Подобный иск подается в суд впервые. Apple, Google, Microsoft, Dell и Tesla, закупающие кобальт, обвиняются в смерти детей, погибших во время работы на кобальтовых шахтах. Истцами выступают 14 конголезских семей, чьи дети погибли или получили увечья во время незаконной добычи кобальта для электроники, производимой данными компаниями.
В федеральном коллективном иске, поданном в окружной суд США по округу Колумбия правозащитной группой International Rights Advocates, утверждается, что компании «помогали и поощряли» систему принудительного детского труда и обладали «достоверными сведениями» об условиях жизни этих детей — знали, но бездействовали, чтобы защитить свою прибыль.
«В уставах Apple, Google, Dell, Microsoft и Tesla есть пункты, в которых утверждается, что компании запрещают детский труд в своих цепочках поставок, — говорится в жалобе IRAdvocates. — Их неспособность фактически реализовать данную политику, направленную на прекращение принудительного детского труда при добыче кобальта, является преднамеренным действием, чтобы избежать прекращения поставок дешевого кобальта».
Кобальт является важным компонентом литий-ионных аккумуляторов, которые используются во многих современных электронных приборах. В иске семьи утверждают, что их дети незаконно работали на кобальтовых шахтах, принадлежащих Glencore — крупнейшему в мире производителю кобальта. Затем Glencore поставлял кобальт бельгийской горнодобывающей компании, торгующей металлами, Umicore. Та, в свою очередь, продавала кобальт Apple, Google, Tesla и Dell. В данной схеме также участвовала китайская компания Zhejiang Huayou Cobalt, работающая с Apple, Dell и Microsoft.
В прошлом году в Демократической Республике Конго было добыто 60−70% всего кобальта в мире.
В жалобе конголезские семьи подробно рассказывают о том, как из-за крайней нищеты они настолько отчаялись, что были согласны работать на шахтах, получая всего 2 доллара в день за этот адский труд. В одном из примеров описывается, как ребенок из-за отсутствия средств к существованию был вынужден пойти работать на шахту Glencore, где его завалило землей, а тело так и не было найдено. Еще один ребенок упал в шахту. Его подняли на поверхность и бросили, где он пролежал, пока его не нашли родители. В результате несчастного случая он остался парализованным. В других историях рассказывается о переломанных позвоночниках и искалеченных конечностях. Никто из пострадавших не получил компенсацию. Не видели ее и семьи погибших.
Apple и другие компании заявили, что они предприняли все необходимые шаги, чтобы не работать с шахтами, использующими детский труд. Но журналисты и международные некоммерческие организации постоянно указывают на то, что цепочка поставок запутана до такой степени, что понять, с кем действительно работают компании, невозможно.