Прошлым летом я тестировал батарейку. Я уже здесь писал о своей шайтан-арбе, которую я сделал весной. Но батарейки, которые у меня были, позволяли проехать чуть больше 25 км — маловато будет. Захотелось мне разжиться новой.
О том и история, но будьте готовы к тому, что в статье вы прочитаете абсолютно не то, о чем заявлено :).
Зато будет фоторепортаж с места событий :)
Кто технику не любит — начало статьи можно безболезненно пропустить, дальше будет веселее.
Как и вся электроника, литиевые батареи на тот момент сильно подорожали. Цена на ячейки от фирм с именем вообще ушли в заоблачную даль. Можно купить безымянные аккумуляторы, но все равно они не сильно дешевле и сколько прослужат — большой вопрос. Подчас их ресурс определяется не только количеством циклов заряда-разряда, но просто временем, сколько они провалялись.
В Нидерландах есть один интернет-магазинчик, хорошо известный тем, кому нужны хорошие аккумуляторы или фонарики — там можно купить не очень дорого аккумуляторы с более-менее прогнозируемым качеством. Часто они продают аккумуляторы «только что с помойки» — разбирают на ячейки батареи, которые не прошли контроль качества, проверяют отдельные ячейки. Цены на них устанавливают вполне божеские.
Вот на такие аккумуляторы я и польстился. Вроде как LG (они же лыжи) INR18650-MG1 2850mAh (максимальный ток 10A ) — не самый плохой вариант для цены €2.57 за штуку.
По маркировке LGDBMG11865 P290J164A4 — лыжи весьма пожилые, октябрь 2016.
Сварка была оторвана, но зачисткой никто не озаботился. Перед новой сваркой пришлось убрать остатки точек от предыдущей сварки самому.
Напряжение ячеек 3.49 Вольта, разброс меньше 0.01 Вольт — так что можно начинать сварку без танцев с бубном. Не поленился, проверил напряжение на всех аккумуляторах — фейерверк устраивать в мои планы не входило. Делаем деревянную рамку, приклеиваем изоляторы и свариваем аккумуляторную батарею.
Подключаем BMS — не так давно до этого перебирал батареи от гироскутеров, одна осталась лишняя.
Перед окончательной упаковкой проверяем, что у нас вышло. Заряжаем до упора и смотрим характеристику разряда. Тестовый ток, конечно, очень маленький для такой батареи — всего 4 ампера (это на шесть ячеек в параллель!), но все же лучше, чем совсем ничего. Для сравнения на графике приведены характеристики батареи Chamrider на 10.4Ач и нескольких извлеченных из старых гироскутеров батарей с Самсунговскими ячейками.
По моим вычислениям, емкость при разряде до 28 Вольт равна 16.8Ач — похоже, аккумуляторы неплохи. При удачном стечении обстоятельств на такой емкости можно проехать 50...55 км.
Заряжаем снова и проверяем напряжения на банках — если где-то непровар или дефектная ячейка — это можно увидеть по разбалансировке.
Завернем батарею в электротехнический картон. Вообще-то он не электротехнический, а скорее автомобильный — из него прокладки вырезают, ну да для этого применения без разницы. Недостаток картона компенсируем наждачкой на жесткой подложке.
Теперь завернем батарейку в термоусадку. Последний штрих — фирма веников не вяжет, а если и вяжет — то фирменные.
Берем с собой запасную батарейку на всякий случай и отправляемся на тест, не отъезжая от дома больше 20 км — а то есть риск и не приехать домой. А на запаске 20 км точно вернешься. Если колесо не лопнет :)
Предварительно стоит заметить, что Оулу — наверно, самый удобный в мире город для велосипедистов, вряд ли еще где-то найдешь столь разветвленную сеть велодорожек. Народ ездит на велосипедах круглый год, невзирая на погоду и личности. После снегопада в первую очередь чистятся велодорожки, а потом все остальное.
Тут можно найти велобаны, кольцевые и междугородние велодорожки (межконтинентальных нет, хотя один из жителей этого славного города пытался доехать до Владивостока — техника подвела за несколько сотен километров до цели, ну а велосипедная прогулка до Парижа — это женский маршрут :).
Недалеко от моего дома проходит кольцевая дорожка номер 21.
Множество людей ездят на работу километров за 20 на велосипеде, абсолютно никого это не удивляет. Удивляет, если у кого-то нет велосипеда. А не умеющий на нем ездить — видимо, просто больной. На всю голову.
Вот по такой красоте и поедем — абсолютно безопасно, велосипеды не мешают ни машинам, ни пешеходам. Кстати, электросамокаты есть, в этом году их появилось довольно много — но это случилось недели две позднее описываемых событий. В основном, валяются вдоль дорожек, а народ на своих велосипедах ездит.
Пытались в городе сделать аренду велосипедов — тендер выиграла какая-то польская фирма. Но что-то пошло не так — этих велосипедов больше не видно. Какие-то сложности были при аренде велосипедов — в частности, приезжие, которым эти велосипеды в основном нужны, имели определенные проблемы с финским языком :) Переключить интерфейс на английский было можно, но кнопочка переключения была надежно упрятана.
Но и у финнов были проблемы — то разблокировать велосипед было невозможно, то со счета деньги списывались непонятно за что.
Ну и местной мужской половине не понравилась женская рама и гламурный розовый цвет.
Из комментариев финнов:
”Pinkkejä saatanan kätyreitä sanon minä!”
”Розовые приспешники сатаны, я говорю!”
Велосипедом я не в состоянии пользоваться много лет, за это время все в городе сильно поменялось. Но теперь поеду на шайтан-арбе посмотрю, что изменилось и вам расскажу.
За все время езды на странных транспортных средствах, никто не подал виду, что ему интересно, на чем ты ездишь. Разве что, если кто-то едет навстречу на чем-то не менее странном — помашет рукой. Дескать, привет психам коллегам.
Тестируем так — едем к какому-нибудь интересному месту, смотрим пройденное расстояние и напряжение батареи.
Отсюда поедем — бак полный, на одометре — ноль.
Kaijonharju. Район, прилегающий к университету. Районная библиотека с обезьяной, читающей «Жизнь животных». На первое мая студенты напяливают на нее фуражку — традиция такая.
Рядом — излюбленное место местных алкоголиков — тут был магазин Valintatalo. Магазин уже много лет, как закрыт, а привычка собираться здесь, видимо, осталась. В принципе, они достаточно безобидные и никому особо не мешают.
А это сам университет — я к нему никогда никакого отношения не имел, но многие мои друзья тут работали. Практически все поразъехались или поменяли место работы.
Раньше один день в неделю (четверг, если склероз не изменяет) любой мог прийти в одну лабораторию и воспользоваться бесплатно лазерным резаком. Сечас записи нет по причине ковида. И не уверен, возможно ли это по-прежнему для всех, вроде как на сайте теперь написано — только для студентов и сотрудников университета.
Отсюда начинается скоростная велодорожка в центр — Linnabaana. Велосипед на ней привилегированный транспорт, все пересечения с автомобильными дорогами покрашены в красный цвет. В городе, как я описывал выше, и так очень хорошо с велодорожками, а планируется расширить сеть вот таких велобанов, где велосипедистам никто мешать не будет. Ближе было бы использовать Kaijobaana — но там большой участок перекрыт был, ремонт. А жаль, дорожка идет по очень живописной плотине с фонтанами посреди реки. И рыбоподъемник с лохами лососем (по-фински лосось — lohi).
Проезжаем лицей (luseo) — привилегированное местное учебное заведение, мечта многих молодых финнов — учиться именно здесь. Знаменит в частности тем, что здесь учился бывший президент Мартти Ахтисаари.
Городской собор — непременный атрибут всех открыток, связанных с Оулу.
Здесь местная власть заседает.
Старый вокзал, построен в 1886 году. Но строится новый целый транспортный комплекс, куча этажей, торговый комплекс — что там хотят еще разместить — в газетах писали, но забыл уже.
Хотя для железной дороги-одноколейки, наверно, и старый вполне сойдет. Тоже сильно удивляет — в России везде двух-трех ходовой путь, а здесь — практически везде однопутка. И электрифицировали дорогу на моей памяти.
Никаких билетный касс на вокзале уже пару лет, как нет. Только автоматы по продаже билетов — и то не особо нужная вещь. Билеты уже давно через интернет все покупают.
В ночное время вокзалы закрыты по всей Финляндии. Так что если у вас пересадка ночью и зимой — вам не позавидуешь. А если приспичит по нужде — ночью все равно народу не очень много.
Раксила — куча магазинов в одном месте.
Это самый известный местный каток, место базирования хоккейного клуба Kärpät.
Меня хоккей никогда не интересовал, но тут мы пересеклись — уже будучи на пенсии, я проектировал систему управления вмороженного в лед дисплея, совсем не маленьких размеров. Я там был субподрядчик Бог знает какого уровня, деньги попилили несколько фирм, но первоисточником и заказчиком был именно Kärpät. В итоге местная пресса писала, как героически трудились над проектированием какая-то куча фирм и крутых изобретателей (которых я ни разу не видел на катке), но, естественно, про бедного пенсионера, который с помощью своего друга — владельца небольшой фирмы (из нас двоих) и тоже пенсионера, всю систему управления спроектировал, не было ни малейшего намека. Но свою добавку к пенсии я получил — и то хлеб. Рассчитывать на большее было бы наивно — никто никому ничего не обещал и у каждого свой бизнес. А я вообще просто развлекаюсь и не при делах.
Еще один стадион — летом не работал, там был единственный в городе ковидный прививочный пункт. Предупреждают, чтобы приходили в маске. Если придешь без нее — выдадут на входе.
Через дорогу — один из комплексов зданий, где раньше располагалась Nokia. Сейчас там множество маленьких фирм, о Nokia уже забывать стали. Рыночек порешал. Хотя, видимо, порешал все-таки кто-то еще. Недалеко был небольшой дизайнерский центр Analog Devices. Тоже несколько лет, как закрыт, инженеры, в основном, теперь работают на Nordic Semiconductor — свято место пусто не бывает.
Парк с гусями-лебедями — бедненько, но чистенько. Хотя речушка чистенькой не выглядит. Ну да ладно.
На фотке ниже какая-то женщина и памятник той самой жабе, с которой многие безуспешно пытаются бороться.
Центр города — сегодня тепло, светло и мухи не кусают. Народу хватает, хотя все-таки зловредный вирус дает о себе знать — раньше было в разы больше.
Торговая площадь с символом города — полицейским. Народ гуляет вовсю, на вирус всем глубоко плевать. Хотя в магазины все одевают цаки маски. Никто без маски тебя не выгонит, но другие косо посмотрят — дескать, правительство настоятельно рекомендует.
Городской театр, напротив — городская библиотека.
На этом прогулка по городскому центру завершена, теперь — огородами и к Чапаеву мостиками и островками в сторону Технополиса.
Технополис — в этом комплексе зданий, соединенных переходами, когда-то располагался один из дизайнерских центров Nokia. Остальной технополис, в основном, состоял из фирм — подрядчиков Nokia и представительств и дизайнерских центров крупных фирм, которые выполняли работы для Nokia. Университет тоже занимался обучением специалистов для нее. Когда Nokia скукожилась, огромное количество инженеров в городе осталось без работы. Соответственно, их зарплаты тоже упали в разы — а что? — тут типа рынок, не нравится — попробуй найти более высокооплачиваемую работу, никто тебя насильно не держит.
Американских и прочих иностранных фирм проблемы с зарплатой коснулись меньше, их уровень определялся не на местном уровне. Но из персонала стало можно веревки вить — не нравится — иди отсюда. Желающих занять твое место целая очередь стоит.
Хотел сделать кучу фотографий зданий с вывесками фирм одна круче другой, чтобы поразить воображение читателей. Вместо этого был поражен сам — я тут пять лет не был, а где все эти фирмы? Осталась только местная мелочь пузатая. Тем не менее — хотя бы Texas Instruments еще сохранился.
А это преимущественно одноэтажная часть технополиса. Кстати, технополис звучит гордо, у финнов это называется Teknologiakylä — технологическая деревня, что скромнее и ближе к истине.
Заглянем еще в одно место — ботанический сад университета. На этом озерке народ любит кормить уток, хотя и низя. Растений тут каких только нет — я даже несколько сибирских кедров находил, причем они с шишками были.
А эти две пирамиды — Ромео и Джульетта. Внутри круглый год джунгли, пальмы и бананы.
Еще один торговый комплекс — Ideapark. Рядом — Motonet, полезный магазин для автолюбителей и прочих любителей железяк и рыбалки.
На трекере выше ошибки нет — я действительно проехал внутри торгового комплекса — нужно было выполнить одно важное поручение.
Ну а теперь полным ходом домой — прокатался в итоге три с половиной часа, проехал 33.3 км и оставшееся напряжение батареи — 34.7 Вольта. Еще бы километров на 10 хватило бы.
Даша тоже довольна — ее поручение выполнено, вкусняшки доставлены.
P.S. Эта версия статьи адаптирована для Хабра, оригинальная статья, написанная по свежим следам, лежит здесь.
Автор: Владимир