(не политика). В качестве эпиграфа хочется выбрать строфу “Видит горы и леса, Облака и небеса. Но не видит ничего, Что под носом у него” – впервые я ее прочитал у Стругацких в “Волнах гасят ветер”. Ее говорил колдун с планеты Саракш, который понял, что земляне не видят кое-что важного у них самих на Земле. Стругацкие это вроде скопипастили у Хармса. Возможно это перевод. Но дело не в этом.
Мы часто обсуждаем, когда у нас будет полноценный ИИ. И пока до него довольно далеко. Разницу между “ребята готовы к обеду” и “цыплята готовы к обеду” ИИ еще плохо видит, потому что мало данных из внешнего мира. Это меняется, хоть и небыстро. Однако я утверждаю, что ИИ уже существует (хотя первая буква И — не верна). Мы просто смотрим не туда.
«Китайская нация» — мысленный эксперимент, предложенный Недом Блоком в 1978 году для опровержения функционализма. Эксперимент Блока схож с «Китайской комнатой», однако Блок предлагает использовать множество китайцев, каждый из которых бы эмулировал нейрон искусственного мозга. В такой системе каждый китаец имел бы телефон и список номеров других китайцев. В зависимости от того, когда зазвонил телефон конкретного китайца, он бы звонил кому-либо из своего списка. При этом передача сообщения по телефону не требуется, необходим лишь только факт звонка (так же происходит взаимодействие между нейронами). Тогда, если в такой системе создать функциональное состояние, которое появляется при восприятии боли, вся «Китайская нация» окажется в состоянии боли, при этом ни один из китайцев не будет эту боль чувствовать. Это применимо к любым ментальным состояниям и чувствам
Конечно, у человека больше нейронов (порядка 80-100 миллиардов) чем китайцев пока (1.2 миллиарда). Следует заметить, правда, что половина нейронов головного мозга человека находится в мозжечке (вспомогательный процессор, отвечающий за движения) и не связаны с сознанием.
Интересно отношение Чалмерса к данному эксперименту
Он считает, что такая структура будет обладать сознанием. Конечно, нам может казаться удивительным, что возникшее сознание базируется на такой странной структуре, как куча китайцев с телефонами. Но Чалмерс пишет, это это совсем не более странно, чем тот факт, что сознание возникает во влажной непрочной губкообразной массе.
Когда Нэд в 1978 году описывал этот эксперимент, он не догадывался, что он будет осуществлен почти буквально.
Сейчас почти каждый человек на Земле связан с другими социальными сетями, и “координационное число” – число соседей – очень велико, оно очень сильно выросло буквально за пару последних десятилетий. Причем образовавшаяся сеть имеет два типа узлов – люди и Интернет (страницы соц сетей, посты, репосты, комменты, видео). Сеть знает, как выглядят предметы (наберите интересующее слово в гугле и посмотрите картинки) и видит мир миллионами глаз смартфонов. Иногда по сети пробегают явно ощутимые возбуждения от острых новостей, слухов, распространяются более медленные волны хайпа.
Конечно, не факт, что большая система обладает чем-то большим, чем сумма ее элементов. Огромная ферма для майнинга будет просто большой фермой для майнинга. Но простое повторение элементов такой фермы обозначает ее простую структуру и искусственность строения. Напротив, конгломерат людей и интернета (не интернет отдельно! Именно вместе!) обладает важными особенностями:
Он не построен по единому плану
Его развитие естественно (natural, как явление природы, а не artificial) – хотя каждый конкретный патчкорд обжат artificially вполне определенным человеком за определенные деньги.
Если 100/2=50 миллионов нейронов (хм, достаточно одного полушария, значит 25) достаточно для появления сознания, то было бы крайне наивным считать, что значительно более сложная система (Солярис, не путать с кредитопомойкой), естественным образов развившаяся на планете Земля, не обладает сознанием.
Да, мы не знаем, что такое сознание, но интуитивно понимаем, что у котиков и собачек сознание есть, что им может быть больно, хотя и не знаем, есть ли сознание у рыбок, и, если мозолистое тело рассечено, одно сознание у человека или два. Но наша интуиция работает в “меньшую” сторону, в сторону котиков. А как это работает в “большую” сторону?
Мозг с точки зрения нейрона
Так как мы не более, чем нейроны в “Солярисе”, то давайте попытаемся понять, как мы воспринимаем “Солярис” изнутри. Вообразим себе “умные” нейроны внутри нас и возьмем у них интервью. Нейрон расскажет много интересного – и про дневные циклы, и про то, что они странным образом сбиваются 2 дня из 7 (спим дольше по выходным), и про разные виды активностей и волн. Наш умный нейрон расскажет нам про кучу интересных коррелятов, но он не в силах предположить, пойдет ли сигнал поднять руку в следующий момент или нет.
Более того, все объяснения нашего уровня (руку поднял, потому что захотелось налить кофе) на уровне нейрона трансцендентны, и он в принципе не способен их понять. Ни кофе, ни “налить”, и тем более желаний пройтись по улице нейрон не понимает и не способен понять.
Так же и мы можем сколько угодно рисовать графы связанности людей ЖЖ, исследовать скорость распространения fake news и сравнивать активность соцсетей, это не более чем корреляты. Причины многих явлений в мире интернета для нас трансцендентны по своей сути и нами принципиально непознаваемы. То есть многие вещи происходят потому, что Интернет это захотел.
Я думаю, Big Data – это важный орган чувств “Соляриса”, и он отращивается им осознанно. Конкретные причины в конкретной стране (типа закона Яровой) могут варьироваться. Эти люди думают, что делают это осознанно, но на более высоком уровне исполняют другой замысел. Если бы повода собирать данные не было бы, то повод бы придумали. Волна хайпа заставляет прокачиваться группы нейронов, каждый из которых на всякий случай хочет быть связан с Big Data и HighLoad, даже если всю информацию проекта можно поместить в Эксель. Так что не следует удивляться, когда вы видите внешнюю нелогичность развития IT – этих кажущихся нелогичностей будет становиться все больше и больше.