Проблемная и склонная к мелкому криминалу молодёжь из рабочих районов и люмпенизированных семей — неотъемлемая спутница индустриального этапа развития общества. В разных странах они носят разные названия: британцы называют их chavs, французы — racaille, голландцы — tokkie, немцы — асси и так далее.
В СССР их чаще называли хулиганами. Под этим названием они не сходили со страниц сатирических журналов вроде «Крокодила» и «Перца». Где-то с середины 80-х годов более популярным стал термин «гопник», ранее известный в основном в Ленинграде и до сих пор вызывающий споры филологов о своём происхождении. Возможно, его популярности поспособствовала одноимённая песня Майка Науменко из «Зоопарка».
Изменился со времён Перестройки и внешний вид гопников: на смену облика Волка из «Ну, погоди» пришли китайские спортивные костюмы «под адидас». В девяностые и нулевые «чёткие пацанчики» были привычной частью городского пейзажа и криминальных сводок, а затем — в классической форме — понемногу ушли в историю. Да, и в наши дни можно наткнуться на характерных персонажей, интересующихся, «нет ли мобилы покурить». Но, за пределами особенно депрессивных районов — это уже скорее редкость.
Как раз в период отмирания гопников как массового явления на рубеже нулевых и десятых годов XXI века они пережили период пик упоминаемости и даже интереса в русскоязычном пространстве. Похоже, дело было в своего рода рефлексии общества над своим недавним прошлым. Их образы стали со всем постмодернистским задором иронически эксплуатировать в фотосессиях и музыкальных клипах, особенно в жанрах рэпа и отчасти поп-музыки. Появились тематическая и также ироническая радиостанция «Гоп FM», публикации в солидных журналах и блогах, а также подробнейшая статья на Лурке.
Тогда же возникла, тогда ещё субкультурная, связка между образом гопника и музыкой в жанре хардбасс: первый клип под самый меметичный в будущем трек «Раз-раз-раз, это хардбасс, все в спортивках Adidas» вышел ещё в мае 2010 года.
С начала 2010-х годов хардбасс стал популярной музыкой среди националистически настроенной молодёжи и футбольных фанатов стран Восточной Европы, от Польши до Сербии – вплоть до использования в сочетании с танцами в политических акциях и флешмобах.
Попутно «гопники» и «гопота» стали популярным политическим оскорблением. Пик был достигнут в ноябре-декабре 2009 года, затем упоминаемость в запросах ушла на плавное снижение, продолжающееся по настоящий день.
Подробнее можно посмотреть тут.
Совсем иначе дело обстояло в глобальной, преимущественно англоязычной сети. Почти неизвестные там ранее, в середине 2010-х гопники превратились в популярный мем, и покорили всемирные интернеты далеко за пределами исходных мест обитания.
Всё началось девять лет тому назад, 29 ноября 2012 года, с подраздела /r/slavs_squatting
на Реддите, где обитает преимущественно американская аудитория. Он вызвал изрядный интерес и быстро наполнился фотографиями «аутентичных гопников» из быстро росших тогда русскоязычных соцсетей: как настоящих, так и порождённых упомянутой выше волной интереса к «гоп-культуре» рубежа нулевых и десятых. 10 января 2013 года тема «славян на кортах» проникла в раздел /int/
на Форчане — причём автор писал уже с явным расчётом на то, что аудитория поймёт отсылку к Восточной Европе, славянам и squatting, то есть, сидению «на корточках».
С оживлённых обсуждений на Форчане темы «почему славяне сидят на кортах» к лету 2013 года образ стереотипного гопника распространился по сети. Тогда же появляется сообщество Squatting Slavs In Tracksuits на Facebook , ныне насчитывающее совокупно более двух с половиной миллионов подписчиков, и squattingslavs в Instagram с 204 тысячами фолловеров. Помимо фотографий, поклонникам зарождающегося направления мем-культуры «зашли» видеозаписи с плясками под хардбасс жителей восточноевропейских стран, как настоящими, так и снятыми специально в порядке стёба и самоиронии в начале 2010-х.
Именно тогда из совокупности фото- и видеоматериалов в этих тредах и оформился каноничный образ гопника как мема: сидящий на корточках молодой мужчина в классической кепке и спортивном костюме «Адидас» с непременными тремя полосками, поедающий семечки, курящий и пьющий спиртное из горла бутылки. Детали могли отличаться, но канон по сей день именно таков. Чаще всего в плане условного «гражданства» гопников ассоциировали с жителями России и Польши, реже – Сербии и Украины. Если гопник не сидит на кортах – он свирепо отплясывает под хардбасс. Что интересно, «русский шансон» и «блатняк», которые слушали реальные гопники в период своего «расцвета», в мемы практически не проник.
Термин «гопник» употребляли, впрочем, не так часто — с тех пор и по сей день более общепонятным и популярным остаётся squatting slav, «славянин на кортах», или просто slav — «славянин». Да-да, с 2010-х слово «славянин», slav, в глобальных интернетах прочно ассоциируется не мужиками в белых рубахах, бегающими с бородами и топорами в языческих лесах, а с «чёткими пацанчиками» на кортах в «абибасе». Но всё же вторым по значимости стало именно русскоязычное «гопник», оставив польское dresiarze и сербское dizelaši далеко позади. Видимо, из-за сложности произношения этих слов для англоязычной аудитории на фоне простоты gopnik — а также его прямой ассоциации с другими широко известными русскими словами вроде sputnik.
Популярность «славян на кортах» как мема во всемирной сети быстро росла с 2013 по 2015 годы, достигнув абсолютных пиковых значений в 2016-17 годах. Для понимания того, как и когда распространялись мемы про гопников, проявим немного занудства и обратимся к статистике запросов Google Trends.
Запрос «squatting slavs» система впервые фиксирует как статистически заметное выражение с января 2013 года. Настоящий рост начинается с осени 2015 года. Он достигает пикового значения в январе 2017 года — и затем идёт на спад к лету 2018 года. Лучше всего он «зашёл» в смысле упоминаемости жителям Сербии, Хорватии, Венгрии, Чехии, Швеции (видимо, в силу большого числа иммигрантов из Восточной Европы) — а также англоязычных стран: США, Великобритании и прочих.
По запросу gopnik мы видим уверенный рост всё с той же осени 2015 года, параллельно со squatting slavs, достигающий абсолютного пика к декабрю 2017 года. Затем частота упоминаний плавно снижается – но не до исходных величин, а примерно в 2-3 раза больших, и где-то около лета 2020 года стабилизируется: гопники вышли из моды, но остались частью мем-культуры. «Гопники» более всего заинтересовали жителей трёх стран Балтии, а также чехов и словаков. Похоже, что у последних они вызвали бурные ассоциации с их северными соседями-поляками: о которых зажиточные, чопорные и флегматичные чехи имеют достаточно похожие стереотипы, усугублённые историческими обидами.
Ещё больше графиков можно смотреть по ссылке.
Почему это явление так «зашло» западной аудитории?
Пик популярности был во многом связан с появлением в 2016 году тематических каналов и вирусных видео на YouTube, целенаправленно эксплуатировавших уже сформировавшиеся образы squatting slavs и гопников, обычно с непременным хардбассом. Самым популярным, пожалуй, стал канал Life of Boris, в пародиях на обучающие видеоролики инструктировавший зрителей «как быть настоящим гопником»
К образу гопников и squatting slavs к этому времени добавились стереотипы традиционной «развесистой клюквы» о жизни в России и СССР: автоматы Калашникова, ушанки с красными звёздами, тельняшки, медведи, ядерные реакторы — и так далее, вплоть до babushka, Stalin и samovar. Попутно они срослись со стереотипами о жизни в балканских странах, которые можно вкратце описать как «Кустурица под сливовицу», а также с несколько ксенофобскими представлениями о «польских иммигрантах», сформировавшимися в Западной Европе в нулевые годы.
Сюда же органично «легли» и стереотипы об особенной суровости, эксцентричности и изобретательности в жанре «из чего-то и палок» жителей стран Восточной Европы, мода на тематические видеоподборки с которыми возникла в 2013 году в связи с падением Челябинского метеорита и многочисленными записями его полёта и взрыва с видеорегистраторов.
Ну а «контрольным выстрелом» стал всплеск правых и националистических настроений в странах ЕС и США на фоне миграционного кризиса середины 2010-х: образ сурового, шумного и резкого «славянина на кортах» показался многим отличным «ответом» на раздражавших их беженцев и мигрантов из южных стран. Не случайно squatting slavs часто сочетались в мемах с лягушонком Пепе и персонажами клипа «Serbia strong remove kebab».
Ещё мощным источником вдохновения для мемов стали компьютерные игры. На международных серверах многопользовательских игр пользователи из Восточной Европы оказались связаны со стереотипами достаточно, кхмм, токсичного поведения и частого употребления в чатах «загадочных слов» вроде s**ka bl**t или k**wa. Это тоже стало частью образа squatting slavs, вошло в мемы, а также завоевало популярность далеко за пределами геймеров из славянских стран.
Вторым геймерским источником оказались вышедшие на Steam и пережившие вторую мировую волну популярности игры серии Stalker: NPC-бандиты с характерными интонациями и фразами оказались самым простым способом, так сказать, провзаимодействовать в игровом пространстве со squatting slavs. В том числе фразы «Пацаны, я маслину поймал», и особенно «Чики-брики и в дамки». «Обычные» сталкеры из игры в характерных защитных костюмах и противогазах, и сами пейзажи Зоны из серии игр в стиле постапокалипсиса и постсоветской эстетики, тоже оказались частью гоп-мем-культуры.
С 2017 года 19 августа (реже 1 ноября) и вовсе объявили «международным днём на кортах» (International Squatting Day). В эти дни в разных странах Восточной Европы любители мемов на эту тему устраивают импровизированные фесты наподобие постапокалиптических или стимпанковых, изображая стереотипных или сильно утрированных гопников и отплясывая под хардбасс.
С лета 2018 года мода на гопников и squatting slavs пошла на убыль — но в мем-культуре они закрепились, похоже, надолго. Именно стереотипные гопники по сей день являются главным мемом и стереотипом про жителей стран Восточной Европы, потеснив даже традиционные образы «клюквенных русских» с казаками и медведями. Более того, оказалось, что они отлично сочетаются с гораздо более поздними мемами. К примеру, с собаками Чимсом и Доге, котами и всеми прочими.
Попутно на волне новых общественных тенденций к концу 2010-х зашла речь о том, что мемы про squatting slavs являются, не политкорректными, дискриминирующими и экзотизирующими по отношению к жителям стран Восточной Европы — которых теперь по умолчанию ассоциируют с маргинальной даже во времена расцвета «субкультурой гопников» примерно так же, как чернокожих американцев — с обитателями криминальных «худов» Лос-Анжелеса или Чикаго.
Впрочем, мемы про squatting slavs в целом прекрасно «заходят» и аудитории стран, стереотипы о которых обыгрывает: и россиянам, и полякам, и сербам. Тут играет и самоирония, и что-то от блоковского «да, скифы мы», и каким-то частям самоощущения. Даже среди людей, которые живого гопника видели разве что в детстве, а то и вовсе только в виде мемов.
Автор: Алексей Костенков