К своему стыду о существовании Science art я узнал только недавно. Узнал, кстати, из чудесного подкаста Насти Четвериковой «Искусство для пацанчиков». Если вам хочется весело и непринужденно погрузиться в мир музыки, культуры и искусства, без снобизма и заунывных, монотонных отповедей, смело подписывайтесь на ее подкаст или покупайте одноименную книгу, не пожалеете.
Под катом пятюля крышесносных историй, для тех, кто, как и я верит, что миром правят «Слабоумие и отвага».
Что же такое Science art?
Science art – направление актуального искусства, где при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах, разработках и достижениях, воплощается в жизнь художественный образ; это своего рода интеграция двух сфер человеческой деятельности, с одной стороны которой стоят ученые, с другой – художники.
То есть, скрестив ужа и ежа в ореоле золотой 3D-рамки дополненной реальности, у вас есть все шансы оставить свой неизгладимый след на ниве Science art-a.
Ухо на ладони предплечье
Слышали песню Сосо Павлиашвили «Небо на ладони»? Так вот представьте, если бы там вместо «Небо» первым было слово — «Ухо». Да-да, в 90-х годах киприото-австралийский художник-аукционист, автор арт-перформансов по имени Стелиос Аркадиу (Стеларк) решил вырастить у себя на руке третье ухо. И надо сказать, к 2006 году весьма в этом своем странном желании преуспел.
О том, как все там было устроено изнутри, уже подробно писали на Хабре, за что огромное спасибо автору материала, хабравчанину – Артему Малышеву.
Вот что дядя-художник сам говорил на этот счет:
«Ухо — оно не для меня, у меня уже есть два. Это ухо — прибор удалённого слуха для людей в других местах. Они смогут следить за разговором или слушать концерт, где бы я и они не находились. Через GPS они смогут отслеживать, где ухо находится в данный момент. Люди всё чаще становятся эдакими интернет-порталами… Представьте, если бы я мог слышать ушами кого-то в Нью-Йорке и в тот же момент видеть глазами человека в Лондоне...».
Проект «Ухо на руке» принёс Стеларку приз на выставке Ars Electronica в Австрии в 2010 году. Честно, скажу, удовольствие, на мой взгляд, сомнительное, но, видимо до современного искусства мне еще нужно дорасти.
Кстати, примерно во времена упомянутого выше перфоманса была у меня личная встреча с Иваном Охлобыстиным. И у него тогда родилась гениальная идея делать из людей Wi-Fi передатчики. Так, чтобы могли они автоматически раздавать интернет. Такой вот круговорот данных в природе. Слава богу ничего дополнительно отращивать Иван Иванович тогда никому не предлагал. А так глядишь бы тоже какую-нибудь европейскую Art-премию отхватил.
Хип-хоп микробов и вирусов
В 2020 году мелодию уже набившего всем коронавируса ака COVID-19 создали ученые из Массачусетского технологического института. Каждому белку вируса исследователи присвоили свой инструмент, а строительным блокам белков (аминокислотам) назначили по ноте — и вирус заиграл.
Тут почти на 2 часа этого забористого коронавирусного хитяры. Мировой хит. Валит наповал. Кстати, в произведении использовано всего три инструмента 13-струнный японский кото, колокольчики и флейта.
Тем удивительней, что это не единственный пример столь экзотичного прямо скажем направления искусства. Существует целое направление биоарта. Его основатель Джо Дэвис даже «Бактериальное радио» зарелизил.
В этой работе Дэвис получил электрические цепи посредством выщелачивания германия и платины при помощи генно-модифицированных бактерий, ставших частью этих цепей. Эти цепи, наряду с внешними компонентами (телефонной гарнитурой, антенной и т.д.), легли в основу детекторного радиоприемника, работающего в АМ-диапазоне.
Тем удивительнее, что и на земле русской подобные умельцы водятся в избытке. Вы наверняка что-то слышали про Льва Термена? Если нет, загуглите, что такое «терменвокс».
Так вот, по воспоминаниям Булата Галеева, друга и соратника этого прекрасного русского изобретателя, физика и музыканта, в последние годы жизни Термен вплотную работал над проблемой бессмертия. Для своих экспериментов с клетками человека он построил «клеточный инкубатор», при помощи которого случайно выяснил, как услышать голоса сперматозоидов: «…ведь все эти существа, знаете, под микроскопом водят хороводы и поют». Поющие сперматозоиды, что может быть лучше.
Я теперь немного лошадь
В 2011 году французская художница-акционист Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиной крови. На самом деле она продолжительное время вводила себе небольшие дозы иммуноглобулина. Так, чтобы сразу не проститься с благодарными поклонниками ее таланта от внезапно обретенного ею анафилактического шока.
Кентравром девушка не стала, но сил в ее организме, как она сама говорила, у нее прибавилось. Главное, конечно, чтобы не ржала и копытами по ночам над головами соседей не цокала.
Мои мушки рисуют завитушки
Художник Дэвид Боуэн — это какая-то ядреная смесь Доктора Зло, Лео да Винчи и русского физиолога Ивана Петровича Павлова. У него целая куча реально крутых технически продвинутых арт-проектов.
Скажите, вот что у человека должно быть в голове, чтобы придумать описанное дальше?
Fly Drawing Device («Устройство для рисования мухами»). В цилиндрическом контейнере примерно 25 х 50 см живет около 200 мух, которые раз в неделю получают корм из молока и сахара.
В таких условиях они могут прожить до 40 дней. В ограниченном пространстве мухам свойственно подниматься как можно выше. Из верхней части контейнера насекомое может попасть в небольшую хорошо освещенную камеру, расположенную сверху. Лампа освещения согревает мух, привлекает их, заставляя подниматься в камеру, а также освещает четыре фоторезистора. Каждый фоторезистор отвечает за свое направление – вверх, вниз, вправо или влево.
Ползая по фоторезисторам, одна или несколько мух отбрасывают на них тени, отправляя электрические сигналы микроконтроллеру, который в свою очередь управляет двумя сервоприводами механического манипулятора с восковым карандашом. Один сервопривод отвечает за движения манипулятора по горизонтали, другой – по вертикали. Активные мухи создают хаотичные импульсивные графические композиции.
Когда все мухи покидают камеру с фоторезисторами, электродвигатель отматывает бумажный рулон примерно на метр – и чистый лист бумаги ждет новых крылатых творцов.
Моя кожа «поет и рисует». Ну и еще она немного из золота
Мифический царь Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Счастья, как известно, это ему особо не принесло.
В проекте «Мидас» Пола Томаса от 2007 года датчик с золотым покрытием и атомно-силовой микроскоп позволяют клеткам человеческой кожи «звучать» и генерировать образы.
Проект исследовал транс-медиационное пространство между кожей и золотом. Анализировались данные, записанные с помощью атомно-силового микроскопа (АСМ). В результате получилась визуальная и звуковая инсталляция, которая усиливает определенные аспекты опыта на наноуровне.
Данная метонимическая работа основана на исследованиях, разработанных в SymbioticA и Научно-исследовательском институте нанохимии Технологического университета Кертина.
Бонус-трек
На самом деле по теме Science art, как оказалось, целая куча материалов с примерами. Если хотите удивить себя и найти чуть больше фактуры для увлекательных застольных бесед, я бы посоветовал вам почитать несколько тематических статей здесь, здесь и тут. Весьма забористое, скажу я вам, чтиво. Энжойте.
Автор: Дмитрий Смиркин