Вы обращали внимание на столы своих коллег в разных офисах? Чего там только нет: кактусы в очках, мягкие игрушки, игрушечные машинки и серьёзные модели автомобилей, книги, конфеты, чайники, фотографии, блокноты-мотиваторы и проч. То же самое можно встретить на офисных кухнях, подоконниках, скрам-досках и — о, боже, — в серверных. Если вы сноб, вам может показаться, что вся эта излишняя дребедень только захламляет пространство и делает рабочее место несерьёзным, не таким уж и рабочим. На самом деле, содержимое наших столов и стен в офисе говорит о наших коллективах гораздо больше, чем можно подумать.
Ещё 12 картинок под катом
В начале 2010-х мне довелось работать в операторе связи, в отделе расчётов и логистики. Кто знает, тот поймёт: жизнь среди SIM-карт и с квадратными от отчётности и массивов данных глазами. Всё нужно было делать в жёсткие сроки: отгружать, начислять, утверждать, проводить сверки, запускать биллинг. Так вот, наш кабинет поражал всех тем, что у нас висело трое часов и с десяток настенных календарей, которые мы буквально собирали со всех + вешали пару фирменных своих. На календарях маркерами были отмечены даты всех транзакций, сердечками выделены отпуска, зачёркивались дни до отпуска и даже до увольнения. Не то чтобы нам это было так нужно, просто что-то было в этом успокаивающее — стоять после анализа выгрузки на 4,5 млн. записей и скрести чёрным маркером очередную надпись. При том, что отдел состоял из 7 мужчин и 2 девушек, то есть особых потребностей в украшении стен не было, а голые тётки на календарях легко побеждали котяток и кораблики. Уже тогда было подмечено: кроме календарей, у каждого на столе был маскот, талисман: игрушка, нож, кубик-рубик и т.д. А один из парней купил две подставки и буквально утопил свой стол в цветах — настоящий интроверт, он прятался в своих джунглях. Было понятно — мы имеем дело с особым разделом офисной психологии :)
Покажи мне свой стол и я скажу, кто ты
После анализа и сопоставления столов и характера многочисленных коллег, обращения к подобным исследованиям за рубежом, удалось выделить несколько интересных закономерностей. Вот несколько признаков, по которым можно узнать о своих коллегах немного больше. Кстати, особенно полезный навык для новичков — пока-пока познакомишься со всеми, а стол разглядывать никто не мешает.
- Чистый стол с компьютером и самой необходимой периферией на нём говорит о сосредоточенном, сдержанном человеке, который несмотря на открытость и прозрачность имеет многое за душой, его мысли — только его, не доступны окружающим. С ним легко общаться, но покорить душу такого человека могут только единицы. Если среди такого «почти операционного» штиля есть фото семьи или моделька машинки или ещё какая-то несуразная мелочь типа дурацкой мышки или коврика, значит человек кроме всего ещё и сентиментален, можно рассчитывать на его сочувствие и помощь.
- Если на столе у сотрудника стоят тяжёлые, массивные фигуры и предметы, не несущие функциональной надобности (например, огромная латунная пепельница или пресс-папье), то скорее всего, этот человек склонен к подавлению окружающих (хотя бывает, что это начальник и ему некуда девать подарки от партнёров). Есть люди, которые очевидно любят обставить стол такими фигурами.
- Увидели множество стикеров, боксов для заметок, цветных ручек, блокнотов — вы имеете дело с собранным, дисциплинированным человеком, который любит и скорее всего умеет планировать свои дела. На него можно положиться и в бизнес-процессах, без страха сорвать дедлайны. Будьте осторожны и не промахнитесь — если на стикерах не планы, а мотивационные цитаты и лозунги, вы имеете дело с показушником и имитатором бурной деятельности, такой легко может подвести.
- Если стол представляет собой чудо-сундук с ворохом книг, игрушек, головоломок и весёлых штучек, вы имеете дело с творческим экстравертом, который просто жить не может без переключения внимания. Возьмите его на любой брейншторминг или спросите рабочего совета — не пожалеете.
- Если на столе стоят два огромных монитора, то ваш коллега… DevOps, разработчик, системный администратор, дизайнер или тестировщик. Быстро встаньте на цыпочки и идите, куда шли — не мешайте людям работать. Шутка :) Ну точнее, конечно, эти ребята обожают такой набор на столе, но если речь идёт о других сотрудниках, бывает, что стремление отгородиться мониторами, цветами, перегородками, книгами и даже сумкой на столе — сигнал о том, что человек либо интроверт и не особо командный игрок, либо в данный момент испытывает трудности и нуждается в защите. Подойдите к нему с рабочим вопросом, если это необходимо, но не пытайтесь проявить любопытство или вытащить его из «норы». Пусть пройдёт время.
Ясно же, что не надо трогать!
- Если у сотрудника на столе стоят фрукты в вазе или миске, разложены конфеты и печенье, скорее всего, ему сложно инициировать коммуникацию, но он будет рад, если вы обсудите с ним пару рабочих и десяток нерабочих вопросов, держа в руках кружку и поедая его угощения. Как правило, собрав свой круг общения, такой сотрудник остывает к «приманкам» и просто переносит их на общий стол.
- Есть и особый тип сотрудников, которые стремятся быть лидерами и доминировать. Проявляют они себя, как и следует из нашей эволюции, захватом территории: часть их вещей непременно заедет на чужой стол, у стола будет не одно кресло, а два (второе — для сумки и для коллег с вопросами) и т.д. При этом нередко это профессиональные люди, готовые подробно и тщательно разъяснить вам вопрос в рамках своей компетенции (а вы думали для чего им стул?). Вопреки первому впечатлению, они весьма безобидны, не лезут в начальники и ценят профессионализм в окружающих.
- Если же сотрудник, наоборот, тщательно следит, чтобы ни миллиметра его проводов не попало на соседний стол, это говорит о нём как о человеке, уважающем чужое личное и физическое пространство, и он вам также посылает месседж о том, чтобы и его так же уважали.
Кроме того, можно считать и текущие сигналы об изменении ситуации в жизни ваших коллег: обратите внимание на состав техники, лекарства, наименования книг, наличие косметики, значки, флаеры, бейджи и прочие мелочи. Эти сигналы помогут вам сделать отношения чуть человечнее и перевести их из исключительно деловой плоскости в социальную.
Хорошие сигналы для руководителя
Глядя на стол подчинённого, руководитель может сделать определённые прогнозы дальнейших взаимоотношений. Стоит несколько раз пройти по офису, чтобы познакомиться с подчинёнными поближе, рассмотреть невербальные посылы.
- «Одомашненное» рабочее место, на котором можно найти плед, тапочки, шапку, леденцы от ангины, посуду или даже подушку — отличный знак. Это значит, сотруднику нравится создавать уют на рабочем месте, он планирует здесь задержаться и вряд ли сможет уйти одним днём. Можно рассчитывать на участие такого сотрудника в долгосрочном проекте.
- Персонализированное место — тоже хорошо. Если штучки на столе сообщают о хобби сотрудника, скорее всего, он хочет заявить о себе и выстроить диалог с коллективом. А значит, рассчитывает задержаться.
- Если вы видите на рабочем месте написанные от руки планы, открытый ежедневник, наклеенные стикеры с заданиями — отлично, коллега открыто делится рабочими планами, он намерен работать.
- «Понтовое» место — признак того, что человек гордится своими профессиональными скиллами и всеми силами демонстрирует себя не только внутри компании, но и в сообществе в целом. Явный признак такого рабочего места: мерч с конференций, сувернирка, стойка с бейджами и тематические наклейки на оргтехнике, перегородке и т.д. Обязательно поговорите с сотрудником по темам, которые он вам предлагает своими знаками — вы узнаете много интересного и полезного.
Постарайтесь способствовать поддержанию микроклимата рабочих мест, например, предусмотрите индивидуальные корпоративные подарки, велкам-пакеты, просто одобрительно высказывайтесь о каких-то деталях. («Ого, любишь горький шоколад? Я тоже, дай, отломлю.» (присоединение) «Крутой фингерборд. А ты скейтбордом увлекаешься?», «О, ты таки доехал до Mobius, расскажи, что там было, что можно нам применить здесь?» (интерес) и т.д.). В общем, делайте невербальные сигналы вербальными и тем нередко полезными для компании в целом.
Такой стол может гарантировать, что за ним сидит лояльный сотрудник. Косметика, одежда под столом, расчёска, губка для обуви, 2 стакана и кружка, брошенный кошелёк — это не стол, а одомашненный обитаемый остров. Не удивляйтесь, если на нём появится черепашка или паучок в аквариуме.
Плохие сигналы для руководителя
Есть и плохие сигналы, которые, конечно, не являются истиной в последней инстанции (как и хорошие), но кое-что транслируют.
- Пустой стол сотрудника говорит о том, что он может легко и очень быстро сменить местоположение, отдел, департамент, этаж и… компанию. Он здесь только для того, чтобы работать, нематериальная мотивация — это не про него. Однако бывает, что человек просто патологический чистюля — это легко увидеть по опрятности одежды, оргтехники, ПК, маникюра и т.д.
- Частое перемещение сотрудника по офису обычно свидетельствует о его внутреннем дискомфорте. Он меняет места и старается не задерживаться за своим «родным» столом — с одной стороны, так он меняет круг общения, с другой, он ни к чему не привязан, его ничего не держит. Не заостряйте внимание на самом процессе («Ты чего тут как перекати-поле?»), просто нейтрально спросите о причинах офисных миграций («Ой, ты теперь здесь? Тебе там свет не наладить, не дует?») и, если реально есть проблемы, устраните их. Если нет, пусть мигрирует дальше, но помните, что такая же нестабильность может проявиться при решении задач.
- Внезапные перемены (вечно заваленный стол идеально убран, чистый ранее стол завален хламом) свидетельствуют о переменах в жизни сотрудника. Это не говорит, что он собрался уходить — более того, скорее всего, у него именно личные причины для уборок (например, кто-то убирается, когда нервничает, или заваливает всё вокруг, когда выгорел или находится в депрессии). Будьте внимательнее к коллегам в такой момент, рассчитывайте, что они могут повести себя иначе и на работе.
Офисное пространство
Офисное пространство бывает разным: какие-то компании фанатеют от тематических этажей, водружают гигантские шахматы и оборудуют спортзалы, а какие-то придерживаются стандартных офисов, которые сотрудники делают уютными на свой вкус. Это тема отдельной статьи, поэтому мы озвучим лишь несколько правил, которые должны соблюдаться в офисном пространстве.
- Нигде не должно быть грязи, такой как еда на столах, испорченные продукты, волосы, грязная одежда и проч. Нужно уважать экологию рабочего пространства.
- Никакие хобби и штучки для переключения внимания отдельных сотрудников не должны мешать другим: жужжать, мигать, пищать, греметь, громко щёлкать, сильно пахнуть (аромолампы и аромосвечи) и т.д. А вот общая музыка при согласии всех сидящих в помещении даже улучшает настроение и задаёт рабочий ритм.
- Цветы и остальные живые организмы должны быть прежде всего живыми, а далее политыми, накормленными, чистыми и не издающими странных запахов и звуков (самое жуткое, что приходилось видеть, это офисный попугай).
- Пет-френдли офис должен учитывать наличие фобий или аллергии у сотрудников. Если кому-то физически или морально плохо от необязательного в офисе животного, лучше оставить его дома.
Что мне делать с этой информацией?
Мы неслучайно написали эту пятничную статью. Во-первых, она полезна с точки зрения офисной коммуникации, во-вторых, её тему навеял наш прошлогодний опрос, когда мы пытались узнать, какие же сувениры предпочитают получать читатели Хабра?
Итак, 63,2% ответивших любят получать в подарок корпоративный мерч, 11,7% не любят и 25% — безразличны к нему. В 36% компаний сувенирку сотрудникам не дарят, в 34% — дарят только новичкам. Самой удачной сувениркой признаны (можно было выбрать несколько вариантов) кружки — за них отдали голос 65,5%, на втором месте — рюкзаки с 62,4%, затем компьютерная периферия и стикеры-наклейки. Меньше всего сотрудникам интересны еда, журналы и алкоголь. Так-то! Как видите, ничего сложного в том, чтобы сделать сотрудникам приятно, нет.
Учтите интересы ваших сотрудников и результаты опроса, чтобы порадовать коллег на Новый Год и последующие гендерные праздники и дни рождения.
Мы же украшаем офисы наших партнёров настенными календарями. В прошлом году это был хайтек и киберпанк с красивыми девушками. В этом году тоже девушки, но уже в другом стиле. Мы делаем календари так, чтобы на них было приятно посмотреть. В этот раз мы не просто сфотографировали и обработали наших героинь, мы последовали ряду принципов:
- девушки прекрасны, но они не про секс — они про энергетику, и понравятся как парням, так и девушкам; это такие повзрослевшие гостьи из будущего, просто героини;
- мы выбрали деловые мягкие цвета, которые удачно совместили с кибертематикой: синие, фиолетовые, тёплые оранжевые; перевод взгляда на такой календарь даст небольшой отдых глазам, а сам календарь не будет выглядеть аляповатым пятном;
- календарь не призван рекламировать, он призван работать по основному назначению и быть произведением современного типографского искусства.
А теперь смотрите на новый календарь и старый календарь — и отвечайте честно, какой больше понравился. А если никакой — пишите в комментариях, какой он, идеальный настенный календарь для айтишника?
Каждый месяц кликабельный:
P.S.: Выкладывайте свои рабочие столы в комментариях — познакомимся поближе ;)
P.P.S.: Если вас заинтересовала тема, можете почитать на английском языке книгу «Snoop: What Your Stuff Says About You».
Автор: ru_vds