужно анализировать и комбинировать данные о всех гипотезах — от первой до последней. Получается, что чем больше информации, тем труднее её использовать. И тут уж всё будет зависеть от самого взломщика.

Как известно, в хорошо продуманной игре достигается приемлемый баланс между случайностью и профессионализмом игроков. Мне кажется, что в «Логике» этот баланс близок к идеалу. Самая первая гипотеза взломщика — это просто случайный набор фишек. Можно, конечно, попытаться проанализировать любимые цвета шифровальщика, но это уже выходит за рамки правил. Зато потом, с каждым следующим ходом, роль игрока увеличивается, а роль случайности уменьшается.

В детстве, конечно, не особо обращаешь внимания на такие вещи, но сейчас я осознал, что «Логика» не просто развивала какие-то абстрактные навыки, а реально учила игроков логическому мышлению.

Игроки

Теперь давайте поговорим об игроках. На первый взгляд кажется, что шифровальщику играть скучнее, чем взломщику. Мозг взломщика постоянно занят анализом обратной связи и конструированием очередной гипотезы. А шифровальщик знай себе выставляет чёрные и белые штырьки.

Но не всё так просто. Во-первых, правильное заполнение обратной связи тоже требует внимательности и сосредоточенности. Во-вторых, в игре «Логика» есть особый психологический момент, который можно легко упустить за строгими алгоритмическими правилами. Дело в том, что шифровальщик никак не должен выдавать своим видом, насколько взломщик приблизился к разгадке шифра. Ведь взломщик вполне может проворонить перспективную гипотезу и увлечься перемещением фишек в следующих ходах. Штирлиц всегда должен оставаться невозмутимым и не показывать, как он близок к провалу. Так что «покер фейс» — лучшее оружие шифровальщика.

Кроме того, никто не мешает шифровальщику анализировать ходы взломщика и размышлять над его ошибками. В общем, играть в «Логику» интересно обоим игрокам. А в следующем раунде они меняются местами: скучать не придётся.

У «Логики» есть ещё одно замечательное свойство — в неё можно играть в полной тишине. Как и, например, в шахматы. Да и действительно, что тут обсуждать? Взломщик выстраивает гипотезу, шифровальщик даёт обратную связь с помощью чёрных и белых штырьков. Так что «Логика» — это идеальная игра для интровертов.

Советская версия

Расскажу немного о своём детском варианте «Логики». Игра выполнена в виде пластмассовой коробки, верхняя часть которой одновременно является игровым полем. В самой коробке хранятся фишки восьми цветов, чёрные и белые штырьки для обратной связи, экран для скрытия кода шифровальщика и брошюра с правилами.

Моя «Логика». На дне коробки указана цена  — 2 рубля 30 копеек
Моя «Логика». На дне коробки указана цена — 2 рубля 30 копеек

Интересно, что правила игры напечатаны на трёх языках — русском, литовском и английском. Литовский здесь вполне логичен, ведь игра была изготовлена на вильнюсском заводе «Пласта». А вот наличие английского языка говорит о том, что «Логика» предназначалась для экспорта. В Советском Союзе это означало, что товар был высокого качества — не только для внутреннего потребления. И, действительно, игра выполнена очень добротно. В мою «Логику» по-прежнему вполне можно играть, несмотря на то, что пластмасса коробки уже пожелтела от времени, а цвет фишек немного изменился и уже не такой яркий, как раньше.

Отдельно хочу рассказать о правилах. Они написаны понятно и грамотно. Производители современных игр редко могут похвастаться текстами такого качества. Одного прочтения правил вполне достаточно, чтобы полностью разобраться в игровой логике. Кроме того, в брошюре есть интересная таблица с возможным количеством перестановок. Например, для базовых правил игры есть 32 768 вариантов исходного кода.

Правила игры
Правила игры

Предлагается и более сложный вариант игры, в котором разрешено оставлять пустые места — как в исходном коде, так и в гипотезах взломщика. По сути пустое место будет соответствовать девятому цвету. Для такого варианта правил возможно 59 049 перестановок в коде.

Примечание: Существовали также другие варианты этой игры. Например, выпускалась игра под названием «Супермыслитель». Также выпускался упрощённый вариант с четырёхпозиционным кодом (на фото ниже).

Упрощённый вариант советской «Логики»
Упрощённый вариант советской «Логики»

Быки и коровы

Игра, которая в Советском Союзе называлась «Логика», сейчас больше известна как «Быки и коровы». Откуда такое название? Дело в том, что белые штырьки в ней почему-то называются коровами, а чёрные — быками. Кстати, может быть вам известно, почему именно быки и коровы?

Правила классического варианта «Быков и коров» немного отличается от правил «Логики». Код там  короче — это четырёхзначеное число. Зато количество «цветов» больше — это цифры от 0 до 9. Есть ещё одно ограничение, которого нет в «Логике» — цифры в коде не должны повторяться.

Скриншот одного из вариантов программной реализации игры «Быки и коровы»
Скриншот одного из вариантов программной реализации игры «Быки и коровы»

Существует также американский вариант игры — Mastermind. В нём шифровальщик составляет код из четырёх цветных фишек, цвета в коде могут повторяться. Есть также и варианты, похожие на нашу «Логику» — с пятизначным и даже шестизначным кодом. Кстати, наш вариант с пятизначным кодом из восьми цветов уже считается «сложным и продвинутым». Видимо, идея «Логики» как раз и была позаимствована у популярной на западе игры Mastermind (об истории этой игры читайте переводную статью на Хабре).

Игра Mastermind // Wikimedia Commons
Игра Mastermind // Wikimedia Commons

Кстати, сам Дональд Кнут заинтересовался этой игрой. В сборнике Selected papers on fun and games он излагает алгоритм, который позволяет взломщику отгадать четырёхзначный код из 6 цветов (с повторениями) не более, чем за 5 ходов (оригинал одного из вариантов статьи — PDF).

Реквизит

Теперь о главном. Скажите, смогли бы вы сыграть в шахматы на клетчатом листе бумаги? А в реверси? А в шашки? Конечно, при желании можно, но будет, мягко говоря, неудобно. Существует множество интересных игр, в которые получится поиграть только с помощью специального поля и фишек или фигурок.

С другой стороны, существует ряд игр, в которые удобнее играть на клетчатом тетрадном листке. Те читатели, кто «родом из СССР», конечно, помнят не только классический морской бой, но и крестики-нолики (где надо выстроить пять символов в ряд на бесконечном поле), и точки (где надо окружать точки противника замкнутыми фигурами).

А ведь в «Логику» тоже можно играть на обыкновенном листе бумаги. Причём не обязательно клетчатом. Как мы уже видели на примере игры «Быки и коровы», цвета фишек с лёгкостью заменяются цифрами — от 1 до 8. А чёрные и белые штырьки в обратной связи от шифровальщика — это вообще двоичное число из нулей и единиц. Единственная сложность — с загаданным кодом. В настольной версии он всегда перед глазами у шифровальщика. В бумажной версии с кодом придётся что-то придумать. Да хоть бы написать его на отдельном клочке и держать перед собой, не показывая взломщику.

Ещё «Логика» — это идеальная задача для начинающих программистов (один из учебных вариантов разработки игры «Быки и коровы» был описан на Хабре). Это та самая игра, которую можно реализовывать с очень широким диапазоном детализации — от консольного приложения с рядами цифр, до мультимедийного монстра с музыкой и всяческими спецэффектами. Мне подумалось, что в былые времена это была бы идеальная игра для реализации на калькуляторе. Существовала такая экзотика — игры на программируемых калькуляторах.

При желании в «Логику» можно играть и по переписке. Раньше энтузиасты сражались в шахматы по почте — записывали свои ходы и отправляли противнику в другой город. В таком варианте ходы обдумывали днями, ещё неделю ожидали ответного хода. В наше время в «Логику» можно играть по SMS или в любом мессенджере. Взломщик отправляет ряд из цифр и получает в ответ обратную связь — ряд нулей и единиц.

Всё-таки что-то есть в играх, не требующих дополнительного реквизита. Сразу представляется хрестоматийный Пифагор, который доказывал свои теоремы с помощью палочки и рисунков на песке. Таких игр немного. Скажем, в карточные игры не поиграешь по переписке.

Так или иначе, «Логика» — это игра, в которую определенно стоит поиграть. Не важно как: на игровом поле, в Telegram или на листе бумаги.

Автор: Александр Клименков

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js