Меня зовут Дима Вдовин, я разработчик команды корпоративных рисков. Сегодня я хотел бы поговорить о джунах и их интеграции в команду разработки. С одной стороны, тема банальная и известна всем, а с другой, о ней часто забывают или игнорируют. Почему-то многие команды и руководители считают, что джун вольется в коллектив и работу над проектом как-то «самостоятельно», без активной поддержки, а если не вольется — значит он не справляется и не подходит. Это не так.
Мы крупный банк, к нам приходит работать много молодых ребят и в большинстве случаев для них это первая работа такого рода. Это тянет за собой целый ворох проблем, связанный со страхами неизвестности, неуверенностью, боязнью «уронить прод». Они боятся совершить серьезную ошибку, которая поставит крест на карьере в IT. Это сейчас подавляющее большинство из нас — опытных разработчиков — уверенные в себе профессионалы. Мы можем позволить себе хотя бы на время отказаться от подобной саморефлексии и делать «быстрее, выше, сильнее». Многих же джунов одолевают страхи, которые если и не парализуют, то заставляют их выверять каждый шаг.
Страх, страх и еще раз страх
Давайте немного отвлечемся от джунов и поговорим о том, что я бы назвал стереотипами профессии в отношении новичков. У каждой профессиональной деятельности есть своя общественная мифология, лор, стереотипы. Согласно стереотипу, молодой электрик почти наверняка устроит КЗ, которое сожжет весь дом, водитель-новичок — опасен для окружающих и практически приравнен к летчику-камикадзе, а молодой врач ничего не смыслит в медицине и скорее калечит, чем лечит. Понятно, что применять эти стереотипы ко всем молодым специалистам поголовно — ошибка. Но в обществе бытует мнение, что новичок несомненно соответствует этому стереотипу, пока не докажет обратное своими действиями.
Точно такой же стереотип существует и в области разработки программного обеспечения. Сформулировать его можно так:
Любой джун — это проблема команды разработки. Он отвлекает старших разработчиков, роняет прод, пишет плохой код и тратит бесценное время своих коллег на исправление его ошибок.
Когда молодой специалист находит первую работу в сфере, он уже прекрасно знаком с общественным мнением касательно джунов. Он уже почти смирился с клеймом опасного вредителя. Так что большинство джунов выбирают тактику «минимизации ущерба» от собственного присутствия. Это выражается в отказе проявлять инициативу и брать на себя хоть какую-то ответственность.
Джуны стараются вообще ничего решать и делать, не переспросив у закрепленного за ними разработчика или начальника отдела. Ими избирается безопасная и психологически комфортная тактика, когда ты ничего не решаешь сам — решают за тебя. Тебе просто говорят — ты делаешь, даже не вникая в суть задания и зачем это вообще нужно.
С одной стороны, такой джун абсолютно безопасен для проекта. Условно, он не пойдет пушить свой сомнительный код сразу в мастер, не уронит прод или боевую базу. Но проблема в том, что такие новички абсолютно пассивны и стерильны в творческом плане.
Я считаю, что программирование — это история о созидании, о творчестве.
Сильная сторона любого высококлассного программиста — его пытливый ум и стремление докопаться до корня проблемы, либо же целиком разобраться в возникшем вопросе. Именно постоянный поиск истины или решения проблемы придает нашей профессии драйв, желание и причины развиваться. Это же подпитывает наше эго: мы успешно разобрались с какой-то задачей или проблемой и теперь тысячи, а может и миллионы людей пользуются результатами наших трудов.
Конечно, многие сейчас захотят возразить мне и скажут, что культура давления на джунов осталась в прошлом. Якобы, сейчас компании внимательно относятся к новичкам и понимают, что человеческий ресурс на рынке не бесконечен и нужно растить своих специалистов.
Крупные игроки уже давно пришли к таким выводам и стараются быть максимально дружелюбными с новичками.
Но все это не отменяет факт того, что стереотип существует и давит на новичков. При этом я говорю только о талантливой и способной молодежи. Сейчас в профессии стало намного больше случайных людей, которые пошли в IT только за большой зарплатой. Я бы мог подробно рассказать несколько историй о таких людях, но, как мне кажется, это скорее тема для отдельной статьи. Отсюда и далее я предлагаю вычеркнуть это из нашего обсуждения и далее говорить только о тех джунах, в которых на самом деле кроется настоящий разработчик.
Но как не убить в джуне энтузиазм, любопытство и стремление к саморазвитию? Как помочь новичку развиваться, а не делать из него мальчика (или девочку) «принеси-подай»? Как не испортить джуна?
Давайте новичку настоящие и актуальные задачи
Во многих компаниях сейчас практикуется скрам. Но как бы тщательно не планировались спринты, очень часто на выполнение намеченных задач банально не хватает времени, потому что учесть все на стадии планирования физически невозможно.
Современная разработка — это работа в поле высокой неопределенности, бесконечная гонка под лозунгом «это надо было реализовать еще вчера». Путь наименьшего сопротивления в таких условиях — отдать задачу опытному программисту.
По этой причине только-только пришедшему в команду джуну и не дают актуальные задачи из целей спринта. Ведь он не только практически гарантированно сорвет все возможные сроки, но и будет постоянно дергать и отвлекать старших коллег на свою задачу. Плюс, практически всю его работу придется перепроверить, а это опять время, которого и так постоянно не хватает.
Что делает лид для того, чтобы провести онбординг джуна на проект и при этом не парализовать разработку на отдельном участке? Он придумывает джуну какую-нибудь показательную, но непыльную и, что самое важное — абсолютно бесполезную в текущих реалиях и потребностях команды задачу. Что-нибудь «обучающее» или из недр технического долга проекта, короче, что-нибудь незначительное и бесполезное.
Это огромная ошибка и проблема одновременно. Через выдачу таких «карманных задач», джун непреднамеренно изолируется от реальной команды и проекта. Пока весь остальной коллектив обсуждает боевые цели и таски, джун существует в каком-то своем пузыре, абсолютно не представляя, кто чем занимается и что вообще сейчас происходит. Все рабочие активности проходят мимо: он не принимает полноценного участия в митингах, не может проследить за развитием задач в трекере, банально не способен вникнуть в разговор у кофемашины или на курилке.
В такой ситуации джун вместо новичка, который должен слушать, учиться, «впитывать мудрость коллег» и набираться смелости нет-нет, да и задать свой вопрос где-нибудь при случае, превращается в постороннего человека.
Подобная «безопасная изоляция» приводит к серьезному выпадению из коллектива. Если джун внимателен и активен, если у него, как у личности, развиты коммуникабельность и прочие софт-скиллы, то он найдет себе пару товарищей и в курилке, и у кофемашины. Такой джун предложит угостить пару коллег бокалом пива, спросит, есть ли по пятницам в офисе зарубы в Quake 3 или CS, или расскажет забавную историю времен своего студенчества. То есть такой джун сам установит базовые социальные контакты с другими сотрудниками и уже через эту «социалочку» вольется в рабочий процесс.
А что если наш джун соответствует всем стереотипам о программистах? Что если он нерешителен в живом общении, замкнут в себе и банально стесняется подходить к незнакомым людям со своими разговорами? Если он боится показаться посмешищем, ведь он и так толком ничего не умеет, потому что новичок? Или это молодая девушка, которая решила связать свою карьеру с разработкой ПО, но при этом не хочет давать поводов для сплетен о том, что кто-то из команды делает за нее всю работу? Как быть им?
Крайне важно давать джуну боевые задачи, пусть это и отразится на графике спринта и еще больше затянет сроки.
Именно постановка реальных, актуальных задач позволяет новичку влиться в работу и установить базовые контакты с членами команды. Боевые задачи зажигают в новом сотруднике «огонек» совместной разработки, заставляют чувствовать себя частью коллектива, чувствовать свою, пусть и небольшую, но полезность с каждой правильно написанной строчкой кода. Также это прививает ему чувство ответственности за свои действия.
Это дает джуну почувствовать, что он не в игрушки играет в специально созданной для него песочнице, а решает настоящие проблемы.
Подобный подход требует намного больших инвестиций в плане времени и усилий. Однако он позволяет успешнее онбордить новичка как на проект, так и в команду. Это учит его работать вместе с коллегами, а не где-то там в углу сидеть и «жевать клей», пока другие занимаются чем-то важным и крутым. В долгосрочной перспективе такой подход даст намного большие дивиденды, чем можно изначально представить.
Практикуем парное программирование
О парном программировании с новичками говорилось в сфере много и часто. Я считаю, что это отличная практика, которая помогает джуну собрать воедино те фрагменты знаний, которые остались у него после решения учебных задач.
Очень часто джун банально не доверяет сам себе — и это объяснимо. Одна из целей парного программирования как раз заключается в том, чтобы помочь джуну преодолеть эту профессиональную неуверенность. Ментор может направлять новичка и подсказывать ему решения проблем. После можно поменяться местами и уже ментор продемонстрирует на своем примере, как и почему код надо писать именно так, а не иначе.
В процессе парного программирования, мы создаем для джуна сразу два примера в один момент времени: как он кодит сам и как он должен начать кодить в будущем.
В целом, это очень позитивная практика, потому что она содержит элементы обучения в процессе написания рабочего кода и, кроме того, позволяет выявить фундаментальные проблемы и пробелы в знаниях, которые без парного программирования джун смог бы скрывать месяцами. Ведь никому из нас не нужен Google-программист, так?
Во время парного программирования ментор, кроме самого кода, доносит до новичка на каком этапе проекта они сейчас работают, что будет делать этот код и какие вообще у этой фичи бизнес-задачи. Это позволяет джуну не только вливаться в процесс программирования, но и начать понимать, что и для чего он делает, чего ждет бизнес и как его действия отразятся на пользователях в плане новых фич.
Еще в это время эффективно давать и незнакомые джуну задачи. Это важно, потому что новичок должен как минимум ознакомиться со всем стеком на проекте или его участке, где он будет работать. Наличие же старшего товарища в лице ментора рядом позволит ему быстрее пройти процесс ознакомления и базового обучения.
Ну и самое главное в парном программировании в том, что оно является демонстрацией обыденности процесса написания кода. Для многих новичков работа на реальном проекте примерно так же загадочна, как квантовая физика для древних людей, так что парное программирование — отличная демонстрация.
В процессе парного программирования джун осознает, что кодинг — это не магия, а опытный разработчик — не волшебник. Просто нужны знания и навыки, и все становится реальным и возможным.
При этом процесс парного программирования может быть поучителен и для ментора. У новичка еще не замылен глаз, он не подвержен цеховым стереотипам о методах и подходах. В моей практике джуны временами предлагали простые и элегантные решения, просто потому что они не знали о существовании более модных и сложных паттернов программирования, они пока вне мейнстрима кодинга и поэтому способны мыслить независимо.
Такие моменты заставляют опытных разработчиков на момент остановиться и подумать, а на самом ли деле все, что продвигается и пропагандируется в области как «стандарт» так уж правильно и необходимо, или мы просто перестали замечать более тривиальные, но при этом такие же эффективные решения, потому что отвыкли их искать? Это в целом интересный вопрос, о котором вам стоит подумать.
Относитесь к джуну, как к равному
Тут я сразу скажу, что я не имею в виду ситуации, когда на новичков возлагается ответственность уровня сеньора или лида разработки, нет. Но и не стоит создавать ситуацию, в которой новичок превращается в маленькую комнатную собачку.
Да, мы многое прощаем джунам, мы исправляем за ними ошибки, но не нужно создавать условия, в которых новичок разовьет в себе комплекс выученной беспомощности.
Любой джуниор — это уже взрослый человек. Он может покупать алкоголь, водить машину и даже голосовать — делать все то, что делают любые взрослые люди. Так что относиться к нему и на работе надо, как к взрослому.
Однако в профессиональном плане он пока «подросток» и это играет злую шутку: к взрослому человеку начинают относиться, как к неразумному ребенку. Снимают с него ответственность, осторожничают, опекают.
Я не агитирую сбрасывать джунов в воду и стоя на берегу смотреть, выплывет или нет, но и делать из него хрустальную вазу тоже нельзя. Банально потому что такое отношение расслабляет и развращает. Да, для джуна есть поблажки, но у него должны быть и возможности наравне с ответственностью. Отношение к подросткам, как к взрослым людям, в обычной жизни мотивирует первых самосовершенствоваться и вести себя соответственно. Отношение к подростку как к равному со стороны авторитетного для него взрослого — это лучшая демонстрация уважения и доверия, которое подросток постарается оправдать.
Так и отношение к джуну, как к разработчику, а не как к бесполезному питомцу или ребенку, подтолкнет его к профессиональному росту, осмотрительности и аккуратности.
Уважительное отношение и признание джуна не просто стажером, а на самом деле разработчиком, пусть и неопытным, но разработчиком, а не собачкой или обузой — один из лучших способов нематериальной мотивации.
Он будет стремиться оправдать оказанное ему доверие, будет внимательнее и старательнее в работе, станет обращать внимание на общие процессы и осознанно принимать участие в обсуждениях и митингах, а не просто «присутствовать».
А ведь именно это нам и нужно, потому что через внимательность, старательность и желание стать профессионалом, из джунов и вырастают лучшие члены команды.
Итог
Тут я просто тезисно перечислю основные идеи из текста выше, для вашего удобства.
Давайте новичку реальные задачи из целей спринта — это поможет ему почувствовать себя нужным и частью команды.
Не изолируйте новичка в песочнице с надуманными или протухшими тасками. Вы делаете только хуже и себе, и ему.
Практикуйте парное программирование — это ускоряет процесс онбординга джуна на проект, обучает его программированию и знакомит со стеком.
Незнакомые и новые задачи — важны. Нельзя давать новичку постоянно одно и тоже, он должен знать проект так же, как и любой другой разработчик.
Относитесь к джуну, как к равному. Не создавайте ситуаций выученной беспомощности и инфантильности, ведь перед вами взрослый человек, а не ребенок.
P.S.
Да, найм джуна — это не усиление команды, а частичное ее ослабление на срок обучения, потому что новичок оттягивает на себя часть и так вечно недостающих ресурсов. Но если все сделать правильно и не забивать на новенького, то уже через несколько месяцев ваши ряды пополнятся еще одним самостоятельным разработчиком, а это и было нужно.
Автор: Дмитрий Вдовин