Представители специализированной лаборатории Intel в Орегоне, которые занимаются экстремальным разгоном процессоров, не верят в «страшилки» про исчерпание разгонного потенциала современных изделий, выпускаемых по прогрессивным литографическим технологиям. Если рабочие частоты 7-нм процессоров AMD близки к предельным, это не означает, что будущие процессоры Intel не оставят запаса для разгона силами пользователей.
Источник изображения: Intel
В последние месяцы руководители Intel самых высоких рангов много говорят о перспективах освоения 7-нм техпроцесса. Под эту задачу уже выделяются существенные средства, но залогом успеха Intel считает разумную постановку целей в сфере геометрического масштабирования, поскольку чрезмерные амбиции уже подпортили репутацию Intel при освоении 10-нм техпроцесса. После перехода на 7-нм техпроцесс Intel рассчитывает вернуть так называемый «закон Мура» в прежнее русло, а смену литографических технологий осуществлять раз в два или два с половиной года. Кроме того, в рамках 7-нм технологии Intel начнёт использовать литографию со сверхжёстким ультрафиолетовым излучением (EUV), пусть и с заметным отставанием относительно основных конкурентов.
Первым 7-нм продуктом Intel станет графический процессор для серверного сегмента, который войдёт в состав ускорителей вычислений Ponte Vecchio. Он будет использовать сложную пространственную компоновку Foveros, и в производство будет запущен к концу 2021 года. Следом на 7-нм техпроцесс должны будут перейти серверные центральные процессоры, но это случится не ранее 2022 года. У потребительских процессоров в этом контексте перспективы скорого перехода на 7-нм технологию пока туманные. Для начала было бы неплохо разобраться с 10-нм техпроцессом, который в настольном сегменте Intel использовать не торопится.
Гонись, процессор, большой и маленький!
Представителям сайта Tom’s Hardware перед Новым годом удалось побывать в специализированной лаборатории Intel в штате Орегон, где коллектив из восьми человек испытывает процессоры и совместимые с ними материнские платы на разгонный потенциал. Проводить такую работу нужно не только с оглядкой на потребности небольшой группы энтузиастов, которые занимаются экстремальным разгоном. Предельные режимы эксплуатации позволяют понять «запас прочности» как самих процессоров, так и сопутствующих комплектующих. Кроме того, такие эксперименты позволяют оценить остаточный частотный потенциал каждого нового поколения процессоров Intel.
Источник изображения: Tom's Hardware
Кстати, сотрудники этой лаборатории дали понять журналистам, что держат руку на пульсе рынка и имеют представление об актуальных возможностях изделий конкурента в сфере разгона. Кроме того, они рассчитывают плотно сотрудничать с разработчиками дискретной графики Intel, чтобы предоставить пользователям последней привычные средства для управления разгоном.
Источник изображения: Tom's Hardware
Когда представители Tom’s Hardware спросили у главы лаборатории Дена Рэгланда (Dan Ragland), можно ли считать разгон вымирающим ремеслом на фоне сокращения запаса по частотам у 7-нм процессоров конкурента, тот решительно возразил журналистам. Явления, наблюдаемые при разгоне выпущенных TSMC процессоров конкурирующей марки, не следует заранее переносить на будущую продукцию Intel.
Во-первых, даже в рамках 14-нм техпроцесса компании удалось заметно поднять частотный потенциал, и это с учётом тенденции к увеличению количества ядер. Во-вторых, по мере перехода на новые ступени литографии запас по частоте всегда будет сохраняться. Возможно, для каких-то процессоров он будет меньше, для каких-то больше, но говорить о том, что со временем оверклокинг себя изживёт, представители профильной лаборатории Intel не собираются. С другой стороны, они признают, что по мере перехода на более «тонкие» техпроцессы оверклокерский потенциал изделий Intel будет сокращаться, пусть и не всегда равномерно.