Я занимаюсь Developer Relations уже шестой год. Профессия новая. Мне очень хотелось увидеть российский деврел в полном объеме: поискать не только ответы, но и сформулировать новые вопросы в нашей индустрии. Откуда в неё приходят, как развиваются, с какими сложностями сталкиваются? Поэтому я провела исследование, в котором участвовали 77 специалистов по Developer Relations. Планирую его повторять ежегодно.
Мои выводы
В DevRel пришли все. Он сейчас в тренде, на хайпе.
Если вы — хоть сколько-нибудь приличная IT-компания, придётся поддерживать свой имидж в информационном поле. Это теперь must have, гигиенический минимум, который можно осилить одним деврелом на все руки.
Но время деврелов-одиночек, которые поднимали технический бренд продуктовых компаний, уходит. Сейчас работают целые деврел-команды. Я начала это замечать ещё раньше, а теперь это подтверждают результаты опроса.
Сегодня компании готовы нанимать вчерашних джунов лидами всего DevRel направления. Специалисты уровней от джуна до синьора приходят в DevRel из IT, PR и HR. При этом стратегию продвижения определяют все — от джунов до хедов. И нам с этим жить.
Нет сложившейся школы стандарта профессии: специализированных ресурсов на русском всё ещё мало. Учимся друг у друга и из смежных сфер, это видно по ссылкам в опросе. Западный опыт тоже важен, но он не всегда перекладывается на российские реалии.
Несмотря на результаты исследования, мне кажется, что джуниоров больше по факту. Многие постеснялись участвовать в опросе, решив, что они ещё недостаточно деврелы.
Знаю, что многих интересует вопрос зарплат. Я умышленно не стала включать его в исследование, опасаясь, что это помешает ответить честно или поделиться контактными данными. Планирую в конце года запустить полностью анонимный опрос именно под эту задачу.
Насколько выборка репрезентативна?
Я постаралась вовлечь всех специалистов, до кого смогла дотянуться. Только в Телеграме мой призыв к деврелам увидело 4 400 человек. Всего опросом поделились 37 источников. Вот несколько из них:
-
23derevo: чат
-
Рассылки от Ontico
-
Моя личная страница на Фейсбук
-
Репосты от Даши Богомоловой, Лизы Швец, Тони Татчук, Лёши Корнеева, Жени Фомина, Игоря Радионова
Прошли опрос 77 человек. Данные уже очищены от спама и нерелевантных комментариев. В выборку по понятным причинам попали только те компании, в которых уже есть хотя бы кто-то причастный к деврелу.
Надеюсь, в следующих исследованиях нас станет больше. Чтобы не пропустить анонс, следите за моим каналом “Говорите громче!” или оставьте свои контакты — я сообщу о новом запуске.
Иногда сумма ответов больше 100%: это значит, что в вопросе можно было выбрать несколько значений. No cheating!
Основные вопросы
Какие задачи решаете?
Был соблазн предложить участникам выбирать из видов деврелов. Но тестовый прогон выявил, что у нас ещё слабая специализация, поэтому вопрос про задачи я сочла более показательным. Предсказуемо, большинство деврелов занимаются ивентами, сообществами, спикерами и авторами, а также половина участников определяют стратегию продвижения.
Что ещё
-
Выступаю от лица бренда на техническую аудиторию — 22% (17 опрошенных)
-
Пишу статьи — 21% (16 опрошенных)
-
Делаю SMM — 18% (14 опрошенных)
-
Выступаю от лица бренда на С-level менеджмент — 9% (7 опрошенных)
-
Пишу публичную документацию по использованию технологии — 9% (7 опрошенных)
-
Внутренние процессы HR (помощь в докрутке, создании) — 1% (1 опрошенный)
-
Даю интервью — 1% (1 опрошенный)
-
Записываю видео — 1% (1 опрошенный)
-
Организую перевод документации и статей — 1% (1 опрошенный)
-
Управляю командой — 1% (1 опрошенный)
-
Член ПК — 1% (1 опрошенный)
-
DX (MOFU content, support) — 1% (1 опрошенный)
-
Growth (TOFU content, partnerships) — 1% (1 опрошенный)
Мне стало любопытно, кто же определяет стратегию продвижения, цели и задачи, и обнаружила, что этим занимаются все от мала до велика, с любым опытом в профессии. Даже джуниоры с опытом работы менее года.
Сколько человек в вашей команде?
Объемы задач и планка качества, которую задала индустрия за последние пять лет, подталкивают к созданию уже целых команд деврелов. В одного делать качественно становится слишком трудно. Вопросы выгорания звучали ото всех и в 2019, и в 2020 году. Как только с карантинными ограничениями стало понятнее, команды начали расти на глазах.
-
2-5 человек — 50,6% (39 ответов)
-
1 человек — 33,8% (26 ответов)
-
5-10 человек — 5,2% (4 ответа)
-
Была опция 10-20 человек, но её никто не выбрал
-
Больше 20 человек — 2,6% (2 ответа)
-
N/A — 7,8% (6 ответов)
Планируете расширять команду?
Треть участников планировали расширить команду до конца 2021 года.
-
Нет — 64,9 % (50 ответов)
-
Да, открываем 1-2 позиции — 28,6% (22 ответа)
-
Да, открываем 3-5 позиций — 5,2% (4 ответа)
-
Да, открываем 20 и более позиций — 1,3% (1 ответ)
К концу года всего 18 участников (23%) останутся деврелом в одном лице.
В каких странах/городах находится целевая аудитория вашего проекта?
Приятно было увидеть, что наши коллеги работают не только на локальном уровне, но и на мировом.
-
Россия — 24,4% (30 ответов)
-
СНГ — 8,9% (11 ответов)
-
Worldwide — 4,1% (5 ответов)
С приходом онлайна и в условиях жесткой конкуренции в столице компании стали фокусироваться на всю страну.
Планируете посещать/проводить офлайн-митапы осенью 2021?
Профессиональная тоска по теплому ламповому оффлайну. Работать в онлайне деврелы так и не полюбили; это на порядки сложнее.
-
Да, офлайн круче — 49,4% (38 человек)
-
Не знаю — 24,7% (19 человек)
-
Да, формат не важен — 14,3% (11 человек)
-
Нет, как и раньше — 6,5% (5 человек)
-
Нет, онлайн круче — 5,2% (4 человека)
Сообщество и образование
Как получаете новые знания?
Общение с коллегами, как в любой новой профессии, играет решающую роль. Кто те 6 деврелов, которые не общаются с коллегами? Не представляю, как такое возможно =)
Джуниоры больше других ходят на какие-то курсы. Я постучалась ко всем, кто оставлял свои контакты, и разузнала, какие курсы они посещали и нашли полезными.
Список курсов:
Какие подкасты слушаете?
Так я узнала, что существует деврел-радио. Но в итоге всё свелось к подкастам по IT тематикам, а не для деврелов. Думаю исключить этот вопрос.
-
Podlodka — 9 человек
-
Запуск завтра — 4 человека
-
Moreview — 2 человека
-
Make Sense — 2 человека
-
Радио-Т — 2 человека
Также упоминались:
Какие ресурсы читаете?
Кроме очевидного, указали и ресурсы из смежных профессий: про тексты, про маркетинг, а также зарубежные материалы про деврел.
И ещё:
-
Рассылки от JUG.ru
-
Рассылки от Ontico
-
Группа "Управление и разработка больших IT проектов"
-
Медуза
-
DevRel Newsletter (Eng)
-
DevRel Weekly (Eng)
-
Hackernews
-
Reddit
-
Russian Community Managers
-
Tech London Advocates (Eng)
Где следите за работой интересных деврел-команд?
За кем из экспертов в профессиональном сообществе в России вы следите?
В топ попали люди, за которых проголосовало больше одного человека. Вопрос был необязательным и со свободным вводом, поэтому всего на него ответили около 50% участников.
Дисклеймер: так как выборка смещена на те ресурсы, через которые я набирала респондентов, статистика здесь смещена в мою пользу и наверняка искажает реальную картину.
Сколько денег вы сами или ваш работодатель тратите на ваше обучение в год?
-
Вообще не трачу — 24,7% (19 человек)
-
До 50 тысяч — 42,9% (33 человека)
-
50-100 тысяч — 15,6% (12 человек)
-
100-150 тысяч — 9,1% (7 человек)
-
Больше 150 тысяч — 3,9% (3 человека)
Имидж команд
Самые привлекательные для работы команды
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
По каким критериям вы выбирали самую привлекательную для вас команду?
Несколько человек руками написали, что им важна вовлеченность и поддержка топ-менеджмента в развитие направления developer relations. Я считаю, что это ключевое условие, без которого заниматься деврелом довольно бессмысленно. Думаю включить этот критерий в следующий опрос.
Весь список того, что участники дописали сами:
-
Готовность руководства поддерживать деврел
-
Вовлечённость и поддержка топ-менеджмента
-
Свобода в действиях и выборе стратегии
-
Сложность задач
-
Территориальная близость
-
Качество и сложность собеседования
Самые сильные команды
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Команды с самыми интересными задачами
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Что беспокоит деврела летом 2021?
Всеобщая боль - онлайн и ковид. Очень много вопросов инструментальных: как делать задачи, где искать людей. Но появились и вопросы, связанные с деврел командой.
4 вопроса всеобщей боли, ответ на который — “НИКАК!”:
-
Как объяснить старому бизнесу, что без деврела цифровизацию не провернуть?
-
Как попасть на нужные офлайн-конференции, когда они постоянно переносятся из-за ковида?
-
Как создать внутреннее сообщество, если нет лидеров и инициаторов?
-
Как формировать полезные компании сообщества в командах, где люди в принципе не довольны работой?
Вопросы о вечном:
-
Как быть заметным, но не навязаться?
-
Кто виноват и что делать?
-
Почему в Москве нет сложившегося оффлайнового IT комьюнити кроме тусовок конференций?
-
Как не навалять непрофессиональному медиаменеджеру?
-
Почему в России плохо развит корпоративный open source?
-
Почему так много токсика в комментах на хабре ))
Все вопросы можно почитать здесь (осторожно, их много!)
Пунктуация и стилистика респондентов сохранены.
Переход на онлайн и последствия ковида:
-
Как приспособиться к найму, когда все изменилось?
-
Какая у кого политика в ковид для небольших встреч?
-
Когда же это всё закончится?
-
Когда и как безопасно возвращаться в офлайн?
-
Нестабильная ситуация с ковидом: что делать?
-
Активности в онлайне и их эффективность
-
В конфы не безопасно вкладываться, как перестраивать все процессы на онлайновый формат, чтобы нетворкинг не терялся?
-
Вовлеченность аудитории в онлайн
-
Выход в онлайн. Как это все работает, как подготовить площадку, вещание?
-
Как делать качественный онлайн?
-
Как заставить людей смотреть/участвовать в докладах через зум?
-
Как повысить эффективность ивентов в онлайне?
-
Как сделать вовлеченность аудитории, которая приходит к вам на онлайн-стенд на ИТ-конференции соизмеримой с той, что была в офлайне?
-
Как сделать онлайн душевнее?
-
Как создать глобальный нетворк в условиях онлайн мира?
-
Как удержать внимание в онлайне?
-
Как, черт возьми, теперь неформально общаться с этими инженерами через экран? Ужасно неэффективно.
-
ОНЛАЙН - как?
-
Люди внутри не заряжены - ничего невозможно с ними сделать
-
Переход на удаленную работу: как?
-
Стоит ли участвовать онлайне гибридных конференций (у которых есть оффлайн и онлайн)?
-
Участие в онлайн-активностях
-
Что делать вместо офлайна?
-
Что такое эффективный онлайн и как его использовать не для галочки?
КАК?!
-
Бюджеты. Как планировать если многие активности в 1 раз, где взять инфо?
-
Как делать хакатон?
-
Как драйвить ядро сообщества?
-
Как искать сообщества разработчиков в странах бывшего СНГ?
-
Как рекламировать вакансии, не скатываясь в найм как цель деврела?
-
Как связывать деврел планы с бизнес-стратегией компании?
-
Как создать ценностное предложение для коллег?
-
Как эффективно бороться за внимание разработчиков?
-
Микрофронты на ангуляре
-
Проблемы, связанные с опенсорс сообществом
-
Ещё, мне кажется, нашей команде, как организаторам и кураторам коммьюнити, нужно уже выстроить процессы, потому что мы вроде как созрели до этого, но с чего начать - глаза разбегаются) Так что пока по накатанной)
-
Как выстроить процесс брейншторма тем?
-
Как лучше готовить спикеров?
-
Как искать спикеров?
-
Работа со спикерами: как?
Туда же вдогонку про каналы:
-
В каких каналах лучше продвигать бренд
-
Как начать вести Хабр, что для этого нужно.
И про мотивацию инженеров:
-
Извечный вопрос: как мотивировать людей участвовать в техпиаре?
-
Как мотивировать разработчиков удаленно?
-
Как мотивировать ребят, когда они по горло в других задачах?
-
Как мотивировать спикеров выступать?
Developer Relations с нуля:
-
Как выстроить DevRel-отдел с нуля в компании, где системно никак не занимались продвижением бренда никогда?
-
Определение стратегии в зависимости от стратегии компании. Как сформировать понимание на старте?
-
Сейчас я озабочен вопросом развития деврел-направления в IT HR-агентстве.
-
Чем должен и чем не должен заниматься деврел?
-
Что входит в DevRel если отбросить вариант пиара так популярный в России?
Метрики
-
Как измерять профит?
-
Как считать денежные метрики эффективности?
-
Методологии, с помощью которых можно оценивать влияние и успешность тех или иных действий ?
-
Оценка результативности работы: как?
-
Сейчас ключевая боль — метрики. Пересобираем эту историю у себя в компании. Общаюсь с коллегами и пока не нашла идеальное решение для нас.
-
Эффективность онлайн ивентов - с точки зрения спонсорства конференций
Деврел команда:
-
Как руководить командой?
-
Где взять ИТ редактора?
-
Где взять ИТ смм?
-
Где нанимать людей в команду?
-
Откуда взять нового деврела себе в замену:)
-
Откуда взять нормального редактора Хабраблога не за миллион и не за два года обучения?
Выгорание:
-
Как не выгореть, когда работы стало больше, а отдачи меньше?
-
Мотивация на удалёнке для себя, чтобы было, чем заряжать коллег
Портрет участника
Распределение по городам
Более 50% участников опроса живут в Москве, а также у нас есть коллеги из Алматы, Черногории, Венгрии, Лондона, Нью Йорка и Таллинна.
Распределение по уровням экспертности
Несмотря на то, что в опроснике была опция TeamLead, её никто не выбрал. Я думаю, что тимлиды всё же существуют в тех компаниях, где деврелов больше 20 человек.
-
Middle — 29,9% (23 человека)
-
Senior — 23,4% (20 человек)
-
Head of — 26% (18 человек)
-
Junior — 16,9% (13 человек)
-
СТО, CIO и VP — по 1,3% и по 1 человеку
Распределение по опыту в Developer Relations
Больше половины участников (53%) пришли в профессию меньше чем 2 года назад, посреди ковида.
Распределение по предыдущему опыту
Три равнозначных донора, откуда приходят в developer relations: IT, PR и HR. Частично это и ответ на вопросы “Где искать?”. Вот же, положила :)
-
IT — 35,1% (27 человек)
-
PR — 31,2% (24 человека)
-
HR — 24,7% (19 человек)
-
Другое — 9,1% (7 человек)
Распределение по полу
К моему удивлению, у нас практически паритет полов.
-
Женский — 58,4% (45 человека)
-
Мужской — 40,3% (31 человек)
-
Не указан — 1,3% (1 человек)
Где работаете сейчас?
Далеко не все указали свою компанию, я привожу полный список.
-
Яндекс — 4 человека
-
MTS Digital — 3 человека
-
Wrike — 2 человека
-
Mail Group — 2 человека
-
JetBrains — 2 человека
-
Леруа Мерлен — 2 человека
-
Ecommpay — 2 человека
-
2ГИС — 1 человек
-
Beta, Skillbox — 1 человек
-
Зарплата.ру — 1 человек
-
М2 — 1 человек
-
Магнит — 1 человек
-
Мегафон 1440 — 1 человек
-
Мэйк — 1 человек
-
Оджетто — 1 человек
-
Онтико — 1 человек
-
ПочтаТех — 1 человек
-
Сбер — 1 человек
-
Тинькофф — 1 человек
-
Фаберлик — 1 человек
-
AliExpress Russia — 1 человек
-
Beeline — 1 человек
-
Cube Dev — 1 человек
-
Delivery Club — 1 человек
-
Directum — 1 человек
-
Evernote — 1 человек
-
GridGain — 1 человек
-
InDriver — 1 человек
-
IT_ONE — 1 человек
-
It-Content.pro — 1 человек
-
Joom — 1 человек
-
Lamoda — 1 человек
-
Geekfactor — 1 человек
-
OpenwayGroup — 1 человек
-
Ozon — 1 человек
-
Panzerdog — 1 человек
-
Saymon — 1 человек
-
Scentbird — 1 человек
-
Skyeng — 1 человек
-
Tarantool — 1 человек
Автор: Jane Goleva