Используемые с 1990 в армии и медицине впервые виртуальные миры привлекли внимание масс в2003, когда Linden Lab запустила знаменитый Second Life. Вслед за ними появились и новые миры (среди тех, кто на слуху – OpenSim, Blue Mars, Open Wonderland) – всего можно насчитать более сотни. Бум же пришелся на 2006-2008 года. В виртуальных мирах появились копии сотен знаменитых музеев и картинных галерей со всего мира, посольства Швеции, Сербии, Македонии, Филиппин – десятка стран – открыли виртуальные двери страждущим проконсультироваться по визовому вопросу, а археологи моделировали прототипы древних поселений.
«Дополненная реальность» должна была стать новым этапом эволюции корпоративных интранет-систем и способствовать развитию удаленной работы и сотрудничества. Одним из наиболее «полноценных» виртуальных офисов, можно назвать проект компании SUN Microsystems, запущенный в 2008 году на базе Wonderland.
В этом 3D пространстве, сотрудники могут перемещаться между отделами и даже между корпусами кампуса SUN, вывешивать документы для совместного доступа, смотреть образцы продукции и общаться с такими же виртуальными коллегами «голосом». Однако в 2010 году, после слияния SUN и Oracle, финансирование проекта было приостановлено.
В 2007 году Gartner прогнозировали, что на конец 2011 80% активных пользователей интернета будут иметь «виртуального себя». Однако уже в 2008 Linden Labs сократила штат разработчиков на треть, коммерческие компании начали постепенно закрывать представительства, а последние исследования показали, что среди взрослой аудитории виртуальные «я» есть лишь у 4% людей. Виртуальные миры в бизнесе и образовании пошатнулись в кризис, когда организации и университеты стали сокращать бюджеты и подводить итоги первых лет внедрения платформ «дополненной реальности». В 2009-2010 годах на виртуализацию 16ти кампусов Техасского Университета было потрачено $250’000 — на каждый кампус пришлось по 3 «острова» ценой $700 и $1770 стоила бы годовая плата за поддержку. Однако администрация Университета не сочла виртуальный мир действенным инструментом достижения его целей – усиления совместной работы, дистанционного образования, виртуальных научных работ.
Сегодня виртуальные представительства компаний на публичных платформах больше похожи на «города-призраки», однако для решения внутренних нужд продолжают создаваться «закрытые» программы «дополненной реальности». Мы решили посмотреть, какие успехи совершаются на этом фронте сегодня. В общем-то, основных вектора два – коммерция и образование.
Медицина
В этой области виртуальные пространства служат сразу двум задачам:
• Обучение врачей
Поле для разработок в этой области весьма обширно – с помощью виртуальных программ можно тренировать молодых врачей, отрабатывать командные операции, собирать ученых с разных концов света «над одним больным» чтобы сообща решать медицинскую проблему, при этом у каждого был бы доступ к результатам анализов и виртуальной копии пациента и тд.
Из недавнего в этой области — Европейское Космическое агентство работает над созданием системы дополненной реальности для обучения космонавтов оказания помощи и диагностики заболеваний друг друга в космосе. Прототип системы прошел успешные испытания в больнице Университета Сан-Пьер в Брюсселе
• Консультация клиентов
Вы — диабетик, и слышите, что уровень глюкозы в крови подскочил до опасного значения. Вы — завязавший наркоман — идете на вечеринку, где встречаете гостеприимного чувака, готового угостить вас джоинтом. У вас — пост-травматический шок после разорвавшейся под колесами вашей машины бомбы, и вот вы неожиданно видите себя снова в зоне военных действий на той самой дороге — такие ситуации были представлены на минувшей конференции HIMSS (Healthcare Information and Management Systems Society) в Лас-Вегасе.
Психология, болезни нервной системы, хронические заболевания, требующие постоянного контроля врачей – вот те немногие сферы, где погружение в виртуальный мир может ускорить процесс выздоровления.
Армия
Виртуальная реальность широко применяется в тренировке солдат и подготовке к операциям – буквально раз в полгода мелькают заголовки о «еще большей реальности, недостижимой предыдущими системами».
А недавно американское Агентство по исследованиям в области безопасности (Defense Advanced Research Projects Agency), известное как «департамент сумасшедших ученых» разработала 3D контактные линзы для военных. Следующий шаг эволюции их научной мысли – прозрачное оборудование, передающее солдату прямо на поле боя визуальные данные, графики и информацию со спутников и камер
Криминалистика
Программу для обучения экспертов в этой области разработали в Национальном Судебном Научно-Техническом центре США. Виртуальный инструктор показывает, как собирать улики, снимать отпечатки пальцев и образцы ДНК:
Индустрия Гостеприимства
Holiday Inn запустила виртуальную копию отеля для развлечения гостей Олимпиады-2012 в Лондоне. С помощью смартфонов и планшетов постояльцы могут наблюдать за «звездами спорта» на рецепшене, в коридорах отеля и даже номерах. В частности, можно будет посмотреть, как британский серфер Ник Депси ставит простыню вместо паруса, а рекордсмен по прыжкам в длину Крис Томлинсон «тренируется» в холле. С виртуальными спортсменами можно будет сфотографироваться и поделиться фото с друзьями в социальных сетях.
Недвижимость
Канадские риэлторы размещают виртуальные дома в аренду с помощью Google Street View. Если вы, скажем, решили переехать в Канаду, вы можете не выходя из дома совершить виртуальный тур по району и сориентироваться, где поблизости магазин, а где – аптека.
Корпоративные системы
С помощью виртуального мира, построенного на базе OpenSim, сотрудники Siemens изучают прототипы продуктов. «Если виртуальный мир создан на собственной платформе компании, он не менее защищен от стороннего вмешательства, чем традиционный интранет, — говорит Стивен Рассел, специалист департамента корпоративных исследований Siemens (Siemens Corporate Research, — При этом внедрение и содержание подобных систем обходится дешевле командировок и «голографической технологии, как в Стар Треке».
Розничная торговля
Дополненная реальность – рай для маркетологов и рекламщиков. Здесь технологии уже вышли за экраны компьютеров и переместились прямо в торговые залы и куда менее ожидаемые места.
Многие помнят успех корейского супермаркета, виртуальные полки которого внезапно появились в метрополитене. (Считав QR-код нужного товара, он автоматически заносился в корзину, совершалась он-лайн покупка, а затем товар доставлялся на дом в указанное время). И хотя технология незамысловата — постеры с изображением продуктов помещались в лайтбоксы, которые и создавали объемный эффект, пассажиры были впечатлены. Так, не открывая дополнительных магазинов, компания увеличила онлайн продажи на 130% и вышла на первое место среди онлайн магазинов в Южной Корее.
Позже этот трюк повторили Австралийцы.
Интерактив проник и в магазины одежды – очереди в примерочную сменяются… очередями к экрану. Здесь тоже хочется вспомнить нашумевшую рекламную кампанию фонда защиты дикой природы (один призов фестиваля Каннских Львов, доставшийся российской команде рекламистов). Надев майку с изображением амурского тигра, покупатель становился «жертвой браконьера». Едва подойдя к «зеркалу» (экрану с камерой), раздавался «выстрел».
Автор: garstelecom