«Предвкушаю семейный дурдом», — ответила моя коллега за несколько дней до того, как начались трудовые будни на самоизоляции. До этого было легко спрятаться от семейства в офисе, где к тому же есть детская комната. Туда сотрудники приводили своих детей, и с ними занимался воспитатель. Но теперь все изменилось, и многим приходится выкручиваться самим, чтобы обрести, назовём это, work-children balance. А это вообще возможно? Мы попросили наших разработчиков и тимлидов поделиться опытом, как одновременно работать из дома, воспитывать маленьких детей и не сойти с ума выжить в этот месяц самоизоляции.
Аркадий, разработчик, сыну 4 года: Основное время сын проводит с мамой: играют в игры, рисуют, лепят, читают. А я делаю перерывы, чтобы поиграть с ребёнком в машинки или догонялки, прятки и другие активные игры, сделать вместе приседания или отжимания. Это отлично подходит мне в качестве разминки и в то же время интересно для ребёнка.
Сын сейчас активно всем интересуется, впитывает информацию и все понимает. Он знает, для чего нужна работа, а когда он просит поиграть еще, я напоминаю ему об этом. Мы всегда договариваемся. Например, если я не могу сейчас с ним поиграть, то предлагаю ему заняться чем-нибудь другим. Иногда можем договориться на пару серий какого-нибудь мультфильма, но не более. Хорошо помогают новые игрушки и книги, а также старые игрушки, которыми ребенок давно не пользовался. Отличный вариант — лего, это может занять на длительное время.
Очень здорово, что у нас гибкий график работы, так как дома полноценно работать, как в офисе, сложно. В текущем режиме я иногда использую вечернее/ночное время, когда никто не отвлекает, чтобы спокойно работать.
Таня, PM, ребенку 6 лет: Раньше в основном помогала няня, сейчас её нет. Теперь составляю понятный ребёнку график: когда я занята, а когда у меня перерыв и можем вместе провести время. Каждые два-три часа работы стараюсь устраивать перерыв на полчаса. На время, когда я занята, договариваемся, чем он будет заниматься. Есть книжки, пособия, игрушки. Можно что-то посмотреть, хорошо работают аудиокниги, скайп с бабушкой.
А еще времяпрепровождение ребёнка стремительно мигрирует в сторону планшета. Я даже решила этим не угрызаться: в конце концов, пандемия, карантин и попытка работать удалённо, когда ребёнка больше некому занимать, — это исключительное обстоятельство.
Из того, что хорошо заходит:
- Документальные фильмы, скачанные на планшет. Отлично заходят документалки типа Megastructures и Как это работает. YouTube, ivi и тому подобное меня не устраивают тем, что подсовывают рекомендации, которые я не контролирую. В целом, бывает и нормально, ребёнок теперь знает, что такое планер Гимли и как прошла посадка на Гудзон, но рисковать не хочется.
- Аудиокниги Чевостик — просто хит. Слушает уже 1,5 года, и до сих пор не надоедает. В этой серии несколько десятков аудиокниг.
- Попробовали физкультурные занятия с тренером онлайн. Пока зашло не очень, не хватало обзорной камеры у тренера, но мне тема понравилась, хочется ребёнка физически повыматывать дома. Попробуем ещё. Наверное, надо купить телевизор и веб-камеру под это дело.
Дима, руководитель группы разработки, дочери 4 года: Мы с женой работаем в разных компаниях на удалёнке. Мы рассинхронизировали наши рабочие графики, поэтому можем уделять внимание дочери поочерёдно, в нерабочее время или небольших перерывах от работы. Кроме того, дочка часто после игры с папой или мамой готова полчасика позанимать себя самостоятельно (лего, рисунки, наклейки).
Ира, Team Lead, дочерям 7 и 12 лет: Первоклашки прекрасно тусят в Zoom, у них это получается не хуже наших совещаний. Сначала они научились по Zoom учиться: учителя перешли на видеоуроки для всех классов, а теперь дети поняли, что учитель для общения не обязателен.
Только нужно им помочь с созданием видеоконференции и помнить, что длина бесплатной сессии – 40 минут, так что нужно перезаходить в конференцию. И делать не очень длинные встречи – максимум час-полтора. Иначе они устают и начинают ссориться.
Возможно, стоит ограничивать количество детей или состав. Например, моя общается с четырьмя подругами. В это время пара часов спокойной работы обеспечена, потом надо разводить.
Еще учительница моей семилетней дочки придумала поставить удаленно спектакль по стихотворному «Айболиту» с участием всех учеников. Сценарий такой, что каждый побудет и в роли Айболита, и в роли любой зверюшки. Нужно самим сделать маски и костюмы, какую-то драпировку для фона. Дети будут репетировать по Zoom, а потом смонтируют общий спектакль.
А сегодня у одной девочки из «зумовской» компании день рождения. Моя дочка придумала спеть ей хором «С днем рожденья тебя» из репертуара «Барбариков». Сначала они споются в Zoom без именинницы, а потом все вместе встретятся и поздравят. Вчера дети устраивали друг другу показ мод в Zoom: перемерили все платья и ставили оценки. Потом те, кто занимаются, играли друг другу на пианино. Все это абсолютно без вмешательства взрослых. В общем, жизнь продолжается.
Лёша, Team Lead, детям 3 и 6 лет: Никак, это не сочетаемо, особенно если жилплощадь не позволяет отгородиться. Но есть ночь, иногда дети даже спят в это время.
Дима, заместитель директора по консалтингу, дочке 9 месяцев:
В последние два года я много работаю из дома, поэтому даже шучу про себя, что к режиму самоизоляции был давно готов. Соответственно, у меня уже есть свои правила работы на удалёнке. Это позволяет мне переключаться от рабочих задач к ребёнку, когда супруге необходима моя помощь, и возвращаться обратно к делам, не выпадая из рабочего контекста.
До 6-7 часов вечера я в первую очередь сосредотачиваюсь на работе. В это время жена уделяет 90% своего внимания ребёнку. Вечером мы меняем эти пропорции. Тем не менее, у нас нет распределения обязанностей: папа работает, мама занимается ребенком. Часто бывают ситуации, когда жена, например, готовит обед, и в это время я присматриваю за ребёнком. Для меня это момент отдыха и эмоциональной разрядки. Мы можем с дочкой походить, она ползает вокруг рабочего места, залезает на стул. Иногда я беру ее себе на колени и делаю работу, для которой не требуется печатать текст. Несколько раз я успешно проводил онлайн-встречи с коллегами, а ребёнок сидел у меня на коленях.
Для телефонных звонков я пользуюсь наушниками и гарнитурой, поэтому абсолютно спокойно могу вести любые переговоры и ходить за ребёнком, куда бы он ни полз. Конечно, это длится недолго, потому что супруга обычно меня спасает и забирает дочку.
Жизнь маленького ребёнка подчинена очень чёткому режиму. Для меня это плюс с точки зрения эффективности: я могу сфокусироваться на своих рабочих задачах и не отвлекаться, потому что точно знаю, сколько времени у меня ещё есть и что мне важно сделать в этот промежуток.
Юля, инженер, ребенку 4 года: Что мне помогает?
- Работаю и играю по таймеру: 30 минут играю, час-полтора работаю и отвечаю на вопрос «таймер уже пищал?»
- Гуашь в больших объемах и карт-бланш на неё в детской.
- Огромный заказ из нескольких книжных.
Илья, Team Lead, детям 3 и 6 лет: Распорядок дня очень помогает как взрослому, так и ребенку. Когда ребенок весь день вынужден сидеть дома (у нас карантин, т.к. мы недавно вернулись из отпуска), ему важно знать, чем заняться. Иначе он будет постоянно отвлекать. Соответственно, составляется распорядок дня, когда играем, когда занимаемся, когда едим, когда рисуем, когда смотрим мультики и т.д.
Само соблюдение распорядка уже игра.
Саша, Team Lead, детям 1,5 года, 4 и 6 лет: У меня есть отдельная комната, в которой я работаю. С детьми очень помогает супруга, она в декретном отпуске, поэтому ко мне никто не прибегает, не шумит. Бывает, конечно, они заиграются и начнут меня отвлекать, но одного моего строгого взгляда хватает, чтобы они успокоились и убежали обратно.
Каждый день рассказываю супруге, какие планы у меня на сегодня: скажем, когда совещания и меня не надо отвлекать, а когда могу прерваться и сходить в магазин, прибить гвоздь, повесить полку, взять детей на себя. У нас настоящая командная работа, она помогает мне, я – ей.
Чем занимаем детей? У нас есть распорядок дня. Утром или вечером делаем зарядку: проводим сами или ищем что-нибудь на YouTube, например, детскую йогу или домашние тренировки спортсменов. Около 11 часов иногда показываем детям познавательные фильмы. Сегодня, например, смотрели серию BBC про океан. До этого были фильм про первобытных людей, пирамиды, мифы Древней Греции. Темы интересные, дети смотрят, а по вечерам задают мне вопросы. В 16 часов они 20 минут смотрят мультики – этого момента они весь день ждут.
Еще нас спасают родственники, звоним им по видео по WhatsApp и FaceTime. Бабушка и сестра супруги проводят для детей мастер-классы, например, как смастерить малярную шляпу из газеты или журавлика оригами, слепить что-то из пластилина.
Надо упомянуть, что до этого я уже пару лет каждые два дня в неделю работал из дома, поэтому у нас процесс налажен. Можно сказать, я ждал этот карантин. Теперь вовсе не трачу время на дорогу. «Вернувшись» с работы из другой комнаты, я ощущаю гораздо больше сил, чтобы позаниматься с детьми. Самое сложное для меня сейчас — это не превышать рабочие нормы, потому что работать легко, никто не мешает, минимум совещаний и вообще красота.
Миша, PM, сыну 8 лет: Мы с женой работаем и обходимся без няни. С тем, как занять ребенка, у нас все более-менее легко. На этой неделе началось дистанционное обучение в школе. Сын ходит во второй класс, у него каждый день три урока по 20 минут каждый (через Zoom), а также домашка. Еще он учится в музыкальной школе. Там тоже теперь ведут уроки дистанционно, по Zoom и Skype. Ребенок посещает занятия три дня в неделю, во второй половине дня: играет на балалайке, а еще делает домашние задания.
В свободное время он сидит в телефоне, созванивается с друзьями. В частности, одновременно разговаривает по мобильному и вдвоем со своим собеседником играет в компьютерные игры.
Хабровчане, делитесь в комментариях своим опытом: как и чем разработчики (и не только они) занимают своих детей, когда всей семье приходится находиться дома.
Автор: Лиза Титаренко