Кое-как одетые принцы и дворяне

в 14:20, , рубрики: зарплата программиста, Карьера в IT-индустрии, недооценка, переоценка, управление персоналом, условия труда

Читая статью «Разработчики — никакая не элита, а голые короли индустрии», разделившую Хабр на две половины: резко-негативно ЗА и резко-позитивно ПРОТИВ, а особенно обсуждение под ней, хочется кое что добавить.

Я в целом согласен с автором статьи и хочу добавить аргументов в копилку того, что труд разработчиков на рынке переоценён.

Дальше следуют мои личные выводы, основанные на личных наблюдениях, прошу рассматривать их именно в этом контексте. Буду рад, если мои выводы и наблюдения совпадут с чьими-то.

До хабраката — прекраснейший ролик найденный на просторах сети:

За свою примерно четверть-вековую карьеру разработчика я постоянно обращал внимание на то на каких простых вещах зарабатываются IT-компаниями (иногда очень) большие деньги.

Если не рассматривать проекты вроде геймдева, от которого я далёк (хотя и в нём наблюдается довольно серьёзный наплыв того что называется "Инди"), а рассматривать скажем успешные коммерчески веб-проекты, то увидим что в целом успешные проектыимеют сравнительно невысокую кодовую себестоимость.

Не буду приводить примеры (возможно в комментариях обсудим), озвучу сразу вывод (критерий) к которому я пришёл:

Успешный IT-проект начинает приносить деньги начиная от себестоимости — примерно 10 тыс строк кода.

(речь конечно идёт об MVP)

Что такое 10 тыс строк кода, думаю понятно любому на этом сайте. Это очень немного.

Придя к этому выводу я стал подумывать о своём бизнесе.
Первоначально я осмотрел себя (как разработчика) и прикинул: за 2 часа времени я пишу где-то от 10 до 300 строк кода. В среднем сотня.

Если выделять 2 часа в день на код "для своего бизнеса", то в неделю будет написано 500 строк кода. В год 52*500 — примерно 25К строк кода. 25К строк кода, если перевести в мой критерий — это 2.5 новых IT бизнеса. Вдохновившись этими расчётами я приступил к реализации этой идеи.

Нужно честно выделить 2 часа в день на свой бизнес и через год у Вас будет свой успешный бизнес!

Вышеприведённый ролик, найденный на просторах сети, очень хорошо иллюстрирует что такое 1-2 часа, выделяемые на любимое какое-то дело ежедневно.

Сперва около полугода я бессистемно пилил ПО для мониторинга (один знакомый из отрасли сказал "если кто-то выйдет на этот рынок с таким вот продуктом, то он завоюет мир"). В рамках этой бессистемной работы выработались подходы: как и где дёшево хоститься, как недорого делать то, потом другое.

Затем у нас собралась компания из двух с половиной разработчиков, мы немного сменили направленность того что мы пилим и сделали систему управления водителями.

В это время я работал в одной из самых лучших IT компаний страны (с точки зрения наёмного работника) — Mail.RU с уровнем зарплаты существенно выше "среднего по больнице".

Бизнес "взлетел" и через примерно 2 года стал приносить неплохие деньги, позволившие со спокойной душой уволиться с высокооплачиваемой работы в Mail.RU. За эти два года (и еще 5 потом последовавших) мы сделали много в том числе и для OpenSource.

Но вернёмся ближе к обсуждаемой теме. Из наёмного сотрудника я превратился в того кто нанимает. И первое куда я направил свой взор в поисках рабочих рук были… конечно же бывшие мои коллеги с предыдущих мест работы.

Периодически собираясь с ними посидеть "за пивом" многих я звал присоединиться за долю в бизнесе, либо за существенное увеличение зарплаты… и с удивлением натыкался на разного рода стены.

— как у тебя дела?
— нормально, вот новый проект запустили
— здорово! вот бы нам так!
— присоединяйся, долю в бизнесе дадим или зарплату сильно выше чем ты сейчас получаешь
— нет, боюсь

Или другой вариант, более показательный:

— Слушай, ты успешно бизнесом занимаешься, подскажи…
— запросто, что интересует?
— Я тут проект придумал, такой-то и такой-то. Как думаешь — взлетит?
— Хм, интересно. Мы что-то подобное хотели копать но в чуть другом направлении. Слушай, давай мы им вместе займёмся. Если взлетит — будет общий бизнес, а если не взлетит — то потраченное время я тебе даже пожалуй оплачу.
— Надо подумать. — и после нескольких недель раздумий — Нет, лень тратить время. Вдруг не взлетит!

Уверен, если начать этот проект сейчас, спустя 4 года от описываемых событий — то он взлетит и будет приносить прибыль. А на старт ему надо те 10 тыс строк кода о которых было выше...

Когда я уволился из Mail.RU в ней работало что-то около 4 тыс человек (как раз переехали в ту высотку). Так вот я утверждаю что:

из этих 4 тыс человек ресурсы, знания и опыт достаточные, чтобы создать свой успешный бизнес есть не менее чем у 500-1000 человек (а скорее всего больше). И если они займутся — у них получится!

Но… займутся этим единицы. Большинство максимум до чего дойдёт — помечтать за пивом и только.

В комментариях к вышеупомянутой статье было много рассуждений о том что когда-то появится профсоюз IT'шников и всё такое.

Что такое профсоюз? Это способ-попытка улучшить своё финансовое положение воздействуя определенным образом на работодателя. А зачем, объясните, кому-то идти к этой цели таким сложным путём, если открыто масса путей более простых и… ими не пользуются?

Почему средний разработчик сегодня и не пытается создать свой бизнес, имея всё для успеха?

В этом месте мы приходим к тому же выводу что и автор приведённой выше статьи: труд разработчиков сегодня переоценён. Не знаю на сколько, но переоценён точно.

P.S.: а время сегодня такое, что сделать успешный IT-бизнес проект с минимальным вложением ресурсов (чисто на вложении труда) не просто, а очень просто.

Очень много отраслей где автоматизация вроде и есть, а вроде как и нет.
Можно делать бизнес придя туда или сюда с облачными решениями. Например больницы сейчас повально работают на софте из 90-х, зайти туда — Эльдорадо. Кафе, рестораны… транспорт — поле не паханное! Доставка грузов, товаров, логистика… Любую фигню можно сегодня автоматизировать и получать прибыль! Можно посмотреть куда копают большие корпорации и копать туда же — в расчёте потом продаться им...

Время возможностей!

И видимо именно оно является одной из причин переоценки стоимости труда разработчиков.

Автор: rsync

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js