Про лояльность и ЗП

в 12:30, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, карьера ИТ-специалиста, лояльность работодателю, менеджмент, мотивация персонала

Пишу эту статью для гениальных генеральных директоров, хитрых умных собственников и руководителей отделов кадров служб персонала компаний, в которых трудятся ИТ специалисты и разработчики. Я поработал много где - начиная от домашне-уютных, с "семейной атмосферой", компаний и до "кровавого энтерпрайза", типа гигантов нефте-золото-брильянто-страховой металлургии. Начинал с админства, макросов и программирования приложений БД и постепенно ушёл на тёмную сторону дорос до ИТ директора в одной хорошей ИТ компании. Сегодня хочу поговорить за лояльность компании и про то, что "денежная мотивация", в современном мире - в целом, и в ИТ - в частности, не работает. Мой опыт работы в российском ИТ позволяет предположить - это всё же неправда и, часто, просто попытки манипулирования.

Откуда пришли сказки про лояльность

Про лояльность и ЗП - 1

"Лояльность японцы придумали, чтобы людям деньги не платить" (с)Народная мудрость

Если же серьёзно, то понятие лояльности компании действительно наиболее полно и рано проявилось в Японии. Именно там появились такие вещи как:

  • фактически пожизненный найм и особенное исчисление трудового стажа - японские компании фактически мягко принуждают работника оставаться в компании на долгие годы. На это рассчитаны привязка вознаграждения к количеству проработанных лет, промоутинг на вышестоящие позиции(повышение грейда) в компании, преимущественно своих сотрудников, с обязательными критериями оседлости по стажу работы в компании. Также существует фактически негласное правило "обнуления" стажа в отрасли при переходе в другую компанию, где приходится всё начинать заново.

  • активное вовлечение в общение и принятие решений - ежедневные "стендапы" с изложением линии партии политики компании и стратегии, кружки качества, единые пространства для работы для функционально-близких сотрудников, включая начальство, общие столовые для сотрудников и руководителей. Неформальные, но обязательные для посещения встречи босс-сотрудники, по пятницам в барах.

  • поддержка сотрудников компании вне работы - это и собственные "корпоративные" детские сады, поощрения браков между сотрудниками компании, ссуды от компании на покупку жилья, оплата обучения, билетов для поездки в отпуск

Японские сотрудники, окружённые такой заботой и вниманием компании, чувствуют себя реально в семье и начинают относится к своей компании, как к чему-то больше чем месту для зарабатывания денег. Они могут реально проработать всю жизнь в одной компании, от выпуска из учебного заведения и до выхода на пенсию.

А как же у нас?

Про лояльность и ЗП - 2

"Обманывать нехорошо" (с)Сергей Мавроди

Нашим чудо-собственникам и бизнесменам безумно понравилось, что оказывается сотрудник может работать до пока не умрёт пенсии в одной компании и, что это называется лояльностью компании. Они решили, что надо просто скопировать все ритуалы и процессы, и вуаля - все сразу станут лояльными и будут мечтать проработать в компании "Н-ские гидроприводы" от 50 до 70 лет. Но, как обычно , что-то пошло не так. И дело даже было не в наличии в руководстве названии компании "гидроприводов", а в другом. Это "другое" было простое, как штык, - японцы оказывается все эти вещи-плюшки-уважение-ритуалы давали сотруднику вместе с хорошей зарплатой, а у нас давали вместо хорошей зарплаты. Одна буква кардинально поменяла весь смысл :)

Но и это ещё не всё, собственники решили, что надо путь к плюшкам усложнить, чтобы они доставались не за стаж и преданность (никаких денег же не хватит), а максимально сложно - сделать бесплатное обучение, но только после обоснования на пяти листах и подписания кровью ученического договора на 5 лет или написать везде, что компания компенсирует проценты по ипотеке, но не говорить, что таких счастливчиков всего 5, их выбирают из коллектива в 5000 человек, компенсируют проценты по ипотеке за один год, и да - сделать так можно не более одного раза за всю жизнь. Ну и конечно легче сварить зелье вечной жизни из слёз девственниц, шерстинок единорога и красной ртути, чем попасть в эту пятёрку.

После этого отделы кадров HR начали проводить опросы удовлетворённости и удивляться, что показатель лояльности вместо роста, неожиданно падает, а процент текучки в компании стал напоминать график функции y=e^x. Что же сделали HR? Правильно - они купили плейстейшн, теннисный стол, мотивирующие плакаты и внедрили ценности - и помогло и ничего не изменилось.

Особенно смешно умным людям (а в ИТ обычно умные люди) слушать речи про нематериальную мотивацию и лояльность компании от собственников бизнеса, которые почему-то себя мотивируют исключительно деньгами и ни в какую не соглашаются получать вместо них грамоты и сертификаты на мастер-классы по плетению бисером, а от своих генеральных директоров эти собственники требуют роста дохода и выполнения нормы прибыли, а не роста навыков пения песен у костра и выполнения норм ГТО.

Что делать?

Про лояльность и ЗП - 4

"Сразу продемонстрировать непоколебимую уверенность в себе — половина успеха. Вовремя унести ноги — вторая и ничуть не менее важная половина все того же успеха" (с)Павел Корнев

Разработчикам и ИТ специалистам - если вам платят небольшую ЗП, говорят про лояльность, светлое будущее повышение грейда через 3-5-7 лет, и награждают "нематериальной" мотивацией, типа грамот, вымпелов и дешёвых пледов с логотипом "Н-ских гидроприводов" (ценой в 500 рублей), за ваш безупречный 5-10-15 летний труд на благо этих "гидроприводов", то совет один - бегите и не оглядывайтесь! Ничего не изменится в этой компании! У вас одна жизнь, вы человек с гибким, аналитическим умом, который довольно быстро сможет себе найти работу по душе и получать за это реально достойные деньги.

Собственникам и генеральным директорам, которые говорят про нематериальную мотивацию и лояльность компании и бренду - ребята, вы иногда забываете, что вы не в вакууме находитесь, с вами конкурируют не только российские "гидроприводы" и "воронежские галеры", но и весь мир. В ИТ и разработке почти невозможно работать без аналитического склада ума и знания английского языка. Также ситуация с ковидными локдаунами очень упростила процесс найма и работы на зарубежные компании, которые платят хорошие деньги в долларах/евро. Ваши разработчики рано или поздно прокачают английский и заведут трактор уйдут работать на запад, теперь им для этого даже с визами/переездами заморачиваться не надо. Все готовы работать в полностью удалённом режиме и рынок труда не изменится - это новая реальность. Удалёнка с нами навсегда. Или вы начнёте уважать ваших разработчиков и ИТ-шников и платить им достойные деньги (даже без плюшек) или вы будете всё равно платить ещё большие деньги, новым сотрудникам, если когда найдёте им замену на рынке.


Данная статья моё IMHO и размышления на тему, совпадения в названиях компаний и формах "плюшек" и "нематериальных благ" - чистое совпадение :)

Автор: it_manager

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js