В 2006 году Ктулху в русскоязычном интернет-пространстве был решительно везде.
И началось это, вопреки распространённому мнению, не с электронного голосования по выбору вопросов к пресс-конференции Путина, на котором 17 000 голосов (по тем временам – очень много!) получил вариант «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?».
Уже тот факт, что вопрос про Ктулху набрал почти 17 000 голосов и попал в топ-3 вопросов, указывает на уже существовавшую популярность персонажа у интернет-аудитории. Тогда как и почему осьминогоголовое божество прославилось в рунете?
Русскоязычная аудитория познакомилась с творчеством Лавкрафта достаточно поздно. Первые два издания во Владивостоке и Алма-Ате относятся только к 1990 году. Возможно, до этого существовали тексты из сам— и тамиздата – но сведений о них мне найти не удалось.
Массово печатать Лавкрафта на территории уже бывшего СССР начали с 1993 года. С этого времени Лавкрафт понемногу начал завоёвывать сердца и умы русскоязычных гиков и нёрдов, любителей фантастики и фэнтези, первых ролевиков и айтишников эпохи доклассического интернета с фидо.
Учитывая аудиторию первых русскоязычных почитателей Лавкрафта, неудивительно, что его тексты проникли в рунет в первые же годы его сколько-то пристойного и массового распространения. Лавкрафтианский раздел на сайте gothic.ru возник в июле 2001 года. Почти сразу после него, в августе того же года, появился первый отдельный русскоязычный сайт о творчестве HPL: www.lovecraft.ru. Однако никакого особого внимания конкретно к Ктулху тогда не существовало: Лавкрафт интересовал публику именно как автор «тёмного жанра».
В 2000—2001 годах Ктулху в зарождавшемся русскоязычном ЖЖ не упоминался ни разу. В 2002 в ЖЖ появилось 10 записей про Ктулху – и первой из них стала ирония древнего и почти забытого за прошедшие эоны тролля-удаффкомовца Пробежего: по поводу сходства текстов Проханова с Лавкрафтом.
В 2003 году упоминаний насчиталось уже 59, и чуть ли не большая их часть сводилась к повторению шутки о том, что «кхухоль — выхухоль, поклоняющаяся Ктулху». Похоже, этот давно забытый текстовый мем про Ктулху и стал первым в рунете.
Лавкрафтианское сообщество ru-lovecraft возникло в декабре 2003 года. Его первые посты мало отличались от уже упомянутых сайтов. Но в феврале — марте 2004 года в это сообщество и вообще в ЖЖ проникает американский предвыборный мем Cthulhu for President.
В Штатах он зародился ещё в 1996 году, и со слоганом «зачем выбирать меньшее зло?» он с тех пор сопровождает каждую президентскую кампанию. В феврале 2004 года в рунете он наложился на ожидание и обсуждения российских президентских выборов – и «зашёл» аудитории.
С этого начинается популяризация Ктулху в рунете уже не как одного из множества сущностей лавкрафтианской мифологии, а как самостоятельного персонажа и мема. В 2004 году постов с Ктулху было 129, в 2005-м – уже 290. Уже в конце 2004 года к обитателям ru-lovecraft обращаются как к «поклонникам Ктулху». В апреле 2005 ювелир-культист doochdoble заводит сообщество cthulhu-temple, где первым делом выкладывает своё меметичное изделие, «медаль за взятие Р’Льеха» с портретом Ктулху и лозунгом «Ктулху Фхтагн!». По записям этого времени отчётливо заметно, как он превращается в общеизвестного по умолчанию персонажа интернет-фольклора. Про него слагаются стихи и частушки, не говоря уже о гэгах и шутках.
Приведу пару примеров творчества эпохи раннего ктулхуизма.
Это из ЖЖ Алексея Байкова aka haeldar в качестве примера студенческого творчества:
А это уже за авторством Д. Громова:
Над седой равниной моря
Гордо реет страшный Ктулху —
Всех сожрёт, не поперхнувшись
И в пучину вновь нырнёт.
А вот в 2006-м записей с упоминаниями обитателя Р’Льеха насчитывалось уже 7554. ЖЖ и прочие русскоязычные интернеты охватила ктулхумания.
Поначалу прирост упоминаний продолжался примерно прежними темпами: 47 постов в январе, 83 в феврале, 87 в марте.
В последний день марта 2006 года в ЖЖ появляется сообщество ru-unspeakable, посвящённое переводу веб-комикса The Unspeakable Vault (of Doom). Его ироничное и, хм, жизнерадостное обыгрывание лавкрафтовских сюжетов с обилием чёрного юмора подхлестнуло популярность Ктулху ещё больше.
Апрель – 118, май — 152, июнь – 199.
Июль – 2433. Да-да, та самая пресс-конференция Путина 6 июля – и разлетевшаяся по рунету информация о том, что вопрос про Ктулху занял третье место. С этого момента Ктулху окончательно становится мемом, и очень скоро его щупальца проникают в самые отдалённые уголки русскоязычного интернета.
Вполне возможно, это осталось бы забытым казусом — но произошла история с пресс-конференцией в то самое время, когда рунет вступил в классическую эпоху мемов. Прославленный «Медвед» взорвал лепру и ЖЖ в феврале 2006 года. Он породил превед-сленг, потеснивший олбанско-падонкаффский йезыг, и создал повальную моду на самые весёлые, безумные и упоротые мемы.
Кстати, самым популярным вопросом Путину в том же голосовании с более чем 28 тысяч голосов стал именно он: «Превед, Владимир Владимирович! Как вы относитесь к медведу?». Ещё одним из топовых вопросов, ушедших в интернет-фольклор, стало «Собирается ли Россия использовать для защиты государственных рубежей огромных боевых человекоподобных роботов?».
(Чёрт, верните мне мой 2006-й!)
Абсолютно топовым временем по числу запросов и упоминаний Ктулху в рунете стала середина 2007 года: масла в огонь подлил всё более популярный башорг и одна из самых известных его цитат про «йа криветко», которую многие незамедлительно проассоциировали с Ктулху. Среди самых популярных его упоминаний оказались фразы «Ктулху зохаваит ффсех» и «Ктулху зохавал мой моск». Мемом стало даже возмущение блогера Транькова «да идите вы уже ***** со своим Ктулху!».
И всё же с 2008 года Ктулху начинает терять популярность вместе с Медведом и прочими классическими мемами рунета. К концу нулевых он становится всего лишь одним из многих культурных явлений русскоязычного интернета. Из памяти он не исчез, лишился привязки к мем-культуре 2006-8 годов, и по сей день остаётся общеизвестным — но и новых всплесков популярности более не получал.
Sic transit gloria mundi. Даже для Ктулху.
Автор: Алексей Костенков