Помните, сколько шуток создано про «давай уже после майских»? Это были лёгкие приколы про то, как замирает деловая активность примерно с 20 апреля по 15 мая. Но у жизни оказалось чёрное чувство юмора. 26 марта стало роковым днём в истории российского бизнеса — вот уже пятый месяц в деловом сообществе на полном серьёзе ходит фраза «давайте уже после ковида». Бизнес просто отложил свою жизнь, перевёл сотрудников на удалёнку и замер.
Сейчас деловая активность начинает очень медленно оживать — пока это нитевидный пульс, но хотя бы не остановка сердца. И одним из главных предметов спора остаётся удалённая работа (удалёнка, WFH). В основном, обсуждаются преимущества и недостатки этой формы работы для сотрудников. Но довольно мало материалов о том, а что будет с компаниями? Не ставят ли он себе капкан, делая удалёнку модной? Предлагаем начать дискуссию.
Мы разрабатываем и внедряем свою CRM-систему RegionSoft CRM — и все 14 лет работаем с клиентами по всей России и другим странам удалённо: удалённая поддержка, установка, внедрение, обучение и доработка проходят без проблем. Несмотря на то что мы айтишники, удалёнщиков в штате у нас всего двое, и они как раз не программисты, а скорее удалёнщики по обстоятельствам. Но во время самоизоляции мы не стали исключением и работали из дома почти до конца июля, вернувшись в офис одним днём. И, скажу честно, сложно разделить как восторги по поводу удалёнки, так и её тотальное порицание. Нельзя отрицать лишь одно: у удалённой работы много подводных камней для компаний и нужно научиться их обходить, чтобы не пойти ко дну. Ну или выбрать другой фарватер.
А хотите бесплатно поговорить о своих бизнес-процессах с экспертом?
Если вы сомневаетесь в своих бизнес-процессах, поговорите с нами о них — до 31 августа это бесплатно (а обычно стоит 15 000 рублей)! Просто оставьте заявку на бесплатный аудит бизнес-процессов с участием эксперта с опытом более 20 лет в бизнесе и автоматизации
Выслушаем адвокатов удалёнки
Некоторые аргументы компаний действительно весомы, а некоторые упираются либо в ложное представление о работе из дома либо в откровенную непорядочность в отношении сотрудников. Например, одна российская компания позволяет своим сотрудникам 2 дня в неделю работать из дома, но накануне руководитель подразделения запрашивает подробный план работы на эти дни, рассматривает и утверждает его. То есть первый шаг начинается с недоверия.
Итак, о преимуществах.
Нужные кадры доступны как никогда
Первое и самое главное, бесспорное преимущество касается IT-компаний и в меньшей степени всех остальных. Работа в режиме распределённой команды стирает границы набора персонала и позволяет выбирать подходящие кадры практически по всему миру. Более того, нередко хорошие программисты соглашаются на чуть меньшую заработную плату, зная, что работая удалённо, они не только смогут снизить рабочую нагрузку, но и потянут пару сайд-проектов. К тому же разработчика довольно просто вписать в рабочие процессы — он получает конкретные задачи и от него ждут написанный вовремя качественный код. Небольших онлайн-митингов в течение рабочей недели хватает, чтобы координировать всю работу такой команды. Эти же преимущества касаются devops-ов, тестировщиков, безопасников и чуть в меньшей мере дизайнеров.
А вот дальше начинаются весьма спорные утверждения, которые для части компаний не актуальны в принципе.
Нет затрат на содержание офиса
Адепты удалёнки заявляют, что можно нести ноль рублей затрат на аренду и содержание офиса, на коммунальные услуги, оргтехнику, канцелярские товары, периферию, программное обеспечение, воду и проч. Благодаря этому компания снижает издержки и наращивает прибыль. Вот в этом месте я искренне надеюсь, что те, кто это пишет в разных экспертных статьях, всего лишь карьерные самосвалы консультанты и бизнесом не рулили, не рулят и рулить не будут.
Во-первых, существующий офис не так легко «сбросить». Если он в собственности, его нужно расформировать и продать, если арендованный — расформировать и отказаться от аренды. Однако
это спорное решение, т.к. многие компании общаются в офисе с клиентами и клиентам привычен оффлайновый контакт с исполнителем. Во-вторых, в подавляющем большинстве компаний есть сотрудники, которые захотят работать именно из офиса по своим причинам — и отказать им означает их потерять.
Что касается затрат на офис, кажется, наши оппоненты забывают, что сотрудникам дома тоже нужен компьютер, принтер, арендованный VPS/VDS, интернет, связь, антивирус, офисное и рабочее ПО, телефон, гарнитура, бумага и прочая канцелярка, рабочее кресло и рабочий стол (долго на кухонном столе и табуретке не продержишься — проверено!), а некоторым ещё и принтер, сканер, копир, тестовое оборудование, флешки, модемы и проч. И вряд ли какой-то сотрудник будет страшно рад таким покупкам за свой счёт (хотя и такое бывает, увы). Более того, затраты могут даже возрасти за счёт того, что нужен специалист для выездного обслуживания этого парка оборудования + транспорт для него, а также некоторую оргтехнику придётся покупать в нескольких экземплярах (например, если раньше был один принтер на контору, сейчас он понадобится 4-5 сотрудникам; та же история с тестовым оборудованием, сканерами и проч.). Плюс к затратам прибавится абонентская плата за программы и приложения для совместной работы и удалённой работы с клиентами. Так что у удалёнки есть своя серьёзная экономика, это не бесплатный формат.
Сотрудники не берут отгулы и больничные
Если сотрудник работает из дома, ему не нужен отгул и не нужен больничный — именно так полагают некоторые эксперты и даже руководители компаний. По их логике, человек не теряет ни минуты рабочего времени. Эксперты ссылаются на старое исследование Стэнфорда, которое показало, что удалёнщики реже берут больничные.
А теперь давайте разберёмся. Если человеку в офисе нужен отгул или больничный, что он делает? Правильно: отпрашивается или берёт листок нетрудоспособности у врача и отсутствует на работе, делая свои дела или проводя лечение и точно зная цену этому отсутствию. Всё честно: отгул будет не оплачен или отработан в выходной в офисе, больничный оплачен по положенной согласно стажу ставке (три дня оплачиваются работодателем, а остальные дни по больничному листу – за счёт средств фонда социального страхования). А что делает удалённый сотрудник, который «меньше берёт отгулы и больничные»? Честный — действует по старой схеме, а хитрый — спокойно делает дела, ради которых нужен был отгул, или лечится (если заболевание не опасное), при этом вынужденно выполняя свою работу на бегу, вперемешку с другими делами, то есть довольно плохо. При этом его труд полностью оплачивается работодателем. Выводы делайте сами.
У сотрудников идеальный work life баланс
Считается, что сотрудник, работающий из дома, проводит много времени с семьёй, благодаря чему невероятно растёт настроение, лояльность, улучшается аппетит и цвет лица. По мнению экспертов, контакт с близкими людьми и отсутствие времени на дорогу позволяет работнику расслабиться, заняться спортом и хобби, вести свой личный проект, смотреть сериалы и наслаждаться жизнью.
У меня один вопрос — как эти люди избежали самоизоляции и не прочувствовали набор перечисленных преимуществ на своей шкуре?
Короче, улучшается только аппетит — на фоне лютого стресса и вечной задёрганности, потому что крайне трудно работать, когда члены семьи дома и когда им всем сразу нужно от вас всё (причём совершенно не важно, кто они — супруги, дети или родители. Сидишь дома, будь добр быть домовитым). Баланс рабочей и личной жизни рушится напрочь, причём в двух направлениях: либо человек с головой уходит в работу и пашет по 16 часов (кстати, по ощущениям, довольно часто), либо он забивает на работу и выполняет только базовые задачи на приемлемом уровне, чтобы не спалиться. Иногда эти фазы чередуются. Никаких навыков высокоэффективного человека у большинства не формируется, исключение составляют люди с железной дисциплиной и мотивацией, которые и в офисе вкалывают без нареканий. Разрушение баланса ведёт к конфликтам в семье или на работе и в конечном счёте снижает продуктивность ещё больше.
Да, наши дороги и пробки то ещё удовольствие, но это время — шанс психологически переключиться с проблем дома/на работе и прийти на работу/домой уже в нормальном настроении. К тому же, и семья, и работа — отдушина человека, которая позволяет разрубить какие-то мелкие узелки проблем передышкой на расстоянии. В случае работы из дома конфликт с любой из сторон не сглаживается, а эскалируется.
Некоторые продвинутые работодатели взяли на вооружение зарубежный опыт и пошли дальше: HR-специалисты разрабатывают программы по выстраиванию work life баланса своих коллег и внедряют их в жизнь, создавая дополнительную мотивацию. Перевожу на человеческий язык: HR-ы выискивают рекомендации, оформляют их, переходят последнюю границу, лезут в жизнь сотрудников и, не зная деталей, насаживают новую «удалённую» корпоративную культуру. Надо ли говорить о реакции на такие действия?
«Что мне не хватает, так это когда вы идете на физическое собрание, вы разговариваете с человеком, который находится рядом с вами, вы можете общаться с ним в течение двух минут до и после. [...] Я чувствую, что, возможно, работая удалённо, мы сжигаем часть социального капитала.»
Сатья Наделла, генеральный директор Microsoft
Удалённая работа вне медицинских мер и иных чрезвычайных ситуаций должна оставаться не основным форматом, а исключительным или мотивационным. В каких случаях частичная удалёнка — благо для компании и её сотрудников?
- Если она добровольна и не безальтернативна, то есть сотрудник может выбрать, где он комфортно и эффективно впишется в бизнес-процесс: дома или в офисе.
- Если речь идёт об опытном сотруднике, в котором вы уверены, но он не может продолжать работу в офисе по причине переезда, болезни, беременности, семейным обстоятельствам. Вы идёте навстречу и ваш надёжный сотрудник ответит вам благодарностью и ответственным трудом.
- Если вам необходимо работать с ценными специалистами из других регионов.
- Если вам в команде нужен специалист, который трудно коммуницирует с коллективом или находится в идейной конфронтации с устоявшимся большинством сотрудников компании. Держите такого человека-отдел на удалёнке, ограничьте его контакты с коллективом и используйте его интеллектуальный ресурс так, как того требует стратегия.
- Если вы готовы выстроить операционную и корпоративную культуру так, чтобы каждый сотрудник со своего места был вовлечён в работу больше, чем во все остальные занятия (это сделать очень непросто) и при этом не ощущал бы того, что работодатель от контроля рабочих задач перешёл к контролю внерабочей жизни.
- Если удалённая часть команды умеет слаженно работать, выстраивает коммуникации и при этом идеально интегрирована в офисную часть компании (например, удалённый отдел маркетинга, аналитики или тестирования).
При этом компания должна чётко понимать, что удалёнщик, оформленный по трудовому договору на полный рабочий день, — это полноценный штатный сотрудник компании со всеми правами и обязанностями, включая право быть информированным о делах компании и проектах, право на информационную безопасность, право на продвижение по карьерной лестнице и т.д.
А теперь о минусах
Итак, с положительными моментами и их рисками мы немного разобрались, теперь давайте о том, что будет с компанией, если она примет решение большую часть офисной жизни унести по домам сотрудников.
Минусы для компании
Резко падает удержание сотрудников
Когда проходит достаточно времени с момента удалёнки, большинство сотрудников отвыкают от компании. Они теряют моральную связь с коллегами и друзьями по работе, с рабочим местом, с рабочим оборудованием, с милыми традициями утреннего кофе и пятничной пиццы, с короткими собраниями и т.д. Фактически человек становится исполнителем работы и не ощущает свою причастность к компании, у него больше нет мотивов вроде «Зарплата так себе, но коллектив душевный и родной», «Да как я коллег подведу», «О, я буду скучать по нашим встречам» и т.д. Теперь есть только он, рабочие задачи и заработная плата. Ровно то же самое, только на 10n тысяч рублей больше ему могут предложить и другие компании, поэтому вся нематериальная мотивация исчезает. Большинство мер по удержанию сотрудника теряют смысл и единственной мерой остаётся возможность удалённой работы. Если и этот козырь будет бит в векторе интереса работника, считайте, вы его потеряли.
Однако поспешу вас утешить: мне известны случаи, когда сотрудники искренне преданы компании и несут её идеологию и миссию даже спустя годы удалёнки. Но для этого нужно важное условие для руководителей и топ-менеджеров компании — не быть мудаками и жлобами и одновременно не быть объектом манипуляций. Сложный баланс, но отрадно видеть, что он встречается.
У вас появляются соперники на рынке труда
Это и другие компании, которые хантят ваших сотрудников, и другие компании, в которых… ваши сотрудники работают. В принципе, в сайд-проектах нет ничего плохого — напротив, если предоставить сотруднику право заниматься ещё чем-то в другой компании в нерабочее время, это может принести интересный синергетический эффект: он будет таскать туда-сюда новые идеи и видение проблем, это приятное интеллектуальное «расширение».
Однако вместе с синергией сотрудник будет невольно сравнивать свои проекты, оценивать задачи и мотивацию, стремиться где-то завоевать должность и т.д. Это скользкая и сложная тема и единственный выход из неё — поговорить с сотрудником напрямую, задать корректные вопросы и удостовериться в его порядочности. Как правило, продуктивные трудоголики, выбирающие 2-3 работы одновременно, способны выдавать хорошее качество в нужном объёме на всех трёх. Сделайте позволение заниматься сайд-проектом своим однозначным конкурентным преимуществом и инструментом мотивации и удержания. Кстати, то же самое касается и случаев, когда сотрудник организует своё дело (не угрожающее вам, конечно) — пока он выполняет свою работу на хорошем уровне, прикройте глаза и наблюдайте.
Безопасность и инфраструктура — огромная проблема
Наверняка вы это уже поняли, когда переезжали на удалёнку в марте-апреле. Не все сотрудники имеют хороший технический бэкграунд для того чтобы наладить работу техники у себя дома, особенно в неайтишных компаниях. Поэтому большой проблемой станут поломки, зависания, голубые экраны, сожравшие волосы принтеры, неработающие программы, интернет, телефония и т.д. Вам придётся либо нанимать системного администратора на личном транспорте, либо оплачивать по факту услуги, оказанные частными мастерами, к которым обратятся сотрудники. В конечном итоге оба варианта затрат вас неприятно удивят.
Что касается безопасности, то тут удалёнка — враг номер один. Вашему бизнесу и коммерческой информации будет угрожать всё: от трёхлетки, потыкавшего в 1С, пока мама кашу варила, до сотрудника, желающего добровольно и беспалевно сдать клиентскую базу конкурентам. Дома человек находится на безопасной для себя территории и значительно теряет бдительность на фоне роста человеческого фактора. Поэтому стоит продумать защиту от возможных проблем (а это снова немаленькие затраты).
Трудно выявить плохого сотрудника
И это очень опасная ловушка. Вы рискуете не заметить плохого сотрудника среди вновь нанятых с одной стороны и рискуете не увидеть плохого своего — с другой. Дело в том, что хороший и ответственный офисный сотрудник может превратиться в откровенного лодыря и прокрастинатора дома, просто потому что у него такой склад характера: без давления не работает, хоть ты тресни. Корни такого поведения нормального, в общем-то, профессионала могут идти ещё с тех времён, когда он делал уроки под неусыпным взглядом мамы или бабушки. Он просто привык к контролю, это его условие работоспособности и сосредоточенности. Так вот, долгое время вы не сможете выявить такого человека из-за высокого кредита доверия за предыдущие заслуги.
Ну и кроме этой ситуации, которую стоило описать, вам стоит понимать, что любой плохой или нарушающий правила работы менеджер на удалёнке сможет довольно долго оставаться незамеченным. От отдела кадров и руководителя потребуются основательные усилия для формирования механизма обнаружения и исправления таких прецедентов.
Недостаток доверия
К сожалению, недостаток доверия будет преследовать компанию всюду: руководитель будет не доверять подчинённым, подчинённые будут ждать странных орг. решений от руководителя, сами сотрудники перестанут доверять друг другу. Из-за информационного голода и множества точек неизвестности каждый станет «один в поле воин» и будет бдительно охранять свои позиции, вступая в конфликты и эскалируя каждую мелкую проблему до масштаба катастрофы. К пулу «недоверенных» присоединятся новички, поскольку ни коллеги, ни руководитель не смогут удалённо понять, что за сотрудника они наняли. И дело даже не в профессионализме — ещё на самых ранних этапах испытательного срока вы не сможете увидеть, каков человек в деловом обороте, привык ли он опаздывать, насколько длительны его перерывы, какой он характером и насколько разделяет ценности или хотя бы цели компании.
Единственный способ частично избежать этой проблемы — это работать удалённо со старым, проверенным коллективом, который и в офисе себя показал на отлично. Однако и это временно: кто-то сдастся соблазнам удалёнки, кто-то найдёт другую работу и его будет нужно заменить, кто-то выгорит на фоне переработок. Не рассчитывайте, что вы удалённо управляете ровно тем же коллективом, который был у вас в офисе до этого.
Частичная удалёнка — предмет конфликтов и недовольства в коллективе
Некоторые компании выбирают удалёнку как формат работы для отдельных групп сотрудников. Отлично, если это объективно нуждающиеся в таком формате сотрудники, хуже, если удалёнка становится мерой поощрения. В таких случаях конфликты, жалобы и обвинения неизбежны. Поэтому поступайте просто: либо удалёнка — исключительно вынужденная мера, либо — дело полностью добровольное. Но вообще с точки зрения лояльности сотрудников идеальным вариантом видится удалённая пятница для всех: кто хочет, идёт в офис, но для всех открыта эта возможность. Благодаря удалённой пятнице сотрудники смогут быстрее добраться к месту отдыха, спокойнее «зайти» в выходные и тем самым лучше отдохнуть и в полной бодрости и с мешком лояльности вернуться в офис в понедельник. Знаю, что такая практика есть в крупных компаниях и банках — опыт позитивный.
Снятся ли удалёнщиам удалённые сны в ZOOM?
Сотрудников сложно контролировать
Удалённая работа сопряжена с прокрастинацией, соблазнами вроде сериалов и кулинарного хобби, близостью других нерабочих занятий. Более того, к части этих занятий человек ощущает обязанность, ровно такую же, как к работе. Соответственно, приоритеты будут меняться и нужно время, чтобы они устоялись в рабочем русле. В это время компания полностью теряет контроль над сотрудниками. Элементарно: YouTube смотреть гораздо приятнее, когда нет вероятности того, что к тебе подойдёт шеф. Пальцы начисто забывают сочетание Win+D и спокойно вбивают названия интересных, но не относящихся к работе сайтов. Сами, честное слово, сами.
Мне можно возразить: да пусть что хотят делают, лишь бы работа была сделана. И я полностью разделяю эту мысль. Однако
А вот что я категорически не рекомендую использовать, так это таймтрекеры, фотоловушки и прочую физически и программно контролирующую дрянь. Уважайте ваших сотрудников и самого себя, а то это выходит как-то лицемерно: вы фырчите на всякие там социальные мониторинги и QR-коды, а сами разворачиваете софт, который каждые три минуты делает скрины экрана или заставляет сотрудника поймать мышкой пиксель-картинку.
Рутинная работа исполняется хуже
Есть такое наблюдение: рутинная работа на удалёнке выполняется хуже, а творческая — лучше. Рутинная, монотонная работа без вдохновения (продажи, отчёты, занесение данных, разметка датасетов и проч.) это неинтересная, тошная среда и человек практически неосознанно начинает уходить от неё в комфорт: конкуренцию такой работе легко составят перекусы, котики и собачки, дети, давно не пересаженные цветы и не собранный конструктор. Этот фактор также необходимо учитывать при планировании удалённой работы.
Кадры не растут
Всегда сложно найти человека, которого в случае чего можно поставить на управляющие должности в компании или поручить ему самую сложную и ответственную работу. Когда команда полгода, год, два полностью распределена найти настоящих «звёзд» практически нереально, потому что у сотрудников нет условий проявить себя как лидеру, как управленцу, как командному игроку. Блестящий исполнитель всех задач может оказаться никудышным руководителем, а за сереньким сотрудником с просроченными задачами может скрываться перфекционист и отличный стратег. Если они себя не показал ещё в офисе или вы их недавно наняли, вы легко ошибитесь с выбором.
Хорошие кадры растут только в офисной среде, в обстановке микроконфликтов и поиска компромиссов, на фоне общения со старшими опытными сотрудниками и при погружении в дух компании. На удалёнке всё это нивелируется.
Найм меняет лицо на оскал
Для неадаптированной к дистанционной работе компании найм персонала с помощью удалённых инструментов довольно тяжёлый опыт, поскольку ни HR, ни руководитель не готовы рассматривать людей вне контекста живого общения. Таким образом, остаётся одна грань — профессионализм человека, который можно оценить по портфолио, опыту работы и результатам на предыдущих местах. Однако профессионализм это круто, но софт скиллы позволяют человеку вписаться в команду и стать полноценным её игроком. Увы, бывает, что профессионал просто не подходит команде. Я хочу сделать акцент: он не социопат, он не токсичный — что это вообще за оценка людей! Просто этот Человек не подходит именно этой Команде, нет особой корпоративной химии. Вот именно это раскусить по ZOOM не получится.
Ещё хуже ситуация обстоит с выпускниками и стажёрами — вовлечь их в компанию на удалёнке почти невозможно. Если они начнут свой карьерный путь с удалённой работы, это здорово их испортит как будущих профессионалов, потому что создается искажённое понимание сущности работы и взаимодействий. Да и брать неопытного новичка, да ещё удалённо — безумство храбрых. Это, пожалуй, самое опасное, что несёт удалёнка в HR-сфере. Всё же новый, молодой сотрудник должен формироваться при содействии ментора, наставника, внутри офисной жизни и общения с коллегами.
Минусы для сотрудника
Отсутствие техподдержки
В офисе всегда есть сотрудники, которые помогут с проблемами с офисной техникой и программным обеспечением: в зависимости от размера и модели бизнеса это могут быть аутсорсеры, системный администратор, просто умный коллега или даже руководитель компании. Достаточно позвонить или оставить запись об инциденте и помощь придёт. Удалённая работа уничтожает это преимущество — и, если сотрудник с компьютером на «вы», каждая проблема будет повергать его в ужас и приводить к основательному простою.
Кажется, это мелочь, но нет. Нам, разработчикам CRM-системы как никому известно, насколько современный бизнес завязан на технологиях (речь даже не идёт об автоматизации, только обычный оперативный процесс!) — от бухгалтера и маркетолога до руководителей отделов и продажников. Любой простой члена команды рушит целый процесс (иногда не один), а это влечёт потерю времени, иногда даже лояльности клиентов или денег. Компании такая «распределённая» поддержка может стоить дороже, чем то же самое в офисе, она будет стремиться экономить, сотрудник будет ощущать себя «тупым», снизится продуктивность и т.д. В общем, зависший 1С или сдохшая Windows могут привнести в компанию тот самый «эффект бабочки».
24-часовой рабочий день
Удалённая работа — это не только приятно, но и круглосуточно. Вообще природа переработок на удалёнке связана с тремя основными факторами:
- сотрудник теряет соотношение рабочего и личного времени (особенно, если живёт один или с другим удалёнщиком), поэтому просидеть лишних полчаса-час-привет, 6 часов совершенно не сложно;
- сотрудник тратит рабочее время на личные дела и отрабатывает пропущенное, но из-за необходимости отвечать на письма, хоть как-то работать и т.д. создаётся полное ощущение огромного рабочего дня;
- часть сотрудников считают, что своё отсутствие в офисе необходимо компенсировать трижды ударной работой, до выгорания и синдрома хронической усталости.
Если не наладить режим работы из дома, можно попасть в неприятную ловушку и почувствовать себя белкой в колесе. Выход один: дисциплина и управление временем. Без этих двух вещей дистанционная работа измочалит нервную систему и значительно снизит возможность принимать решения, продуктивно работать и адекватно реагировать на коллег. Это будет выгорание, которое может привести к депрессии.
Прокрастинация
Прокрастинация — это процесс постоянного отвлечения работника на что угодно, кроме основной работы. Важные и срочные дела постоянно откладываются, что приводит к ещё большим трудностям и круг замыкается. Это не лень, это защитная реакция, подсознательное нежелание и страх взяться за сложное или новое дело. Вспомните, как вы были готовы мыть пол и посуду, лишь бы не учить уроки — вот точно такое ощущение радостного желания сделать что-то другое и горестного чувства вины. Прокрастинация может зайти слишком далеко, поэтому нужно научиться получать удовольствие именно от работы, от новых задач, от погружения в интеллектуальный процесс. Это проще, чем кажется.
Нарушается восприятие внутри социума
Когда мы с вами находимся в коллективе в офисе, восприятие идёт через все органы чувств: мы видим выражение лица, техника не искажает интонации и нюансы голоса, мы чувствуем настроение коллег, даже можем оценить настроение по внешнему виду, жестам, позам, поведению. Так возникает эмпатия, облегчается обменя идеями, выстраивается диалог, команда обретает дополнительную ценность как человеческая общность.
В ZOOM все всегда напряжённые, с улыбкой и большим вниманием к своему второму подбородку. Видеоконференции и чаты порождают ограниченное восприятие членов команды, не позволяют работать эмпатии — вы это легко можете заметить по неловким паузам во время онлайн общения. Плюс ко всему, состояние соединения и техники отнимают часть внимания у собеседников, общаться дискомфортно и хочется постоянно спрашивать «меня слышно? экран видно?». Поэтому совещания онлайн — это скорее сверка часов, чем качественный мозговой штурм или продуктивное обсуждение. Выстраивать рабочий диалог в онлайне трудно, все ошибки постигаются с практикой.
Удалённая работа до сих пор — моральная проблема
Если часть сотрудников работает на удалёнке, коллеги могут считать их бездельниками, фрилансерами и «недоработниками». Они явно предлагают взять ещё пару задач, потому что «ну ты там дома сидишь, глянь немного, у тебя дома есть время». И в таких инсинуациях нередко есть для вины руководителя, который разделяет офисных «близких» и удалённых «далёких». К слову, на такие высказывания не стоит стесняться жаловаться, пока они не зашли слишком далеко.
И это кроме постоянного давления родственников, которые постоянно спрашивают, когда ты найдёшь нормальную, настоящую работу. И это при том, что работа занимает больше времени, ты стараешься и получаешь за неё самые настоящие деньги. Иногда обида может подтолкнуть даже к смене работы.
Сотрудник может найти свои преимущества и недостатки дистанционной работы и принять или не принять уклад дел в компании. Но всегда нужно помнить, что в команде могут оказаться люди, для которых удалённая работа категорически неприемлема.
Минусы для клиентов
Это будет очень маленький пункт. Любой негатив внутри компании, непонимание принципов работы, трудности в коммуникациях рано или поздно приведут к проблемам с продуктом и обслуживанием клиента в любой компании. Поэтому помните, что внутренние процессы определяют степень лояльности ваших клиентов. Кстати, CRM-система решает большую часть проблем с клиентами на удалёнке и здорово организует оперативную работу команды — внедрение прирост продуктивности и позитивно влияет на бизнес-процессы.
Если удалённая работа — уже решённый вопрос
Если ваша компания вынужденно находится на удалённой работе или решила поэкспериментировать, у нас есть несколько советов, как избежать основных проблем.
- Расставьте приоритеты в отношениях. У вас должно быть два треда в корпоративных отношениях: 80% времени тред работы, 20% — строго обязательный тред личных отношений, в ходе которого сотрудники могут поболтать ни о чём, пожаловаться на проблемы, обсудить школу и т.д. Это позволит создать иллюзию (а при грамотном подходе и реальность) сплочённой, заботливой и надёжной команды.
- Позвольте сотрудникам выбрать удобное для них ПО для удалённого общения, попробуйте несколько вариантов, прислушайтесь к коллегам.
- Обязательно интегрируйте удалённых сотрудников в офисный коллектив либо собирайте всю свою полностью распределённую команду в офлайне. Это может быть праздник, пикник, встреча в кафе, но в лучшей степени работают неформально-деловые встречи (например, мозговые штурмы под пиццу и пиво или обсуждение новостей, стратегий и предложений от сотрудников за столом с чем-то приятным).
- Формулируйте ожидания от сотрудников и задачи максимально чётко: должны быть обозначены обязанности, сроки и условия приемлемости работы. Так сотрудники избежат беспокойства и смогут грамотно распределить время и усилия.
- Не давите контролем, выбирайте инструменты для работы, которые позволят следить за качеством работы и её параметрами, но не за процессом работы.
- Будьте внимательны к прблемам сотрудников, не попреайте их неумением подключиться к конференции или проблемой с настройкой корпоративного программного обеспечения.
А главный совет, наверное, один: оставайтесь людьми.
Есть опасения, что массовая удалённая работа в 2020 году скажется на бизнесе и в 2021: многие продукты, решения и услуги выйдут на рынок и обновятся позже, чем того ожидает рынок. Социальная разобщённость повлечёт проблемы коммуникаций внутри команды, многое придётся пересобрать и заложить заново. У удалёнки много плюсов и сторонников, можно пошутить даже, что у неё сильное айтишное лобби, но я уверен, что дистанционная работа это ещё и падение продуктивности, производительности, и серьёзная психологическая нагрузка для сотрудников и руководителя. Не хочу быть пессимистом, но полагаю, что скоро мы увидим на Хабре статьи о том, как компании понесли ущерб от удалёнки. Если, конечно, кто-то решится быть искренним и признаться в том, что формат не зашёл.
Если у вас есть сомнения и вы хотите узнать, насколько хороши ваши бизнес-процессы, мы готовы до 31 августа провести бесплатный их аудит и предложить CRM-механизмы для их автоматизации (обычно такой аудит стоит от 15 000 рублей). Наши эксперты проведут серию интервью с вашими сотрудниками и ответят на ваши вопросы. Учитывая, что опыт экспертов в бизнесе и в автоматизации свыше 20 лет, с ними просто прикольно и полезно пообщаться.
Автор: Axelus