Как говорится, «ничего не предвещало». Мы просто решили создать забавный стикерпак с нашим мемом-маскотом Хабраслизнем в поддержку конкурса «ТехноТекст-2020». Потом поняли, что нужно как-то представить его публике — и кому-то пришла в голову идея разобраться в том, что, собственно, представляют собой мемы. Мы в контент-студии часто наблюдаем рождение мемов в статьях и комментариях на Хабре — и радуемся этому, ведь это неизменный атрибут живого сетевого сообщества. Но как и почему они появляются и распространяются? Как выяснилось, меметика — это целая область исследования (правда, находящаяся в статусе оспариваемой науки), в которой техно-мем является отдельной полноценной категорией. Мы, как истинные гики, не могли пройти мимо и решили разобраться. Что такое мем с научной точки зрения? Какова цель научных изысканий мемологов? Возможно ли защитить докторскую по мемам? И, наконец, зачем вообще исследовать мемы и куда всё это может завести?
Рождение мема
У термина «мем» есть точная дата рождения (1976) и создатель — английский эволюционный генетик Ричард Докинз, впервые изложивший концепцию мемов в своей книге «Эгоистичный ген». «Мем» — это сокращение от греческого «μιμητής» («миметес»), что означает «подражатель, имитатор». В 1988 году появилось первое словарное определение мема как «элемента культуры или системы поведения, передающихся от одного индивидуума к другому посредством имитации или другим не генетическими способом». Если говорить проще, то мем — это малая информационная единица сетевой природы, вызывающая общественный интерес.
Разумеется, труд Докинза появился не из ниоткуда — поэтому давайте уделим немного времени концепциям, предшествующим появлению концепции мемов.
Предмемье: предшествующие возникновению теории мемов исследования
Начнём, конечно, с Чарльза Дарвина. Его труд «Происхождение видов» (1859) положил начало современной теории эволюции. По словам самого Докинза, его работа — это просто способ объяснить, что дарвиновская идея саморепликации и выживания применима и к культуре. Вот основные принципы дарвиновской эволюционной теории, применимые к мемам:
-
Селекция — тот самый естественный отбор, в ходе которого выживают только наиболее приспособленные к условиям современного мира мемы.
-
Разнообразие — как нет двух генетически абсолютно идентичных живых существ, так и не существует двух абсолютно идентичных информационных единиц. Благодаря этим отличиям каждая особь (или мем) развиваются по своему, особому пути.
-
Наследственность — в контексте меметики она присутствует в опосредованном виде, в форматах передачи мемов через подражание, копирование или непосредственную передачу.
-
Конкуренция — борясь за место под солнцем, каждая живая (или культурная) единица стремится к максимальной эффективности в условиях меняющейся окружающей среды.
Второй учёный, которого необходимо упомянуть в контексте теории мемов, — это австрийско-британский философ и социолог Карл Поппер, на которого сам Доккинз ссылался в своих работах. Развивая направление критического рационализма, он называл эпистемологию (дисциплину, посвящённую исследованиями познания) эволюционной наукой и дарвиновским процессом, сравнивая развитие научных дисциплин и теорию естественного отбора.
Если говорить о работах современника Докинза, то стоит упомянуть канадского философа, культуролога, филолога и литературного критика Маршалла Маклюэна. Он прославился своими исследованиями по теме воздействия электронных средств коммуникации на человека и общество. В частности, в одной из самых известных своих работ — в книге «Понимание Медиа: внешние расширения человека» («Understanding Media: The Extensions of Man») 1964 года он назвал грамоту, которую освоил человек дописьменной эпохи, «вирусом», который, попадая в
Также теорией, предшествующей возникновению теории мемов, считается теория симулякра — «копии» или знака, не имеющего означаемого объекта в реальности. Так, французский философ и культуролог Жан Бодрийяр в своём собрании эссе «Войны в Заливе не было» («La Guerre du Golfe n’a pas eu lieu») 1991 года говорил о том, что у зрителей, наблюдавших за войной в Персидском заливе, не было возможности понять, не являются ли все репортажи фиктивной пропагандой. А потому в процессе имитации и симуляции реальности получился симулякр как самостоятельный продукт гиперреальности.
Что ещё можно связать с теорией мемов? Вероятно, теорию архетипов швейцарского психиатра Карла Юнга, который связывал повторяющиеся сюжеты в сновидениях с памятью предков. Самокопирование идей по причине их психологической привлекательности — концепция, во многом близкая работам Доккинза.
Ну и не можем не упомянуть одного из наших соотечественников — русского психиатра Владимира Михайловича Бехтерева, который почти за 100 лет до появления теории Доккинза в своей статье «Роль внушения в общественной жизни» (1898) говорил о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»
Меметика в двух ипостасях. Интерналисты и экстерналисты
Меметика как наука появилась в 1983 году с лёгкой руки американского физика Дугласа Хофштадтера, назвавшего науку о мемах по аналогии с генетикой. Со временем внутри неё развились два направления — интерналистов и экстерналистов. Первые (в числе которых и сам Докинз) считают, что мемы являются единицей информации, существующей в
Известные интерналисты: Аарон Линч, Ричард Броуди, Роберт Аунгер. Известные экстерналисты: Дерек Гатерер, Уильям Бенсон. Учёные вне направлений: Дэн Деннет, Дуглас Рашкофф.
Поговорим о каждом из них и о его основных публикациях в области меметики чуть подробнее — для удобства разберём их по хронологии выхода книг.
«Медиавирус. Тайные послания в популярной культуре» («Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture»), Дуглас Рашкофф, 1994 год. Американский медиавед, профессор Нью-Йоркского городского университета и Квинс-колледжа и (кстати) активист киберпанка Дуглас Рашкофф называет вирусами медиасобытия, которые прямо или косвенно вызвали изменения в общественной жизни. При этом он противопоставляет медиавирусы обычным PR-приёмам, которые склонны к максимальному упрощению и маргинализации. Медиавирусы же, скорее, поднимают в сознании сложные и неоднозначные вопросы, а не дают ответы — хотя при этом они могут не менее эффективно использоваться для манипулирования общественным мнением и лоббирования интересов крупных корпораций. Один из примеров медиавируса — распространение в 1992 году видео с избиением полицейскими задержанного за вождение в нетрезвом состоянии чернокожего Родни Кинга, спровоцировавшее массовые беспорядки в Лос-Анджелесе (ничего не напоминает?).
«Опасная идея Дарвина. Эволюция и смысл жизни» («Darwin′s Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life»), Дэниел Деннет, 1995 год. Американский философ и когнитивист, содиректор Центра когнитивных исследований Университета Тафтса Дэниел Деннет, по словам самого Докинза, «нашёл идее мемов гораздо более масштабное применение, чем я (Докинз) задумывал, и стал непосредственно объяснять с помощью неё человеческий разум и человеческое сознание». По мнению Деннета, опасность идеи Дарвина заключается в том, что она позволяет объяснить всё существующее, не прибегая к высшим целям и мистическим силам, и, тем самым разрушает представление людей о себе как о творческой силе, творце своей жизни. Но в этом разрушении автор видит возможность истинного самопознания. Кстати, Докинз, Деннет и ещё двое учёных-атеистов однажды собирались за круглым столом, чтобы обсудить судьбу современной религии. По мотивам видеозаписи этой встречи была выпущена книга «Четыре всадника: Докинз, Харрис, Хитченс, Деннет».
«Заражение мыслей: как вера распространяется в обществе» («Thought Contagion: How Belief Spreads Through Society»), Аарон Линч, 1996 год. Аарон Линч – американский математик и философ, инженер Fermilab. Он работал над теоретическими основами самовоспроизведения идей, разрабатывая символический язык и выводя математические данные из эпидемиологических формул для описания передачи идей через население. Впервые Линч начал работать над темой «заражения мыслей» в рамках своей дипломной работы в 1979 году, при этом на тот момент он ещё не был знаком с работами Докинза, и впоследствии развивал эту концепцию на протяжении всей своей научной карьеры. Он отмечал, что, подобно обычному «простудному» вирусу, который выживает за счет передачи от хозяина к хозяину, вирусная идея также живёт дольше, если её активно передают от носителя к носителю. Охват идеи и её долговечность зависят от многих механизмов — при этом примечательно, что «заразительность» идей почти не зависит от их истинной ценности для носителя. Широко распространяемые идеи могут вредить своим хозяевам или даже убить их — если речь идет, допустим, о борьбе террористов-смертников с «неверными».
«Психические вирусы. Как программируют ваше сознание» («Virus of the Mind: The New Science of the Meme»), Ричард Броуди, 1996 год. Если все ранее упомянутые авторы (кроме Дарвина и Юнга, конечно) могли бы быть вам ранее не знакомы, то с результатами труда Ричарда Броуди вы, скорее всего, встречаетесь каждый день. Броуди — американский программист и создатель Microsoft Word, а также мотивационный оратор, писатель и профессиональный игрок в покер. Его книга «Virus of the Mind» на протяжении 52 недель входила в топ-100 книг на Amazon и даже была рекомендована как учебник для вузов. В ней говорится о том, что
«Электрический мем» («The Electric Meme»), Роберт Аунгер, 2002 год. Антрополог из Кембриджского университета Роберт Аунгер в работе «Электрический мем» использует концепцию мемов для анализа культурного пространства. По его мнению, «мемы можно представить репликаторами, которые находятся в
«Машина мемов» («The Meme Machine»), Сьюзен Блекмор, 1999 год.
Американский исследователь психологии и парапсихологии, профессор Плимутского университета Сьюзен Блэкмор создала антропологическую интерпретацию теории Докинза. По мнению Блекмор, с появлением культуры и мемов они завладели ген-машиной и превратили её в мем-машину. Однако в последнее время появились мемы, порождённые технологиями, или T-мемы — эгоистичные репликаторы. И они не заботятся ни о человечестве, ни о планете, поскольку являются лишь информацией. По её словам, мемы заинтересованы развитием технологий как более производительных носителей, однако пока не могут отказаться от человека из-за его способности размножаться. Тем не менее в случае появления возможностей саморазмножения технологий, потребность в людях для мемов отпадёт.
Идеи Блекмор стали широко известны после её выступления на TED в 2008 году.
Критика мематики
Измерение мема как единицы культурной эволюции на данный момент является нерешённым вопросом — также как не ясно и соотношение механизмов биологической и культурной эволюции. Так, Луис Бенитес-Брибьеска, медик-исследователь из Мексиканского института общественной безопасности, называл меметику «опасной идеей, представляющей угрозу серьёзным исследованиям проблем сознания и культурной эволюции». Он отмечает нестабильность предполагаемого механизма мутации мемов, которая вносит хаос в эволюционный процесс. А что вы думаете о меметике? Имеет ли она право на существование как наука — и могут ли в этой сфере быть научные открытия, которые изменят нашу жизнь? Давайте обсудим, интересно же!
Безусловно, меметика носит в научном сообществе спорный статус — хотя до открытия ДНК и сама генетика рассматривалась подобным образом, поскольку учёные затруднялись с ответом на вопрос о том, в каких именно единицах кодируется наследственная информация.
А пока ваш оппонент будет размышлять над ответом, а мы разбираем ваши 633 заявки на «ТехноТекст» (кстати, лидер по количеству заявок в этом году — номинация «Просто о сложном», которую поддерживает Dentsu), не забудьте скачать наш забавный стикерпак для Telegram.
Автор: Контент-студия Tech Media