Всё сказанное в тексте является сугубо моим личным мнением (так, на всякий случай уточняю).
Есть на свете такие штуки – называются франчи 1С. Это партнеры фирмы 1С, которые продают её программные продукты, помогают их внедрять и эксплуатировать, и умеют дорабатывать под нужды заказчика. Так вот, эти франчи пережили за несколько лет довольно забавную трансформацию.
Раньше как было. Возникла у клиента задача – он звонил во франч, к нему выезжал программист, разбирался, решал задачу. Либо на месте, либо забирал с собой и возвращался с решением через несколько дней.
Сейчас такого почти не бывает. В большинстве случаев придётся поработать с тремя забавными персонажами – пузырём, соломинкой и лаптем. Консультантом, аналитиком и разработчиком.
Как раньше было
В двух словах поясню, кто раньше работал во франчах. На заре справедливости, когда франчи появлялись и росли, работать в них приходили два типа людей – программисты и бухгалтеры. Программисты, как правило, были выпускниками ВУЗов по соответствующим специальностям – или прям программисты (типа с прикладной математики), или инженеры, которые тоже изучали программирование (типа приборостроительного факультета). Изредка попадались толковые чуваки из техникумов и самоучки. Случайных людей почти не было – так, в рамках эксперимента брали, но быстро выгоняли.
Программисты, конечно, испытывали культурный шок от первых месяцев работы во франчах, т.к. приходилось много общаться с пользователями и разбираться в предметных областях – бух.учет, производство, торговля, расчет зарплаты и т.д. Но, будучи людьми толковыми от природы, справлялись с новыми знаниями достаточно быстро. К тому же, платформа 1С создана для решения бизнес-задач, поэтому содержит в себе все необходимые абстракции – не надо было выдумывать, как в голой СУБД организовать принцип двойной записи, все необходимые типы уже существовали.
Значительно реже, и сильно не сразу, во франчи пришли бухгалтеры. По сути, это бывшие клиенты франча – толковые девушки (ну, я не виноват, что бухгалтеры – в основном девушки), которые знали теорию и методологию, а потом сумели разобраться в программах 1С. Ну и решили, что эти знания и умения можно продавать дороже, чем оклад на заводе или в пивном ларьке.
Сначала франчи не знали, как этих девушек юзать, и пытались сделать из них программистов. Но быстро поняли, что смысла в этом нет – нужно продавать именно их знания и душевное родство с пользователями – такими же бухгалтерами. Назвали их консультантами (или просто консами), и стали грузить соответствующей работой.
Поделились примерно так. Конс делает методически сложную работу, программист – всё остальное, включая программирование. На проектах присутствовали и тот, и другой, для синергии.
Где-то в процессе появились паладины – программисты, сильно хорошо разобравшиеся в методике учета. Как правило – бухгалтерского и управленческого. Эти могли почти всё.
Консы были качественными по одной простой причине – они пришли из той профессии, по которой собрались консультировать. Соответственно, легко объяснить, почему во франчах до сих пор нет ни одного приличного конса, например, по производству – ни один успешный производственник ещё не догадался пойти работать во франч.
Все были довольны и счастливы, но рынок быстро рос, и специалистов катастрофически не хватало. Поток программистов из ВУЗов, которые захотели бы работать в 1С, был меньше потребности рынка. Поток толковых бухгалтеров вообще почти иссяк, т.к. профессия почти вымерла: современный молодой бухгалтер с образованием – это, по сути, оператор 1С.
Недолго думая, поступили так же, как весь мир программирования при дефиците ресурсов – снизили порог вхождения в профессию. Тут и появились наши персонажи.
Теперь на работу во франч приходит не программист или бухгалтер, а просто человек. Кто из него получится – решается в процессе. Эдакий киндер-сюрприз.
Консультант (пузырь)
Консами теперь называют людей, которые более или менее разобрались в какой-то программе 1С. Например, в бухгалтерии, или зарплате. Подчеркну – именно в программе, а не в методике, лежащей в основе программы. Что-то из методики, конечно, в процессе изучения программы они усваивают, но не в деталях.
Спасает их то, что пользователи тоже перестали разбираться в методике учета. Раньше разговаривали бухгалтер, плохо знающий 1С (со стороны заказчика), и бухгалтер, хорошо знающий 1С (со стороны франча). Теперь разговаривают два оператора, просто один дольше в программу тыкался.
Методом тыка осуществляется и консультирование. Пользователь задаёт вопрос, типа «почему у меня транспортные не закрываются в ноль?». Ранешний конс просто сказал бы, что так в законодательстве написано – если ТЗР не включаются в стоимость товара, то закрываются пропорционально стоимости реализованных товаров. Нынешний конс говорит «я вам перезвоню» и идёт тыкаться в программе и искать ответ в интернете.
Такие консы особенно бесят главбухов, финдиров, главных экономистов, коммерческих директоров и т.д. – те еще из старой школы, да и должность обязывает разбираться в профессии. Если раньше они могли поговорить с консом на своём языке, обозначить проблему и услышать варианты решения, то сейчас с них просто «снимают задачу» — грубо говоря, конспектируют и стенографируют их слова, чтобы потом «подумать» и потыкаться – в программу и в интернет.
Самое забавное – результат работы конса. В большинстве случаев он звучит, как «необходимо подключение специалиста». Это или аналитик (соломинка), или разработчик (лапоть). Правда, за тыкание конса надо заплатить.
Разработчик (лапоть)
Разработчик 1С – довольно странное создание. Есть несколько легенд о том, как эти зверушки появились на нашей планете, об этом напишу отдельную статью.
Суть проста: разработчик 1С – это кусок программиста 1С. Тот кусок, который умеет писать код. Он не умеет разговаривать с пользователем, не умеет придумывать архитектуру решения, не знает, на что повлияют его доработки, не знает методик учета. Он просто пишет код по заданию, которое для него составили, с указанием имен таблиц и метаданных, сценариев поведения и пользовательских интерфейсов.
Был момент, когда разработчики 1С очень мучились вопросом, чем же они отличаются от программистов 1С. Быть куском специалиста не интересно, поэтому нужны были яркие, понятные, хорошо упакованные отличия.
Первой находкой стали «стандарты разработки». Прелесть, правда, в том, что стандарты эти составляли программисты – по опыту первопроходцев. Соответственно, у программистов эти стандарты были в крови, а разработчикам их пришлось учить.
Второй находкой стала библиотека стандартных подсистем (БСП) – большой набор базовой функциональности для любой программы 1С. Догадайтесь, кто делал БСП? Те же программисты, на том же опыте первопроходцев, когда устали таскать на себе зоопарк разных вариантов реализации одного и того же (типа авторизации, работы с почтой, механизмов формирования отчетов и т.д.). Разрабы, соответственно, это всё сели учить.
Ну а третью находку, точнее – целую пачку – подкинул интернет. И не только разрабам 1С, но и всем, кто относится к IT. Это широкий набор красиво упакованных методик чего-угодно-про-IT, вроде девопса, скрама, управления техническим долгом, сценарного тестирования, цифровизации, BI, бигдаты и т.д. Процент и качество применения этих знаний в реальной жизни у разрабов 1С примерно такой же, как в большом мире IT – что-то в районе нуля.
Однако, реальное применение никто никогда не спросит. Достаточно сказать «я знаю стандарты разработки, БСП и девопс» — и ты разработчик 1С.
Так вот, разраб – это кто пишет код. Еще разработчик умеет «найти место в коде» — это когда он консу помогает. Конс применил метод тыка, не смог разобраться в поведении программы, «привлекает разработчика» — тот идёт в код и пытается понять, на что влияет флажок, что делает кнопочка и почему всё красное.
Правда, разраб и конс плохо друг друга понимают. Когда разработчик находит место в коде, то может объяснить его смысл в терминах ЯП, объектов и типов, а конс на этом языке не разговаривает. Чтобы поговорить, им нужен переводчик, соломинка через ручей непонимания – аналитик.
Аналитик (соломинка)
Аналитик в 1С – тоже кусок ранешнего программиста. Тот кусок, который умел разобраться в структуре метаданных, алгоритмах и процессах движения данных, настройках, архитектуре решения и, главное, внести в неё изменения.
Кусок «аналитик» присутствовал в решении практически любой задачи, которую делал программист 1С. Это такая же часть процесса решения задачи, как тестирование, написание и отладка кода, демонстрация клиенту и т.д. Это было настолько же естественно, как писать код руками, а не задницей. Поэтому никому в голову не приходило упаковывать аналитика 1С в виде отдельного продукта.
Аналитики 1С бывают двух видов – «так получилось» и вау.
Вау – это когда в аналитика переквалифицировался ранешний программист 1С, понявший суть момента. Появились разрабы и консы, которые не могли договориться ни с клиентом, ни друг с другом – соответственно, образовалась зияющая, никем не занятая ниша. Туда и перешли часть программистов 1С – дело знакомое, простое, а ввиду голубого океана – весьма прибыльное.
«Так получилось» — это новые аналитики, которые выросли из разнорабочих, студентов-экономистов-юристов-менеджеров, учителей начальных классов и бывших работников Мака. Те самые, что просто пришли и устроились работать во франч. Одни «выросли» в консов, другие в разрабов, третьи вот – в аналитиков.
Разница между нынешними консами и аналитиками – призрачная. Это хорошо видно, когда читаешь ТЗ, составленное таким аналитиком – по отдельности слова правильные, но в сумме – такая чушь, что страшно за экономику страны.
Хотя, думаю, переживать не стоит, т.к. деградация специалистов вполне сбалансирована деградацией пользователей. Точнее, деградацией специалистов заказчика в пользователей 1С.
Как работает сейчас
Сейчас процесс решения задачи устроен примерно так. Звонит пользователь, попадает на менеджера. Роль этого персонажа за годы не изменилась – он или переключит, или аккуратно запишет звонок и передаст дальше. Дальше сидит конс – он перезванивает пользователю, и они вместе тыкаются в программу, пытаясь решить проблему сразу.
В 99% случаев ничего не получается, конс обещает перезвонить и идёт тыкаться в программу самостоятельно. Когда надоедает – зовёт разраба и просит «найти место в коде». Разраб тыкается, только уже в код и метаданные, чего-то находит, пытается объяснить консу – возникает непонимание. Зовут аналитика.
Аналитик слушает обоих, частенько еще раз звонит клиенту. Потом выносит вердикт – нужна доработка (спасибо, кэп), придётся писать ТЗ. Информация, полученная консом и разрабом при решении задачи, дружно выбрасывается на помойку, т.к. аналитик не может себе позволить пользоваться данными непрофессионалов. Клиенту, правда, придется заплатить за «анализ задачи».
Аналитик пишет ТЗ, проходя весь путь заново. Согласовывает с клиентом, отдаёт на реализацию разработчику и самоустраняется из процесса решения задачи. Если, а точнее – когда у разраба возникнут вопросы типа «а это точно будет работать?» или «а клиент вроде про другое говорил…», аналитик скажет «молчи и делай».
Разраб сделает, конс пойдёт сдавать. Выяснится, что не то, не так и не для того. Начнётся футбол на четверых – клиент, конс, разраб, аналитик. Каждому неохота снова вникать в ошибки коллег, но каждый хочет, чтобы его труд был оплачен. Клиент, правда, не хочет платить за отсутствие результата. Но как-то выбираются из ямы – или совместными усилиями, или с помощью программиста 1С, который раздаст всем подзатыльники, позвонит клиенту и решит проблему.
Так, стоп, а откуда взялся программист 1С?
Программисты 1С
А они остались еще в закромах. Правда, в очень малом количестве. Большинство разбежались из профессии, но остались в отрасли.
Кто-то создал свой бизнес (тот же франч), кто-то делает проекты в одного, кто-то засел на заводе ИТ-директором, но многие остались во франчах. Те, что остались, работают, как правило, руководителями проектов, реже – начальниками отделов или аналитиками, еще реже – прям программистами.
И наблюдается интересная тенденция – обратная тяга клиентов к программистам 1С. Магия работает безотказно – если клиент поработал с пузырём, соломинкой и лаптем, а потом поговорил с программистом (да-да, просто поговорил), то обратно возвращаться в русскую народную сказку наотрез отказывается.
Но выбора у клиента нет, программисты 1С – штучный товар, встречаются редко и стоят дорого. Правда, вслед за обратной тягой клиентов к программистам 1С появляются и соответствующие тенденции в наборе и подготовке персонала франчей – законы рынка действуют. Я тоже этим занялся, глядя на несчастных клиентов. Не знаю, к чему это приведёт, повлияет ли как-то на рынок и качество услуг – очень надеюсь, что всё получится.
Я ж не просто поругаться написал – я действительно люблю эту работу. И переживаю, глядя на то, во что она превращается. А то скоро поговорить не с кем будет – одни пузыри, соломинки и лапти.
Автор: Иван Белокаменцев