В пике на нашей образовательной платформе проходит до 4 тысяч уроков в час. Основной инструмент общения преподавателя и студента — видеосвязь, потому что для обучения важно видеть и слышать друг друга. В самом начале мы использовали Skype, но его нельзя было интегрировать в платформу и логировать уроки. Потом мы перешли на SaaS-решения, но это оказалось очень дорого. Мы начали искать альтернативы и 2016 году отказались от покупных решений в пользу WebRTC и Janus. Теперь дорабатываем видеоконференции под образовательную платформу силами собственной команды. Да, пришлось копнуть глубже и потоптаться по граблям чужой технологии.
Рассказываем, как мы выкручивались и улучшали видеосвязь, чтобы она не попадала в топ жалоб от клиентов.
Протокол имеет значение
Когда мы впервые интегрировали видеозвонки в учебную платформу, то пошли по самому простому и очевидному пути — обратились к людям, которые предлагают готовые решения. Это быстро, удобно и не надо вкладываться в развитие инфраструктуры. Связь работала по TCP и UDP, звук и картинка нас устраивали, но был фатальный недостаток — дорого. Поискали еще, нашли решение почти в 5 раз дешевле — все то же самое, но работает только по UDP. Подключились к нему.
Но тут приходит новый крупный корпоративный клиент, система безопасности которого блокирует UDP.
Возвращаться к старому — дорого, а новый в TCP не умеет. Чтобы не терять клиентов, мы пару лет работали с двумя подрядчиками, но каждая оплата счетов причиняла боль.
Долго так продолжаться не могло. Мы прикинули, что дешевле будет собрать свою команду и вложиться в инфраструктуру. Стали смотреть в сторону связки WebRTC и опенсорсного Janus: он выполнял бы роль сигнального сервера, обязательного элемента для организации связи по WebRTC. У него была фронтовая либа janus-lib.js, с которой можно просто встроить видеоконференции в нашу платформу. Была возможность записывать аудио и видеопотоки. Казалось, нам оставалось только дописывать фичи для своих нужд, потому что в самом WebRTC мы ничего не можем поменять. И хотя запустить и настроить его с помощью Janus получилось без особых проблем, тут были и свои подводные камни.
Ты умный, но WebRTC умнее (нет)
WebRTC сам умеет регулировать трафик в зависимости от интернет-соединения. Если взглянуть на графики во время звонка, мы увидим, что когда у клиента ухудшается связь, то временно уменьшается битрейт. Правда, для этого сначала нужно потерять достаточную порцию пакетов, чтобы WebRTC зарегистрировал потери и начал даунгрейд.
С другой стороны, когда связь у клиента хорошая, WebRTC использует канал по максимуму, увеличивая битрейт. А это уже грозит перегрузкой сети на сервере, т.к. если на него пустить больше трафика, чем может переварить Janus, то у многих клиентов произойдет обрыв соединения. Был и второй минус: если битрейт очень высокий, то исходные записи занимают больше места на диске и могут его переполнить. Мы подумали и установили ограничение для битрейта 256 кбит/с, чтобы точнее рассчитывать нагрузку на сервера и качество видео было приемлемым.
Но иногда случается то, на что мы повлиять не в силах. Например, когда клиент сидит на уроке рядом с работающей микроволновкой, которая блокирует радиосигнал между роутером и компьютером (да, у нас был такой случай). Пока её не выключат, даже умное понижение битрейта не поможет. Чтобы успокоить пользователя, мы стали выводить подсказки и предупреждения, что с интернет-соединением что-то не так.
Мощнее значит лучше
Запуская WebRTC, мы наивно полагали, что если у нас будет мощное железо с хорошим каналом, то все будет работать легко и быстро. Рассчитали плановую нагрузку, прописали нужные конфигурации серверов, но что-то пошло не так. Жалобы на связь от учителей стали прилетать гораздо раньше, чем мы уперлись в потолок. Мы не изучали, но видимо, какие-то ограничения были внутри самого Janus gateway. Тогда мы попробовали снизить лимит пропускной способности с 300 до 200 мбит/с — проблемы ушли. Копать дальше не стали, но закупили сервера попроще и с меньшими лимитами.
Еще мы нашли ошибку в алгоритме, по которому строился маршрут между клиентами. По умолчанию выбирался сервер помощнее и с лучшей пропускной способностью, без оглядки на то, где он находится физически. В итоге учитель и ученик из одного города могли связываться через сервер из другого — путь усложнялся, потерять пакеты было проще. Мы переписали алгоритм так, чтобы по пингам от пары клиентов к серверам выбирался самый ближний.
WebRTC одинаково хорошо работает с разными браузерами
А если нет, то проблема решается с помощью волшебной таблетки библиотеки webrtc-adapter. Да, но не совсем.
Например, Китай нас радует не только разнообразием товаров с Али, но и мобильных браузеров типа QQ и UC. Когда мы пробовали войти на китайский рынок, то обнаружилось, что WebRTC они поддерживают только в одну сторону: запрещают доступ к микрофону и камере устройства, при этом воспроизводят видео от второго клиента. Та же проблема возникла в Европе с браузером DuckDuckGo. А однажды к нам прилетела жалоба, что не получается заниматься через браузер Tesla! И так как повлиять на это все мы не можем, то просим клиентов пользоваться последней версией Google Chrome.
Хотя и с ним до недавнего времени было не все гладко на iOS-устройствах: когда пользователи запускают в Chrome видеосвязь с мобильного устройства, iOS ругается и требует открывать Safari. А Safari только недавно получил поддержку WebRTC, и не все в нем работает так как надо. Например, его не устраивает маленькое разрешение для камеры (для экономии трафика мы передаем картинку 640 на 480), и он требует установить более качественную видеосвязь.
И еще один сюрприз: на iOS-устройствах ученикам нельзя одновременно быть на связи и воспроизводить видеофайл с заданием. Поэтому сейчас им приходится делать выбор и что-то отключать. И с этим нам тоже пришлось смириться.
Нельзя просто взять и разрешить доступ к видеокамере
Для видеоурока нужно включить камеру и микрофон. Казалось бы, это очевидно. Но мы заметили, что часто связь не устанавливается из-за того, что пользователь блокирует и то, и другое. И делает он это машинально, потому что окно с запросом похоже на другие запросы, от других сайтов, еще и появляется в том же месте. Тогда мы стали показывать это уведомление непосредственно в момент входа на первый урок и для надёжности — дополнительный попап в другом месте экрана. Стало гораздо понятней и проблема решилась.
Что в итоге
Свое железо и команда позволили нам сократить расходы на видеосвязь больше, чем в 10 раз. Мы уменьшили риск потери пакетов, выбирая оптимальный сервер между двумя клиентами. Получили возможность быстрее реагировать на пользовательское поведение и улучшать пользовательский опыт. А в прошлом году команда начала работать над своей видеолибой: планируют настроить автовосстановление соединения и добавить разные подсказки.
Кстати, Илья Левин, старший разработчик команды видео, подготовил доклад о том, как запустить видеоконференцию на базе WebRTC и Janus и жить с этим дальше — приходите послушать в прямом эфире 27 февраля. Начало в 11-00 по Москве.
Что еще посмотреть и почитать по теме:
-
Доклад о том, как мы внедряли видеосвязь, наступая на все возможные грабли.
-
Кирилл Роговой рассказывает, что у WebRTC под капотом и почему от вас почти ничего не зависит.
-
Доклад с советами, как использовать WebRTC в вашем продукте.
-
Подробная статья про то, как мы организовали видеосвязь через веб и с какими проблемами столкнулись.
Автор: Edtech на удаленке