Добрый день, дорогие мастера своего дела!
Это моя первая статья, постараюсь быть интересным. Много лет назад (о ужас) когда я был супер энергичен, молод и глаза горели я хотел автоматизировать все что движется и не движется. Я чувствовал бескрайние свои возможности и был уверен в себе на 100% и более, передо мной не было не одной не решаемой задачи и все горело в руках. Однако с годами трэкбар от молодости к мудрости все двигался в сторону второго. Так со временем приходил опыт, который сын ошибок трудных и увы, там же гений парадоксов друг.
Сразу забегая вперед скажу что многие процессы на государственной службе, где работал и работает ваш верный слуга автоматизировал, разрабатывал и пускал в эксплуатацию системы которые существенно (в 4 чаза!) сокращали сложность и время обработки информации в разных государственных ведомствах.
На дворе был 2012 год…
К тому времени я был богат на опыт, репутацию и шрамы от ран, полученные неудачами и провалами. На одной из планерок я загорелся идеей внедрению электронной очереди в наше управление. На тот момент управление было расположено в 4-х этажном здании и механизм приема и оформления документов охватывал все этажи, где надо было по сути занимать как минимум 4 очереди на 1 дело. Зная все это я понимал что дело за малым. На следующей планерке я представил мой проект, который был из трех частей по автоматизации части приема граждан. Я представил готовое решение, по цене это было тогда примерно 3 средние зарплаты по городу, если говорить о цене для гос учреждения. Проект я представил на проекторе, посмотрев который всем понравилось, но как всегда это бывает — денег нет.
Сдаваться и отчаиваться я не умел с детства. Получив благословение руководителя я отправился в вышестоящую инстанцию просить деньги и обосновывая потребность — просить деньги на очередь. Хочется сказать что в 2012 году в наших ведомствах с ежедневным приемом граждан свыше 100 человек в день таких систем не было. Обстучав все пороги я все равно получил отказ по той же самой причине.
Так этот проект и был похоронен, точнее закопан, но пульс был. Спустя год с небольшим меня уволили. Ну знаете как это бывает, наверное всегда более талантливые становятся неугодными. Два года скитания по пустыни, я снова вернулся на свое родное место. Ну как в игре престолов).
И вот я снова делаю все тоже самое, как в лучших фильмах про временные петли. И вот снова планерка, но уже все новые лица и 2016 года, и я снова толкаю речь о необходимости сие изобретения. Однако чему я как думаю немного научился (как в том же фильме «Исходный код») надо чтото по малу менять, поэтому я сделал «предложение от которого руководство не сможет отказаться» — я предложил, что я сделаю комплекс электронной очереди за 0 рублей. И вот тут я получил одобрение отовсюду и ото всех! Что же, небольшая победа, тоже победа! и Это было отличное начало для старта.
Такой позитивный настрой меня всегда портил. Как сказал один высокопоставленный человек «художник должен быть голодным». Заряженный голодом, инициативой и бескрайним желанием я просто встал и пошел. Пошел в серверную и начал искать из чего делать. В качестве корпуса я использовал старый (еще белые когда то продавались) корпус системного блока. Ни о каком сенсоре дело идти не могло. Я не настолько крут, чтобы еще и сенсор делать своими руками. Поэтому экран я решил сделать простым, без сенсорного ввода. Функционал я задумывал максимально простым, являясь программистом уже с большим стажем для себя я поял то что программа должна помогать и быть инструментом а не человек для программы. В моем софте я всегда ставил на первое место «однокнопочный интерфейс», системы где больше автоматизированного чем ручнотизированного, вот так и интерфейс терминальной части изначально имел всего 3 кнопки. Это потом он обрастет богатым функционалом и изяществом, а пока уже 2017 год.
С марта по май 2017 года я занимался созданием терминала. Одна из сложных задач это было организация печати. Любопытный факт, либо просто везение, я нашел на алиэкспрессе POS принтер со скидкой за 700 с небольшим рублей. Принтер брал только маленькие по ширине рулончики и не умел отрезать талоны. Да да, клиент посильнее мог вместо отрыва вытащить всю ленту. Благо я родился в 80-х и у меня было счастливое детство, опыт работы с железым конструктором позволил стать железным конструктором (шутка). Смострячив (более подходящего слова я не смог подобрать) систему смены ленты и прикрепив пополам разрезанное полотно от пилы по металлу мне удалось сделать систему отрезания путем потягивания талона вверх. Зубья пилы были расположены неровно, немного под углом, а направляющие детальки от железного конструктора заставляли вылезать бумаги вниз так, что взять ее модно было только оторвав. Вот такой трюк.
По малу была сделана программная часть, которая состояла из трех модулей: терминала, оповещатора и приглашатора.
Я не упомянул что система называется ELECTRA.
Проводя первые тесты, я столкнулся с проблемой что драйвер никак не хотел работать из под моего софта, вплане останавливая размотку рулона только на определенную длину, вместо этого от отматывал ровно длину А4 — 270мм. Не решив эту проблему, клиенты бы брали с собой как говорится отмотанный рулон на всякий случай), для использования по нужде).
Спустя некоторое время я смог справится с драйвером, своим софтом и подачей бумаги.
Внимательный читатель спросит, а как же заказывать талон? Вот тут то были разные варианты. У моего старшего сына я взял джойстик, припаял к нему противовандальную кнопку и в железный корпус ввинтил ее стальной гайкой сверху. Товарищи по цеху шутили что это прям соответствует русскому духу и манере.
Спустя 2 месяца, я понял что вымотался и устал. Каждая доработка или замена детали требовали вскрытия «моноблока» и это было не удобное. Поэтому следуя лучши российским традициям я решил сделать как кабина у камаза — откидную часть. Потратив еще немного времени и прикрутив стальные дверные петли я сделал чтобы несущая часть с легкостью поднималась и упираясь на штатив можно было работать как под машиной.
Работа над терминалом подходила к первому тестовому запуску, поэтому помалу назревал вопрос об эстетике.
Сделать идеальный монолит или моноблок своими руками до товарного вида не просто, но как я всегда говорю себе по жизни: «недостаток средств — компенсируем талантом». Я купил ПФ-115 синего цвета и прокрасив каждую металлическую деталь в синий глянец пересобрал заново, а периметр блока аккуратно обклеил белым пластиком, который продается для монтажа окон.
К июню 2017 года терминал уже был как будто с военного завода по производству танков, утюгов и домофонов. Исполнен об был в 2 цветах: белый и синий и четырех тонах.
Модуль оповещатора был предельно прост, это просто вынесенный монитор с колонками, подсоединенный к системному блоку, на котором крутилась серверная часть в том числе.
Третий модуль, модуль приглашатор — был предельно прост, она насчитывал в себе только две функции: пригласить и повторить приглашения тех кто уже приглашен. Его интерфейс содержал только две таблицы: первая — талоны в корридоре, вторая — приглашенные талон/окно.
И так, октябрь 2017 года — первый боевой запуск. Сказать что я волновался не сказать ничего. Я стоял лицом к шумной гамной толпе лицом и должен был все отрегулировать и объяснить.
Конечно мне помогали и специалисты отдела работы с гражданами.
Тогда я молился всем и вся чтобы только на этой моей презентации не было сбоя. На работу я приехал в тот день в 6 утра, а работа начиналась с 8:48. Я перепроверял каждые несколько минут.
Все прошло как по нотам. В течении пару месяцев народ узнал и привык. Специалисты были очень довольны. Посетители тоже. Многие отметили увеличение продуктивности и снижение тревожности и трудности утомительной процедуры ожидания.
Теперь граждане спокойно сидят, ожидая свой номер, а специалисты координируют нагруженность так чтобы очередь была максимально продуктивной, например: если у человека вопрос на 40 минут а перед ним 4 по 2 минуте (только получить справку) то тони освобождаются и толпы — нет.
К такому результату мы пришли в течении года.
С 2018 по 2019 моя система была значительно улучшена, в ней появилась система записи через интернет и по телефону, автоматизированная система нужных направлений, смена голоса, а оповещатор стал давать и дополнительную информацию для граждан.
Автор: Алексей Лебедев