Один из лучших экстремальных фотографов мира и штатный фотограф Red Bull Денис Клеро любит перед сном придумывать новые проекты: так ему удается быстрее всего заснуть. Иногда идея настолько увлекает, что сон, наоборот, долго не приходит.
Именно это и произошло с ним два года назад, когда он обдумывал новый рекорд гоночной команды «Формулы-1» Red Bull Racing, умудрившейся заменить колеса за 2,15 с в 2017 году. Как известно, мечтатели летают во сне, и Денис соединил идею полета и замены колес, задумав повторить рекорд, но в невесомости — благо в России есть специальный самолет для создания искусственной невесомости — ИЛ-76 МДК «Космос». Идея понравилась глобальной команде Red Bull, и проект без промедления согласовали.
Космос против кометы
В сентябре прошлого года проект состоялся, преодолев массу проблем, а все участники пережили невероятные приключения (хотя, казалось, чем можно удивить команду «Формулы-1»). Для проекта решено было взять самый первый гоночный автомобиль команды — RB1 2005 года. «Мы выбрали RB1, потому что это маленькая леди, — говорит Маркус Проссер, директор по проведению мероприятий. — Мы построили довольно сложный макет, спрятав все рельсы для освещения и камер. Пространство было на вес золота, и более узкая машина давала нам немного больше возможности для маневра в пределах фюзеляжа». К тому же эта модель, уже более 15 лет путешествующая по разным мероприятиям, довольно сильно укреплена по сравнению с базовым экземпляром: усилены оси и резьба. Для съемок вес автомобиля был снижен дополнительно на 400 кг.
Денис Клеро опасался, что проект отдадут американцам, у которых в NASA есть аналог нашего самолета КС-135А Weightless Wonder по прозвищу «Рвотная комета». Но нам на руку сыграло то, что рабочий объем фюзеляжа Ил-76 больше, чем у КС-135А, переделанного из пассажирского Boeing 707. Кроме того, в России находится компания ProFilm, которая известна своим клипом для группы OK Go, снятым в невесомости при поддержке авиакомпании S7. Опыт был важен, так как в невесомости все работает по‑другому — от людей до техники. «Даже у самых продвинутых профессиональных камер сходит с ума гироскоп, ну не предназначены они для невесомости, — вспоминает Денис. — Когда отсматриваешь отснятый материал, все кадры повернуты самым разнообразным способом: камера не понимает свою ориентацию в пространстве. И автофокус тоже рассчитан на гравитацию — были моменты, когда он тупил». Подобные проблемы были при съемке первого клипа и у команды ProFilm, у которой отказались работать гироскопы-стабилизаторы камер. В проекте Red Bull это все было учтено: были проложены старые добрые рельсы-слайдеры, по которым и ездили камеры. Всего же компания для съемок установила в салоне более четырех тонн оборудования и декораций.
Полет по параболе
Искусственная невесомость создается так. Ил-76 поднимается на высоту 6 км и потом под углом 45 градусов с максимальной скоростью набирает высоту до 9 км. В это время на борту самолета туристы чувствуют перегрузку в 2 g. Во время переваливания самолета через вершину параболы для последующего снижения и возникает режим невесомости длительностью около 25 c. Самолет снижается до 6 км и проводит некоторое время в горизонтальном полете. После чего все повторяется. Полет длится чуть более двух часов, за которые самолет успевает сделать 10−12 парабол. «У меня было более 50 режимов невесомости и, соответственно, больше сотни перегрузок 2 g — перегрузка до параболы и после, — вспоминает Денис. — Первый раз очень страшно. Держаться необходимо тремя точками, а лучше всеми четырьмя — руками и ногами. Если всего две точки, то тебя болтает, как флаг на ветру. Но в момент появления невесомости остается небольшая инерция, и тебя несет в хвост». Первые две секунды уходят на избавление от этой инерции, и только потом можно спокойно плыть, хотя все равно немного сносит в заднюю часть самолета — ведь это не та невесомость, какая бывает в космических кораблях.
Адреналин Видео: сорвиголова с джетпаком летает над Дубаем
Ощущения от перегрузок не очень приятные, вспоминает Денис. Вначале жесткая перегрузка, как будто стоишь со штангой, тяжело даже поднять пустые руки, а лицо все оплывает вниз. Некоторые так и не привыкают, и их списывают на землю. А когда взлетаешь в невесомости — ощущение полного отсутствия контроля, чем-то напоминающее плавание с аквалангом.
Накрепко
Перед стартом болид крепится серьезно, как в эвакуаторе, но уже в полете его перецепляли на карабины. Когда болид переворачивали в невесомости, он, естественно, был отстегнут. Постоянно по громкой связи шел отсчет: «Режим, один, два, три, четыре … двадцать пять, паркуемся». К этому моменту все должны были опуститься на пол и опустить все летающие предметы. Только один раз механик не успел — гравитация застала его в метре над полом, и он приземлился с шумом прямо на переднее антикрыло. «Когда я забрал автомобиль после мероприятия и объяснил на заводе, что потребуется ремонт, потому что космонавт ударил автомобиль головой, это вызвало смех», — вспоминает главный механик Джо Робинсон.
Когда автомобиль парит в воздухе, очень сложно справиться даже с такой простой задачей, как закручивание гайки. Поэтому в момент, когда механики стояли на потолке, их ноги фиксировались специальными петлями, как на вейкбордах, которые для каждого нового ракурса переставлялись на новое место. Сам Денис вынужден был фиксироваться ногами, вставая в распорку между закрепленными объектами. А еще в самолете отсутствовал туалет: трудно представить, что он мог натворить в таких режимах.
Одно из самых сильных впечатлений у Дениса от полетов — посадка. «Очень интересно сидеть при приземлении в кабине штурмана, когда видишь стремительно набегающую на тебя взлетную полосу, всю прочерченную следами от шин, — Денису сложно скрыть восторг. — Полное ощущение, что ты участвуешь в Star Wars и на тебя летят звездные треки».