За последний год продажи планшетов немного выросли. При сравнении продаж за второй квартал 2019 и 2020 года, отгрузка увеличилась на 6 млн девайсов и составила в общей сложности 38,6 млн штук по всему миру. При этом значительную долю рынка получили устройства Samsung — сейчас, по отчетам, они на втором месте с долей в 22% рынка. Больше только у Apple. Компания из Купертино доминирует на рынке планшетов, на ее долю приходится около 60% всех продаж в этом году.
Однако эти цифры показывают только одно — временный всплеск спроса на фоне эпидемии Covid-19 и абсолютный тупик, в который зашли производители. Кажется, что производство планшетов — это просто инертное движение и игра на выдержку между Apple и Samsung. Для первых планшеты важны: у них не так много устройств для потребителей, которые бы можно было продать. Samsung же, кажется, просто создает конкурентную среду, выцарапывая для себя часть рынка у своего извечного соперника на мобильном сегменте.
О стагнации планшетов как концепции очень ярко свидетельствуют статистические данные. Давайте посмотрим на долю ПК, смартфонов и планшетных устройств:
Кликабельно. Статистика рынка за последние 8 лет
Лучший показатель был у планшетов в сентябре 2014 года — 6,8% рынка по сравнению со смартфонами и десктопами (ноутбуками). Сейчас эта цифра составляет 2,62% и продолжает падать.
Именно в сентябре 2014 года Apple показала iPhone 6 и новые iPad air 2 и iPad mini 3. После этой презентации ни Apple, ни другим производителям не удалось повторить этот успех: в 2014 году только Apple продала 68 млн iPad при общих продажах в 239,6 млн девайсов, тогда как сейчас весь рынок планшетов целиком составляет 144 млн устройств. С пика рынка в 2014 году продажи сократились на ~95 млн.
Просто сравните, как росли продажи смартфонов примерно в тот же временной период по данным Alexa. А ведь смартфон как концепция массового устройства является, фактически, ровесником планшетов, если за точку отсчета брать первые iPad.
Статистика продаж смартфонов по всему миру
Что пошло не так?
Первая проблема планшета — мертворожденная концепция
Как показывает практика, все устройства с функциями ввода-вывода можно условно разделить на две категории.
Первая — универсальная. Под нее подпадают персональные компьютеры и ноутбуки. Достаточная свобода действий для пользователя, производительность, ремонтопригодность, ширина конфигураций, а в случае ноутбуков — еще и мобильность перемещения.
Вторая — узкоспециализированная. Это, например, большие тач-скрины, которые пригодились в банкоматах, бортовые и мобильные навигаторы, пауэрбанки и прочая специфичная электроника, которая выполняет какую-то одну конкретную функцию.
О планшетах мечтали давно, я писал об этом в своем тексте про эволюцию Microsoft. О них мечтали еще со времен оригинального Star Trek. О планшете мечтал Билл Гейтс, а позже эту мечту воплотили в жизнь инженеры Apple. Проблема в том, что задумывался планшет как устройство первой, универсальной категории, точнее, его видели таковым его создатели.
Зачем клавиатура, мышь, если есть большой тачскрин? Зачем сидеть за столом, если можно уютно усесться в кресло с планшетом в руках или вообще лечь в постель? Планшеты продвигались как устройства для работы и отдыха, как волшебная палочка, которая избавит человечество от рабства ноутбуков и персональных компьютеров.
Первым звоночком стали фирменные подключаемые клавиатуры. Годы эксплуатации показали, что набор текста на огромном экране с помощью qwerty-раскладки — еще то себе приключение. И, внезапно, планшет как рабочий инструмент стал болезненно похож на ноутбук:
В этот момент интерес к планшетам, как к универсальным рабочим устройствам, стал угасать. «Хапнув горя» с подключаемыми клавиатурами и несовершенными мобильными платформами, имеющими ряд ограничений, люди выстроились в очередь за легкими ультрабуками и прочими Macbook Air.
В этот момент, как раз примерно в 2014-2015 годах пришло осознание, что планшет — либо дорогая игрушка для просмотра YouTube в постели, либо просто мобильная интерактивная доска, если говорить о профессиональном применении.
Вторая проблема планшета — увеличение диагоналей смартфонов
После смещения фокуса внимания аудитории в контексте планшетов как развлекательных медиаустройств, свой удар нанесли смартфоны.
Изначальный прицел, конечно же, был на ПК и ноутбуки, но на самом деле сильнее всего пострадали от увеличения диагонали смартфонов именно планшеты.
Давайте вспомним стандарт диагонали для мобильников до 2015 года. Это 4,5-5 дюймов. Сейчас такие устройства физически невозможно найти, если мы говорим о чем-то современном, именитом и производительном, из среднего класса и выше. Сейчас стандартной диагональю экрана является 6-6,3". И, внезапно, это более чем приемлемый размер для просмотра видео в полевых условиях, чтения прессы, книг, ознакомления с лентами социальных сетей и даже простенькой работы с документами в режиме «на коленке». при этом использование «вытянутого» вверх формата позволяет пользователям иметь в распоряжении достаточно большую рабочую область при сохранившемся комфорте ввода с qwerty-клавиатуры двумя руками.
Смартфон стал полноценным универсальным устройством. Он не может заменить ноутбук или ПК по ряду софтверных и аппаратных ограничений, но вести рабочую переписку, мониторинг или ознакомиться с документами — пожалуйста. И планшет тут не нужен.
Также смартфон вытеснил планшеты и из сферы развлечений. YouTube, Tiktok, концепции веб-разработки «mobile first» — все это делает громоздкие, тяжелые и дорогие планшетные устройства просто ненужными.
Где теперь живут планшеты
Выдавленные из широкого обихода ноутбуками и смартфонами планшеты сейчас пытаются закрепиться в «детском» сегменте. Все чаще планшеты приобретаются именно для детей младшего и среднего школьного возраста, как замена интерактивной доске или набору учебников.
Остался жив планшет и в некоторых профессиональных областях, хотя тут его будущее еще сомнительнее на фоне все более легких и мощных ультрабуков. шутка ли, полноценная рабочая станция весом около 1,2 кг или меньше со стандартным экраном в 14", против условного iPad Pro 12,9" 2017 года, который весит без чехла 730 грамм.
Но если вернуться к теме школьников, то тут не все так просто. В плане обучения в противовес планшету сейчас есть более специализированные и при этом более приемлемые устройства. Я говорю конечно же о читалках.
Это буквально рабочий кейс, с которым я лично столкнулся пару недель назад: родители пятиклассников массово покупают своим чадам читалки, чтобы те не таскали за спиной гору тяжелых книг. Какой-то видеоконтент дети потребляют как и взрослые — с экранов рабочих станций или смартфонов, а если у них есть планшет, то скорее всего он был приобретен в лучшем случае несколько лет назад.
В плане интересов, детей вовсе сейчас больше интересуют производительные ноутбуки или даже персональные компьютеры, их не удивить минимизацией или мобильностью, а вот возможность комфортно запустить условный Minecraft — весомый для них аргумент.
Таким образом, планшет все больше и больше превращается в избыточную дорогую игрушку с тачскрином, которая толком ничего не умеет. С развитием смартфонов, читалок и ноутбуков в них все меньше и меньше смысла. Об этом явно говорит рост продаж как ноутбуков, так и смартфонов по всему миру. Падают, и ощутимо — только планшеты и, вероятно, уже через десять лет мы увидим их только в качестве платформы для электронного меню в каком-нибудь баре, но даже там проще поставить небольшой стационарный терминал за каждым столом, чем раз в сутки заряжать этот девайс.
На правах рекламы
Эпично! Мощнейшие серверы на базе новейших процессоров AMD EPYC для размещения проектов любой сложности, от корпоративных сетей и игровых проектов до лендингов и VPN.
Автор: Александр