Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания

в 14:00, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, Блог компании RUVDS.com, блоги, книги, Профессиональная литература, техническая литература, Читальный зал

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 1


Знания, как и деньги, невозможно бесконечно копить: рано или поздно их приходится куда-то вкладывать. В случае с финансами это позволяет приумножить и сохранить капитал. Что же касается знаний, то упаковка их в удобную для восприятия форму повышает вашу экспертность, позволяет расширить круг общения, найти единомышленников, коллег, партнёров и даже заработать денег, ну и, конечно же, передать накопленный опыт. Да и вообще приятно, когда кто-то ссылается на тебя, как на авторитетный источник информации. И вот тут возникает вопрос: какую форму представления собственных знаний выбрать? Можно написать серию статей, организовать собственный блог или даже сочинить книгу, причём у каждого из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. Давайте-ка их обсудим.

Статьи

Пожалуй, статья — это самый простой и удобный способ упаковки информации с точки зрения трудозатрат. Здесь, на «Хабре», много успешных авторов подобных публикаций, я думаю, они подтвердят мои слова. История лонгридов, размещаемых на общедоступных площадках, в Рунете началась ещё в эпоху ЖЖ, и именно эта платформа положила начало популярности данного формата. И несмотря на то, что сам «Живой Журнал» уже давно утратил былые позиции, его дело живёт и процветает: на свет появился, например, «Яндекс.Дзен», где можно писать практически о чём угодно.

Обычно работа над статьёй состоит из двух этапов: сбор информации и собственно написание материала, причём первый пункт этого короткого списка подчас занимает намного больше времени, чем второй. Но если исходные данные уже накоплены, проанализированы и систематизированы, текст можно подготовить за день-другой. Отдельным талантам хватает и нескольких часов, правда, этот скилл дается после долгой прокачки литературных навыков.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 2

Чтобы статья получилась годной, нужно придерживаться всего лишь нескольких несложных принципов. Популярные наставления по писательскому мастерству гласят, что художественные произведения — неважно, рассказы это или даже целые романы, — имеют трёхактную структуру, то есть, состоят из завязки, развития сюжета, и (кто бы мог подумать?) кульминации с развязкой. Несмотря на то, что мы тут обычно пишем не про приключения Гарри Поттера в Средиземье, техническая публицистика использует схожий подход. Статья начинается с «лида»: вступления, кратко повествующего, о чём вообще будет текст и «презентующего» читателю всю остальную историю. Ко всему прочему, такой анонс — это всё, что видит потенциальный читатель до ката, пролистывая ленту на своём телефоне или компьютере. Далее следует, собственно, развёрнутый рассказ о похождениях классов, функций и регулярных выражений. И заканчивается вся эта эпопея заключением, которое подводит итоги и озвучивает выводы. Если при этом автор разбивает текст на абзацы, большую «простыню» делит на тематические главки с подзаголовками и снабжает публикацию подходящими иллюстрациями, у него с высокой долей вероятности получится шедевр, достойный пулитцеровской премии. Ну, или, как минимум, пары плюсов.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 3

Подобрать подходящую площадку для публикации тоже, в общем-то, несложно — выбор довольно широк для текстов как на русском, так и на английском языках, причём практически любой тематики (ссылки перечислять не буду, — они у всех на слуху). Преимущества очевидны: на подготовку такого контента уходит относительно немного времени и сил — по сравнению с альтернативами. Кроме того, автор быстро получает обратную связь от аудитории благодаря отзывам и обсуждениям, и имеет возможность что-то оперативно исправить в материале. Но главное — он может изучить полезные комментарии, советы и мнения, основанные на опыте коллег. Помимо «Хабра» я опубликовал кучу статей в «Хакере», и считаю, что комментарии читателей — это вообще самое ценное, что есть в размещении собственных текстов на подобных площадках в сети (помимо гонораров, конечно). Некоторые отзывы легли в основу новых публикаций, подарив мне интересные идеи. Раньше, в эпоху «бумажных» журналов, в которые я также помногу писал, этого очень не хватало.

Но есть в написании статей и свои недостатки. Главный из них заключается в том, что размещение своего материала в коллективном блоге или в электронном журнале — вещь короткоживущая. В течение нескольких дней статья сползает в ленте всё ниже и ниже, пока, наконец, не канет в бездну. После чего люди натыкаются на неё разве что случайно в глубине выдачи поисковых систем. Найти через пару лет собственную заметку, которую когда-то ты разместил сам уже не помнишь где — та ещё задача. В общем, если вы работаете на долгую перспективу, тут есть о чём поразмыслить.

Итак, что даёт публикация статей в коллективных блогах и электронных журналах среднестатистическому автору? Обратную связь с читателями, потенциальную аудиторию для вашего личного проекта или стартапа, если у вас таковой есть, повышение экспертности и узнаваемости, портфолио, которым можно похвастаться перед потенциальными работодателями, а также возможность отыскать коллег и единомышленников, что очень ценно.

Собственный блог

Говорят, время standalone-блогов безвозвратно ушло. Когда-то они были прекрасной альтернативой всяким «Живым Журналам», «Блоггерам» и «Лайвинтернетам», да и в эпоху их расцвета собственный сайт с подборкой статей считался необходимой вещью для каждого уважающего себя автора. Например, моя кошмарная домашняя страничка существует в сети аж с 2000 года, что ничуть не мешало мне параллельно писать ещё и в ЖЖ. Но со временем популярность личных блогов стала понемногу сходить на нет, а изначально созданный для них простой и удобный движок WordPress и вовсе превратился в монструозную систему, позволяющую конструировать сложные веб-приложения любого уровня: от интернет-магазинов до настоящих космодромов с блекджеком и куртизанками. От былой лёгкости и удобства не осталось и следа.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 4

Единственный плюс, который лично я вижу в ведении standalone-блога в наши дни, так это то, что в этом случае ты сам себе админ. Захотелось прикрутить какой-нибудь плагин, расширяющий функционал блога — всегда пожалуйста. Кроме того, вдохновляет полное отсутствие жёстких ограничений на тематику и содержание постов — никто не забанит тебя за нецензурную лексику, критику какого-нибудь бренда, откровенную рекламу или ссылку на конкурента. В остальном же минусов, пожалуй, намного больше. Прежде всего, придётся тратить время, силы и средства на раскрутку проекта — сайты индексируются намного хуже и медленнее, чем популярные площадки, выдающие контент конвейерным способом. Обновлять личный блог придётся регулярно, чтобы он не просел в выдаче, и дабы интерес аудитории к нему не угасал. В случае с коллективными площадками вроде «Хабра» можно писать под настроение, не выдерживая жёсткий график — хуже от этого не станет (если вы, конечно, не коммерческий блог, продвигающий таким образом свои продукты: здесь регулярность — основополагающий фактор успеха, но отнюдь не главный).

Лично я не знаю ни одного случая, за исключением, пожалуй, сайта Еasyelectronics.ru от хаброюзера DIHALT, когда созданный силами одного автора тематический блог сумел набрать популярность и превратиться в отличный источник качественных публикаций на техническую тематику. Я имею в виду ситуацию, в которой блог создаётся фактически на голом энтузиазме его основателя и владельца, без финансовой подпитки и поддержки какого-нибудь крупного бренда или корпорации. Если вам знакомы другие подобные проекты, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 5

В общем и целом, личный блог дарит своему автору полную свободу действий, но свобода эта относительная. На регулярное обновление, техническую поддержку, раскрутку и продвижение проекта, скорее всего, уйдёт столько сил и средств, что это быстро превратится в отдельную работу на полную ставку, и не факт, что с зарплатой. Заниматься чем-то подобным на пенсии можно и ради собственного удовольствия, но если ты вынужден зарабатывать себе на хлеб, свободного времени может и не хватить…

Соцсети

Современной альтернативой standalone-блогов стали социальные сети. Вместо личного сайта люди заводят персональную страничку или сообщество и постят туда котиков продукт своего интеллектуального труда. Инструментарий для публикации статей в социалках постепенно совершенствуется: в том же «В Контакте» не столь давно появился более-менее вменяемый текстовый редактор. Да и сама VK понемногу сворачивает на путь WeChat, который из простого мессенджера вырос в глобальную экосистему, объединяющую в себе социальную сеть, площадку для общения и знакомств, платёжную систему и подобие «Госуслуг», а ещё — интегратор медиа-ресурсов, интернет-магазинов, приложений, многопользовательских игр, инструментов для бизнеса, и чёрт знает чего еще. И это неплохо, — значит, ребята из руководства «В Контакте» чувствуют рынок. Марк Цукерберг со своей «метавселенной» сейчас двигается абсолютно в том же направлении.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 6

Однако в социальных сетях есть свои нюансы. Во-первых, тамошний контингент исторически не любит лонгриды: социалки — это история про быстрое потребление контента, там спросом пользуются сториз, фотографии и короткие заметки на полтора-два, максимум три абзаца. Складывается ощущение, что «простыни» там постят исключительно инфобизнесмены, коучи и копирайтеры всевозможных образовательных проектов, да и тех читают в основном постоянные подписчики сообществ. Во-вторых, подавляющее большинство людей ходит туда развлекаться, социальные сети совершенно не воспринимаются как место, где можно потреблять профессиональный или научно-технический контент.

В общем, лично мне неизвестны успешные Hi-Tech-сообщества «В Контакте» или на «Фейсбуке», которые одновременно не являлись бы витриной какой-нибудь коммерческой организации, но при этом регулярно публиковали бы годные и интересные статьи. Да и среди бизнес-проектов я таковых тоже не наблюдаю. Если их знаете вы, поделитесь, пожалуйста, ссылкой, было бы интересно почитать.

Электронные и бумажные книги

А вот на эту тему я могу разговаривать долго и рассказать много любопытного. За свою жизнь я написал 47 книг, вышедших в издательствах «БХВ», «Питер», «АСТ», «Олма-Пресс» и ряде других. 48-я сейчас как раз готовится к печати. Нюансов в этой сфере существует великое множество, самые важные из них я изложил в своей статье «Как издать компьютерную книгу и не сойти с ума», а о том, как рождаются переводные технические книги — кратко рассказал здесь. Почитайте, если интересно. А сейчас речь немного о другом.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 7

В последние годы появилась масса возможностей превратить собственный текст в книгу — хоть в электронную, хоть в бумажную, поэтому без услуг традиционного издателя в ряде случаев вполне можно обойтись. Существуют и отнюдь не бедствуют компании (не будем тыкать пальцем в Ridero и ему подобных), освоившие технологию Print-on-Demand, то есть, цифровую печать по заказу. Автор заливает на сайт текст и иллюстрации, самостоятельно верстает макет книжки в онлайн-редакторе, рисует обложку (или заказывает её у профессионального художника), после чего книга появляется на сайте самого электронного издательства, а также на нескольких маркетплейсах вроде «Озона». Если кто-то захочет её купить, компания отпечатает нужное количество экземпляров на бумаге и отправит их читателю. Прочие смогут скачать электронную версию.

С полностью электронными книгами проблем ещё меньше: приложений для конвертации рукописи в PDF, FB2 и EPUB — навалом, разместить такую книгу можно хоть на собственном сайте, хоть на Литресе, хоть на других подобных площадках, имя которым — легион. Для англоязычных публикаций существует, например, Smashwords, да и платформа Amazon с её Kindle Direct теперь относится к авторам из России намного лояльнее, чем ещё несколько лет назад.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 8

Проблем в подобном подходе несколько. Первая заключается в том, что на подобных площадках выкладываются в основном авторы «художки», научно-популярной и технической литературы там пока ещё исчезающе мало. Второй момент — книгу придётся продвигать самостоятельно: ни издатель, ни сервис самопубликации рекламировать её не станут. Автору придётся освоить Яндекс.Директ, Google AdWords, таргетинг в соцсетях и SMM заодно. Лично мне известно несколько случаев, когда писателю удавалось заработать на продаже собственных электронных книг. И ещё больше случаев, когда реклама, особенно поначалу, из-за недостатка опыта и неправильной настройки кампаний, сжирала намного больше получаемого дохода, после чего автор уходил в минус. В общем, выбравшему этот путь придётся либо привлекать к продвижению книги сторонних специалистов, либо осваивать несколько смежных профессий: рекламщика, дизайнера, веб-мастера — хотя бы для того, чтобы соорудить для книги простенький лендинг на «Тильде».

Традиционные издательства книги своих авторов сейчас тоже не рекламируют — на это нет бюджетов, — но зато у них имеется в загашнике несколько других жирных плюсов. Во-первых, текст как минимум пройдет через руки грамотного редактора и корректора, которые поправят все стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки. Во-вторых, макет будет профессионально свёрстан, а обложка — нарисована профессиональным же дизайнером. Конечно, издательство получит за это львиную долю прибыли (авторский гонорар составляет в среднем 10% от отпускной цены тиража) и заберёт исключительные права на книгу минимум на 5 лет, но таков путь такова цена работы его сотрудников.

Книга, статья или блог? Во что упаковать свои знания - 9

Но самое важное — традиционный издатель это гарантированный пропуск на полки розничных книжных магазинов. Попасть туда другими путями шансов практически нет. Розница не работает с авторами напрямую, они покупают книги у оптовиков мелкими партиями, им так выгоднее и проще. Оптовики тоже не покупают книг у физических лиц, и даже у ИП с самозанятыми — им нужен «длинный прайс», то есть как минимум десяток товарных позиций. Остаются маркетплейсы, на которых придётся конкурировать с теми же оптовиками. А те получают от издательств значительные скидки и могут при желании давить «одиночек» как ассортиментом, так и ценой.

И тут есть два лайфхака, которыми я готов поделиться. Прежде всего, издательству можно продать книгу, собранную из собственных публикаций в своём же блоге, на «Хабре» или, скажем, в «Хакере». Многие авторы именно так и поступают, при этом они получают деньги за один и тот же текст дважды: первый раз — в виде гонорара за статью, второй — в виде авторского роялти за книгу. Кроме того можно попробовать уговорить издателя оставить вам права на распространение электронной версии, и продать ему только «бумагу». В этом случае «электронкой» можно будет торговать самостоятельно. Правда, в последнее время издательства идут на этот шаг неохотно: продажи бумажных книг падают, доходы от реализации электронных версий, наоборот, растут, и упускать этот источник прибыли никому не хочется.

А ещё можно изложить свой опыт и знания сразу на английском языке и самостоятельно разместить книгу на Амазоне, либо предложить её зарубежному издательству. Правда, в данном случае вам потребуются услуги англоязычного пруфридера. Да и продвижение книги на Амазоне для получения Best Sellers Rank и положительных отзывов, без которых продаж попросту не будет — это целая наука. В общем, и то и другое — достаточно обширная тема для отдельной статьи.

Вместо заключения

Получается, что выбор подходящей «упаковки» для накопленного опыта, прежде всего, от поставленных целей. Если этот самый опыт компактно умещается на нескольких страницах, а автор хочет получить быструю обратную связь от читателей, обсудить предмет своих изысканий или найти единомышленников, ему подойдут статьи. Если эти статьи он пишет регулярно, располагает свободным временем и обладает знаниями о том, как продвигать сайты в интернете — можно запустить собственный блог. Кроме того, уже опубликованные ранее статьи (или даже написанный с нуля оригинальный материал) можно собрать в электронную книгу и продавать её самостоятельно. Либо выпустить её бумажную версию, возложив всю возню по предпечатной подготовке, редактуре, корректуре и вёрстке на плечи профессионального издателя.

Существует и ещё один не упомянутый здесь формат представления собственных знаний: электронные курсы. Его я собираюсь освоить в ближайшем будущем. Как только из этого получится что-нибудь стоящее — обязательно поделюсь опытом.

Автор: Валентин Холмогоров

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js