Совсем скоро начнется еще одна горячая пора – новогодние распродажи. Покупатели будут искать подарки родным и близким, а продавцы – заманивать клиентов скидками. Прошедшая Черная пятница показала, на что способны ритейлеры и на какие хитрости они готовы ради удачных продаж.
Ежегодный бум скидок в ноябре на Черную пятницу – долгожданное событие для всего мира. Это время славиться неимоверным ажиотажем вокруг акционных предложений. На самом ли деле это настолько выгодно?
Американские магазины и бренды в большинстве соблюдают традиции и предоставляют правдивые скидки на товары. Огромных скидок до 80% нам отыскать не удалось, но американские продавцы действительно делают приличные скидки.
К примеру, огромный маркетплейс Amazon.com (№ 1 в e-commerce США по данным Similarweb) к Черной пятнице снизил цены на множество товаров.
Например, на свои брендовые планшеты All-new Fire HD 10 tablet, 10.1" продавец снизил цену до $74.99 (или на 50%).
Судя по графику, скидка на планшет составляет все же не 50%, а 25%, если считать от последней низкой цены 10 ноября. Но цены действительно ниже не было, в эту распродажу планшет покупать реально выгодно.
Можно привести примеры еще приличного количества предложений Амазона с самой низкой ценой к Черной пятнице. Ниже всего несколько таких примеров.
Акционное предложение на наушники Razer BlackShark V2 X, цена снижена до $34,99.
Скидка на портативный жесткий диск SSD SanDisk 2TБ до $184,99.
Акция на черную пятницу для беспроводных наушников Beats Studio Buds, цена упала до $99,99.
Как у нас?
У нас в стране ситуация немного иная. Мало кто из продавцов и покупателей знает как работает Черная пятница. Из-за чего многие играют нечестно, связывают это с недавним появлением таких распродаж в наших краях.
Рассмотрим маркетинговые приемы местных магазинов на примере анализа цен интернет магазина Розетка, № 1 в области e-commerce в Украине (по данным сервиса Similarweb).
К Черной пятнице магазин анонсирует скидки на свои товары до 60%. В процессе поиска таких “вкусных” предложений обнаружили характерные для всех магазинов маркетинговые уловки.
Сбываем залежалый товар
Под прикрытием акции и снижения цены в праздничной агонии достаточно просто избавляться от продукции, которая не пользуется повышенной популярностью у покупателей.
Пример 1
Нам предлагают поспешить приобрести телевизор Blaupunkt 32WB965 по акционной цене Черной пятницы только в период проведения акции (24 ноября — 28 ноября 2021). Цену на странице товара снижено на 16 % с 5699 грн до 4777 грн.
На самом деле цена на этот телевизор вообще не изменилась с начала месяца.
Фальшивые скидки
Самая распространенная уловка продавцов, которую предлагают ко всем праздникам – это мнимая скидка. Например, стоимость товара заведомо повышается, а дальше цену скидывают и приписывают крупную скидку. По итогу получается красивый ценник, а стоимость практически та же.
Пример 2
К Черной пятнице магазин сообщает о скидках на смартфоны Xiaomi до 2000 грн. Рассматривая страницу мобильного телефона Xiaomi 11 Lite 5G NE 8/128GB Truffle Black обнаруживаем, что цена действительно снижена на 2000 грн (17%).
Но график изменения цены показывает, что еще до проведения акции цена была снижена (в начале ноября телефон стоил 8979 грн), затем цену на эту модель снова повысили до 11999 грн, а теперь он предлагается со скидкой по цене 9999 грн.
Многие продавцы действительно снижают цены на товары, но уменьшение стоимости на десяток процентов выглядит не так привлекательно в глазах клиентов. Поэтому размер скидки считают от мифической стартовой цены, хотя еще совсем недавно на странице этого товара красовался гораздо меньший ценник.
Пример 3.
В попытках отыскать в разделе Черной пятницы Розетки пресловутые 60% скидки перешли в раздел бытовой техники. Сразу бросилась в глаза огромная скидка на пылесос ROWENTA Clean & Steam RY7777WH
Очень привлекает скидка целых 50 % (цена снижена до 3999 грн с 7999 грн).
Мониторинг цены показывает, что ценовое предложение в эту распродажу действительно самое привлекательное за последнее время, но размер скидки все таки не 50 %, а гораздо ниже. Еще совсем недавно этот пылесос можно было купить за 6000 грн, а заказав его в начале 2021 года, можно было потратить всего 4500 грн. Если же рассчитывать скидку на этот пылесос, даже не от самой низкой цены, а исходя из ценника начала ноября (6000 грн), то размер скидки составляет 33 %, вместо заявленных 50%.
Как подготовиться к Черной пятнице
Несмотря, на маркетинговые трюки, Черная пятница да и другие предпраздничные распродажи все же хорошая возможность обновить технику или гардероб. Если подготовиться заранее, следовать простым рекомендациям, рассуждать “холодно”, шоппинг принесет не только выгоду, но и доставит удовольствие.
Рекомендации по покупкам на распродажах:
-
Список покупок. Расписывайте до мелочей от модели до цвета пуговиц или технических характеристик. Во время шоппинга неуклонно придерживайтесь списка.
-
Прайс агрегаторы. Чтобы видеть все акционные предложения магазинов, используйте сайты сравнения цен типа Price.ua или E-katalog. Очень удобно, когда всего за несколько часов нужно изучить все выгодные предложения.
-
Проверенные продавцы. Если у вас есть магазины в которых постоянно закупаетесь, лучшим решением будет отправиться к ним. Если нет, то потратьте немного времени на поиски своего “идеального” магазина. Изучайте рекомендации, отзывы, репутация должна быть блестящей.
-
Никакой предоплаты. Доверяете магазину на все 100%, тогда можно вносить предоплату. Нет, ищите иные способы: отправка товара с наложенным платежом, например. Здесь, правда, можно переплатить на доставке, но это гарантия получения товара.
-
Планировать бюджет. Определите сумму денег, которую готовы потратить. Отложите ее лучше прямо сейчас. Со стартом распродаж эти деньги точно пригодятся.
-
Стартуйте вовремя! Заранее сформируйте виш-листы и начинайте шоппинг именно с этих товаров. Так как самые выгодные скидки разлетятся в считанные минуты после старта.
Онлайн-шоппинг. Масса преимуществ: ассортимент больше, риски минимальны. Офлайн магазины будут переполнены покупателями, а в такой обстановке трудно найти нужную вещь. К тому же продавца-консультанта вы будете ждать очень долго и на кассе очередь в сотни человек.
Автор: Марина Смолина