Несколько лет назад возникла перед нами задача — организовать дистанционное проведение олимпиад по математике и физике. В принципе, процесс этот был уже наработан годами и существовала стандартная схема: публикуются условия, люди пишут их в тетрадки и отправляют всеми любимой Почтой России. Однако, на дворе был XXI век, и хотелось, с одной стороны, способствовать расширению географии за счёт участников из других стран, а с другой — избавиться от гор макулатуры и недель ожидания, которые приносила с собой работа с почтой, а с третьей — дать возможность участникам видеть свои ошибки, не отягощая себя пересылкой решений назад.
В данной статье я вкратце постараюсь описать, как эта задача была решена.
Дисклеймер
Данную статья писалась вместе с юзерами tvp, 009b, и отправлялась ими в песочницу, однако время идёт, поэтому публикую её я. tvp — руководитель проекта, можно его заинвайтить, и он ответит на все ваши вопросы.
Начали мы с исследования тех образовательных продуктов, которые были доступны на рынке. Под наш пристальный взгляд попали Moodle, Sakai, eFront, Docebo и ещё ряд менее известных продуктов. Однако, для нашей задачи почти все они были, с одной стороны, слегка избыточны по функциональности. С другой стороны, не было очевидным, как с их помощью решить те проблемы, которые мы сформулировали для себя в заключительной стадии исследования.
Итак, проблемы, которые логичным образом возникают, когда мы пытаемся построить подобную систему:
- оформление решений учеником. Ученики — это школьники с 3-го по 11-й класс. Не каждого можно заставить набирать формулы в LaTeX или MathType. Кроме того, есть ещё и картинки. Ограничиться тестовыми задачами, где ученику нужно просто выбирать варианты ответов мы не могли;
- представление проверенных решений в системе. Мы хотели дать участникам возможность увидеть ошибки и замечания в своей работе;
- IT-инфраструктура. Интернет был проведен в каждую школу еще несколько лет назад, однако до сих пор мы сталкиваемся с ситуациями, когда у школьников нет даже электронной почты, не говоря уже о постоянном доступе в интернет. Нужны были решения, которые не требовали бы постоянного подключения к сети в процессе обучения;
- сопротивление со стороны педагогов «старой школы», которые привыкли работать с бумагой. Для них нужна была возможность осуществлять плавный переход от бумажных технологий к безбумажным.
Разберем каждую проблему подробнее.
1. Оформление решений
Так как математический и физический тексты набирать неудобно, вполне логично писать их вручную, а после этого сканировать. Вот только сканеры есть дома далеко не у каждого. Тогда эти самые решения можно пытаться фотографировать, однако в этом случае мы на выходе можем получить что-то совсем трудночитаемое и труднопроверяемое. Что же делать?
На помощь нам приходит наука, а именно быстрое преобразование Хафа. С созданием инструмента для его использования нам помогли наши коллеги из ИППИ РАН. Используя его и специальные бланки для решений (на бумаге без клеточек), мы можем приводить полученные решения в приемлемый вид, удаляя искажения, вырезая лишнее.
На картинке ниже пример такой автоматической обработки.
Возможно гуру фотошопа смогут сделать лучше, однако идея тут была именно в автоматической обработке.
2. Представление проверенных решений в системе
Тут нам решение подсказал Артемий Лебедев со своим Бизнес-линчем. Именно так все и работает: для каждой страницы можно посмотреть оригинальную страницу и страницу с решением, содержащую наши комментарии и замечания. Проверка может идти как при помощи онлайн утилиты для преподавателей, так и на бумаге (причем работы могут быть при этом зашифрованы).
3. Проблемы IT-инфраструктуры
Как я уже говорил, пока еще интернет круглосуточно есть дома не у каждого школьника. Мы решили сделать платформу, которая позволила бы каждой из трех категорий учащихся использовать инструменты в обучении, которые им доступны. Учли интересы тех, у кого с Интернетом плохо совсем, у кого есть периодический доступ к Интернету, и пользователей с широкий канал анлима дома. Категории пользователей схематично изображены на рисунке. При этом открывая новые возможности (как, например, возможности просмотра потокового видео с решениями) по мере улучшения IT-инфраструктуры.
4. Работа с педагогами
Ну и самое трудное. Переубедить в чем-то преподавателей, которые учат детей дольше, чем мы живем, — дело очень трудное. Поэтому мы пошли по другому пути, мы дали им возможность работать так же, как они и работали ранее, только при этом они стали проверять не тетрадки, а работы на бланках.
И что в итоге? А в итоге у нас получилась некоторая образовательная платформа с рабочим названием ГиСиДок (Гибридная Система Документооборота). На базе неё сейчас работает Портал заочных олимпиад МФТИ, Электронная физико-техническая школа(еФТШ), Школа «Досвита» и ещё ряд проектов поменьше. Сохранив привычную для школьников и учителей схему обучения, мы отделили её от всеми любимой Почты России и сделали доступней.
Потом уже к обучению добавились видеолекции, портфолио, возможность построения личного учебного плана, но это уже совсем другая история.
А как же «Золотой ключик»?
А «Золотой ключик» — это конкурс по математике для школьников 4-9 классов, который проводится прямо сейчас. Школьникам предлагаются нестандартные задачи по математике, которые они могут решить дома, оформить свои решения и отправить через интернет. Призёры конкурса будут награждены дипломами и призами.
Первоначально олимпиада планировали провести до 15 марта, однако, по многочисленным просьбам, передвинули крайний срок на 18 марта.
Автор: witzawitz