Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры

в 10:00, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Блог компании RUVDS.com, интернет-культура, мемы, Управление медиа, Читальный зал

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 1


Проблемная и склонная к мелкому криминалу молодёжь из рабочих районов и люмпенизированных семей — неотъемлемая спутница индустриального этапа развития общества. В разных странах они носят разные названия: британцы называют их chavs, французы — racaille, голландцы — tokkie, немцы — асси и так далее.

В СССР их чаще называли хулиганами. Под этим названием они не сходили со страниц сатирических журналов вроде «Крокодила» и «Перца». Где-то с середины 80-х годов более популярным стал термин «гопник», ранее известный в основном в Ленинграде и до сих пор вызывающий споры филологов о своём происхождении. Возможно, его популярности поспособствовала одноимённая песня Майка Науменко из «Зоопарка».

Изменился со времён Перестройки и внешний вид гопников: на смену облика Волка из «Ну, погоди» пришли китайские спортивные костюмы «под адидас». В девяностые и нулевые «чёткие пацанчики» были привычной частью городского пейзажа и криминальных сводок, а затем — в классической форме — понемногу ушли в историю. Да, и в наши дни можно наткнуться на характерных персонажей, интересующихся, «нет ли мобилы покурить». Но, за пределами особенно депрессивных районов — это уже скорее редкость.

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 2

Как раз в период отмирания гопников как массового явления на рубеже нулевых и десятых годов XXI века они пережили период пик упоминаемости и даже интереса в русскоязычном пространстве. Похоже, дело было в своего рода рефлексии общества над своим недавним прошлым. Их образы стали со всем постмодернистским задором иронически эксплуатировать в фотосессиях и музыкальных клипах, особенно в жанрах рэпа и отчасти поп-музыки. Появились тематическая и также ироническая радиостанция «Гоп FM», публикации в солидных журналах и блогах, а также подробнейшая статья на Лурке.

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 3

Тогда же возникла, тогда ещё субкультурная, связка между образом гопника и музыкой в жанре хардбасс: первый клип под самый меметичный в будущем трек «Раз-раз-раз, это хардбасс, все в спортивках Adidas» вышел ещё в мае 2010 года.

С начала 2010-х годов хардбасс стал популярной музыкой среди националистически настроенной молодёжи и футбольных фанатов стран Восточной Европы, от Польши до Сербии – вплоть до использования в сочетании с танцами в политических акциях и флешмобах.
Попутно «гопники» и «гопота» стали популярным политическим оскорблением. Пик был достигнут в ноябре-декабре 2009 года, затем упоминаемость в запросах ушла на плавное снижение, продолжающееся по настоящий день.

Подробнее можно посмотреть тут.

Совсем иначе дело обстояло в глобальной, преимущественно англоязычной сети. Почти неизвестные там ранее, в середине 2010-х гопники превратились в популярный мем, и покорили всемирные интернеты далеко за пределами исходных мест обитания.
Всё началось девять лет тому назад, 29 ноября 2012 года, с подраздела /r/slavs_squatting на Реддите, где обитает преимущественно американская аудитория. Он вызвал изрядный интерес и быстро наполнился фотографиями «аутентичных гопников» из быстро росших тогда русскоязычных соцсетей: как настоящих, так и порождённых упомянутой выше волной интереса к «гоп-культуре» рубежа нулевых и десятых. 10 января 2013 года тема «славян на кортах» проникла в раздел /int/ на Форчане — причём автор писал уже с явным расчётом на то, что аудитория поймёт отсылку к Восточной Европе, славянам и squatting, то есть, сидению «на корточках».

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 4

С оживлённых обсуждений на Форчане темы «почему славяне сидят на кортах» к лету 2013 года образ стереотипного гопника распространился по сети. Тогда же появляется сообщество Squatting Slavs In Tracksuits на Facebook , ныне насчитывающее совокупно более двух с половиной миллионов подписчиков, и squattingslavs в Instagram с 204 тысячами фолловеров. Помимо фотографий, поклонникам зарождающегося направления мем-культуры «зашли» видеозаписи с плясками под хардбасс жителей восточноевропейских стран, как настоящими, так и снятыми специально в порядке стёба и самоиронии в начале 2010-х.

Именно тогда из совокупности фото- и видеоматериалов в этих тредах и оформился каноничный образ гопника как мема: сидящий на корточках молодой мужчина в классической кепке и спортивном костюме «Адидас» с непременными тремя полосками, поедающий семечки, курящий и пьющий спиртное из горла бутылки. Детали могли отличаться, но канон по сей день именно таков. Чаще всего в плане условного «гражданства» гопников ассоциировали с жителями России и Польши, реже – Сербии и Украины. Если гопник не сидит на кортах – он свирепо отплясывает под хардбасс. Что интересно, «русский шансон» и «блатняк», которые слушали реальные гопники в период своего «расцвета», в мемы практически не проник.

Термин «гопник» употребляли, впрочем, не так часто — с тех пор и по сей день более общепонятным и популярным остаётся squatting slav, «славянин на кортах», или просто slav — «славянин». Да-да, с 2010-х слово «славянин», slav, в глобальных интернетах прочно ассоциируется не мужиками в белых рубахах, бегающими с бородами и топорами в языческих лесах, а с «чёткими пацанчиками» на кортах в «абибасе». Но всё же вторым по значимости стало именно русскоязычное «гопник», оставив польское dresiarze и сербское dizelaši далеко позади. Видимо, из-за сложности произношения этих слов для англоязычной аудитории на фоне простоты gopnik — а также его прямой ассоциации с другими широко известными русскими словами вроде sputnik.

Популярность «славян на кортах» как мема во всемирной сети быстро росла с 2013 по 2015 годы, достигнув абсолютных пиковых значений в 2016-17 годах. Для понимания того, как и когда распространялись мемы про гопников, проявим немного занудства и обратимся к статистике запросов Google Trends.
Запрос «squatting slavs» система впервые фиксирует как статистически заметное выражение с января 2013 года. Настоящий рост начинается с осени 2015 года. Он достигает пикового значения в январе 2017 года — и затем идёт на спад к лету 2018 года. Лучше всего он «зашёл» в смысле упоминаемости жителям Сербии, Хорватии, Венгрии, Чехии, Швеции (видимо, в силу большого числа иммигрантов из Восточной Европы) — а также англоязычных стран: США, Великобритании и прочих.

Тык тут.

По запросу gopnik мы видим уверенный рост всё с той же осени 2015 года, параллельно со squatting slavs, достигающий абсолютного пика к декабрю 2017 года. Затем частота упоминаний плавно снижается – но не до исходных величин, а примерно в 2-3 раза больших, и где-то около лета 2020 года стабилизируется: гопники вышли из моды, но остались частью мем-культуры. «Гопники» более всего заинтересовали жителей трёх стран Балтии, а также чехов и словаков. Похоже, что у последних они вызвали бурные ассоциации с их северными соседями-поляками: о которых зажиточные, чопорные и флегматичные чехи имеют достаточно похожие стереотипы, усугублённые историческими обидами.

Ещё больше графиков можно смотреть по ссылке.

Почему это явление так «зашло» западной аудитории?

Пик популярности был во многом связан с появлением в 2016 году тематических каналов и вирусных видео на YouTube, целенаправленно эксплуатировавших уже сформировавшиеся образы squatting slavs и гопников, обычно с непременным хардбассом. Самым популярным, пожалуй, стал канал Life of Boris, в пародиях на обучающие видеоролики инструктировавший зрителей «как быть настоящим гопником»

К образу гопников и squatting slavs к этому времени добавились стереотипы традиционной «развесистой клюквы» о жизни в России и СССР: автоматы Калашникова, ушанки с красными звёздами, тельняшки, медведи, ядерные реакторы — и так далее, вплоть до babushka, Stalin и samovar. Попутно они срослись со стереотипами о жизни в балканских странах, которые можно вкратце описать как «Кустурица под сливовицу», а также с несколько ксенофобскими представлениями о «польских иммигрантах», сформировавшимися в Западной Европе в нулевые годы.

Сюда же органично «легли» и стереотипы об особенной суровости, эксцентричности и изобретательности в жанре «из чего-то и палок» жителей стран Восточной Европы, мода на тематические видеоподборки с которыми возникла в 2013 году в связи с падением Челябинского метеорита и многочисленными записями его полёта и взрыва с видеорегистраторов.

Ну а «контрольным выстрелом» стал всплеск правых и националистических настроений в странах ЕС и США на фоне миграционного кризиса середины 2010-х: образ сурового, шумного и резкого «славянина на кортах» показался многим отличным «ответом» на раздражавших их беженцев и мигрантов из южных стран. Не случайно squatting slavs часто сочетались в мемах с лягушонком Пепе и персонажами клипа «Serbia strong remove kebab».

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 5

Ещё мощным источником вдохновения для мемов стали компьютерные игры. На международных серверах многопользовательских игр пользователи из Восточной Европы оказались связаны со стереотипами достаточно, кхмм, токсичного поведения и частого употребления в чатах «загадочных слов» вроде s**ka bl**t или k**wa. Это тоже стало частью образа squatting slavs, вошло в мемы, а также завоевало популярность далеко за пределами геймеров из славянских стран.

Вторым геймерским источником оказались вышедшие на Steam и пережившие вторую мировую волну популярности игры серии Stalker: NPC-бандиты с характерными интонациями и фразами оказались самым простым способом, так сказать, провзаимодействовать в игровом пространстве со squatting slavs. В том числе фразы «Пацаны, я маслину поймал», и особенно «Чики-брики и в дамки». «Обычные» сталкеры из игры в характерных защитных костюмах и противогазах, и сами пейзажи Зоны из серии игр в стиле постапокалипсиса и постсоветской эстетики, тоже оказались частью гоп-мем-культуры.

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 6

С 2017 года 19 августа (реже 1 ноября) и вовсе объявили «международным днём на кортах» (International Squatting Day). В эти дни в разных странах Восточной Европы любители мемов на эту тему устраивают импровизированные фесты наподобие постапокалиптических или стимпанковых, изображая стереотипных или сильно утрированных гопников и отплясывая под хардбасс.

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 7

С лета 2018 года мода на гопников и squatting slavs пошла на убыль — но в мем-культуре они закрепились, похоже, надолго. Именно стереотипные гопники по сей день являются главным мемом и стереотипом про жителей стран Восточной Европы, потеснив даже традиционные образы «клюквенных русских» с казаками и медведями. Более того, оказалось, что они отлично сочетаются с гораздо более поздними мемами. К примеру, с собаками Чимсом и Доге, котами и всеми прочими.

Чики-брики и хардбасс: как гопники стали частью мировой мем-культуры - 8

Попутно на волне новых общественных тенденций к концу 2010-х зашла речь о том, что мемы про squatting slavs являются, не политкорректными, дискриминирующими и экзотизирующими по отношению к жителям стран Восточной Европы — которых теперь по умолчанию ассоциируют с маргинальной даже во времена расцвета «субкультурой гопников» примерно так же, как чернокожих американцев — с обитателями криминальных «худов» Лос-Анжелеса или Чикаго.

Впрочем, мемы про squatting slavs в целом прекрасно «заходят» и аудитории стран, стереотипы о которых обыгрывает: и россиянам, и полякам, и сербам. Тут играет и самоирония, и что-то от блоковского «да, скифы мы», и каким-то частям самоощущения. Даже среди людей, которые живого гопника видели разве что в детстве, а то и вовсе только в виде мемов.

Автор: Алексей Костенков

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js