Очередной сезон конференций подошел к концу, и совсем уже уверенно нам на пятки наступает новогодний марафон, поэтому самое время сейчас нам поговорить о прекрасном и самом универсальном виде подарка – сувенирной продукции.
Наша команда PVS-Studio активно участвует в IT конференциях со стендами и докладами, где мы не только рассказываем про возможности нашего инструмента, но и дарим различные интересные сувениры. В течение года мы получали действительно много активных и положительных отзывов о нашей раздатке, а также и вопросы о том, как мы создаем все эти штуки. Вот мы и решили поделиться с вами нашими трудами, показать закулисье разработки, а после поделиться своими мыслями и советами, какой он все-таки должен быть, классный мерч.
Наши идеи мы разделим на довольно условные группы. Первая ориентирована на иностранных гостей, другая на проведение досуга, а третья на серьезную (и не только) работу в офисе. Повествование в статье будет вестись от лица двух сотрудниц нашей компании: дизайнера Гали и маркетолога Кати (Kate_Milovidova).
Attention! В статье ОЧЕНЬ много картинок.
Итак, начнем.
С приветом из России
Матрешки
Галя: Наверное, это самый необычный и специфичный вид нашего мерча. Но эти деревянные расписные куколки завоевали сердца туристов по всему миру. И когда человек приезжает в нашу страну, он будет рад увезти с собой такой сувенир. Наши матрешки, конечно, сильно отличаются от классических, ведь на них изображена не девочка, а наш единорог :). Этот концепт был придуман еще до меня, но мне он искренне нравится: в иллюстрациях сочетаются близкие сердцу программиста житейские ситуации и некоторые русские народные традиции. На внешней матрешке изображен единорог в платке, расписанном узорами, элементы которых позаимствованы из гжельской росписи и адаптированы под идею. На промежуточной – активный кодинг, а на самой маленькой изображены нежные чувства между единорогом и пингвином Linux. Это небольшой локальный мем в нашей компании еще с тех пор, как мы начали поддержку PVS-Studio на этой ОС.
Мы очень долго думали, как все-таки можно автоматизировать процесс изготовления, но так и не смогли подобрать оптимальный вариант. Так что каждая матрешка у нас уникальна и сделана вручную.
Мы закупаем деревянные «болванки», покрываем белым грунтом, чтобы краска сцеплялась с деревом, наносим черновой эскиз, красим акриловыми красками, наносим контуры, покрываем лаком и просушиваем. Создание одного комплекта из трех кукол отнимает около 1-2 полноценных рабочих дней.
Шапки
Самый простой по реализации вариант подарка для нас. Классическая белая меховая шапка с забавной кокардой. Вариант простой, но далеко не бесполезный: уж что-что, а шапка в нашей стране в холодные времена пригодится. А главное, вызывает такой сувенир у иностранных гостей самые радостные и яркие эмоции!
Nicolai Josuttis в нашей шапке-ушанке
Блокноты
Катя: По названию можно подумать, что на этом пункте наша фантазия иссякла. Вот чего-чего, а на любой конференции их навалом. Но мы дарили не обычный блокнот, а именной!
Как оказалось, заказывать блокноты сразу с индивидуальной гравировкой выходило довольно дорого, поэтому мы просто заказали партию пустых и купили лазер для гравировки. Благо для наших целей он оказался прост в управлении и дешево стоил.
Такие блокноты мы дарили только иностранным докладчикам, выйти на которых в обычной жизни бывает очень проблематично. Собрав список спикеров, с которыми мы хотели познакомиться, мы принялись за работу. Выжиганием занималась наш event-менеджер Илона, поэтому подробнее про этот процесс она сама лучше расскажет в своей статье, которая выйдет в нашем блоге чуть позже.
Время выпить чайку
Пряники
Галя: Город, в котором мы живем и работаем, активно поддерживает свои традиции, и мы тоже хотели бы ими делиться. Иногда на конференции вы можете получить от нас действительно вкусный домашний гостинец.
Печатные тульские пряники – это отдельный вид искусства. Существует несчётное множество их разновидностей, вкусов и иллюстраций, и в нашем городе есть музей, посетив который, вы сможете увидеть, насколько непростой технологически у них процесс создания.
В нашем случае, при подготовке макетов для пряника, тоже есть некоторые нюансы, с которыми приходится мириться. Я готовлю рисунок, который будет вырезан в специальной деревянной форме, а это значит, что не должно быть слишком тонких линий, которые, несомненно, присутствуют как в узорах, так и в буквах. Я упрощаю, упрощаю… Даже пришлось переделать наш логотип, хоть разница и невелика. В итоге, даже этого бывает мало и приходится согласиться на бОльший вес пряника и габариты. Ведь пряник без узоров, согласитесь, не пряник :) Из-за этой уступки мы, к сожалению, не можем брать их в больших количествах на конференции, слишком неудобно транспортировать.
Когда форма готова, остается только определиться, сколько будет изготовлено пряников и какого вкуса будет начинка. Наш коллектив предпочитает фруктовый :)
Кружки
Когда мы придумывали макет кружки, мы старались сделать что-то необычное, разбавляющее серые будни. Хотелось, чтобы было в ней что-то вызывающее и хулиганское, а не стандартный одинокий логотип. Кружка с рисунком внутри? Кружка-хамелеон? Может, необычная форма? Из тех вариантов, что мы рассматривали, нам ничего не подошло. Что-то выглядело уж очень бедно, у некоторых вариантов было откровенно плохое качество. Мало того, что кружку нужно довезти, хочется ведь еще, чтобы владельцу подарок прослужил долго. В итоге мы отказались от всех этих «высоких технологий» и остановились на простых металлических эмалированных кружках.
Еще на этапе рассмотрения других форматов нам пришла в голову идея, что круто было бы наполнить кружку жучками. Посыл таков: баги-то бывают везде, не только в коде, но и в жизни, но хотя бы с кодом разобраться наш продукт всегда поможет!.. Ну, да и с кружкой тоже:).
Если говорить о дизайнерских решениях, то я немного обыграла объемное пространство, сделав плавный переход к уменьшению количества багов с одной из сторон. Самого единорога я рисовала, вдохновляясь «Охотниками за привидениями» (один из моих любимейших фильмов, столько в нем драйва и рок-н-ролла). А Катя придумала классную мотивирующую надпись. В развертке макет выглядел так:
А готовая кружка выглядит так:
Больше всего мы боялись, что наличие и надписи, и картинки на кружке может выглядеть несовременно, как часто бывает на кружках с именами их владельцев или гороскопами (часто, но, конечно, не всегда), как вы думаете, мы справились с нашей задачей?
Подставка под кружку
Изначально у нас была идея создать бирдекели, т.е. подставки для пивных кружек, и у нас были некоторые интересные задумки.
Но в итоге мы решили остановиться на подставках для кружек, или, как их иначе называют – костеры. Логика проста: чай и кофе можно пить на работе, а алкоголь… ну тут зависит от компании :)
Концепт пришел довольно быстро, а вот с материалами пришлось озадачиться. Первый раз у нас раздатка такого типа. Мы испробовали и пробковые подставки, и картонные, и в разных компаниях печатались, но везде нас не радовало качество. Мы проводили краш-тесты на них, и все время они либо размокали от воды, либо с легкостью ломались в руках. В одной из компаний нам предложили неожиданный вариант – сделать костеры на резиновой основе. Мы попробовали, нам понравилось. Они легко гнутся, не скользят по столу и выглядят очень необычно, напоминая коврик для мышки.
Мы долго думали, а стоит ли дополнительно обыгрывать двусмысленность фразы «выпей чайку», хотели добавить на фон эту прекрасную морскую птичку. Но в итоге решили, что не стоит. Как вы думаете, зря?
Шоколадки
Про них особо писать смысла нет, хотя и на них мы сделали прикольные надписи. Могу сказать только, что шоколадки мы всегда возим с собой, потому что:
1) они вкусные;
2) когда на конференции в конце второго дня заканчивается еда, то многие подходят к нам за сладостями.
Офисные штучки
Статусы настроений
Катя: Первое и пока самое интересное из всей нашей раздатки – это статусы для программистов. Их я придумала, взяв за основу существующие статусы настроений, где используются разные животные, описывающие их сегодняшнее эмоциональное состояние. Как например, упрямая белка, унылый пингвин, злобный пони и т. д. И как-то раз, когда я шла утром на работу, мне пришла в голову мысль:
То есть придумать прикольные надписи, связанные с тематикой программирования и использовать наших единорогов, которые будут их отражать.
Когда я рассказала эту идею Андрею (Andrey2008), мы поняли, что это не бред какой-то, воодушевились и стали думать над надписями с картинками.
Я попросила Андрея составить некоторый список фраз, которые могут отражать радость и боль программиста и которые могли бы видеть его коллеги. А сама стала писать общие фразы, не зависящие от должности и специализации, так сказать, на каждый день. Такие, как «Я занят, зайдите завтра», «Coffee break», «Пятница» и другие. После того, как мы составили около 20 примеров, я начала подбирать к ним картинки из популярных мемов в интернете. Советовавшись, что-то мы добавляли, что-то убирали и так родилась общая картина, как это должно выглядеть.
Следующий этап – рисование единорогов. Штатного дизайнера у нас тогда еще не было, и все наши единороги были черно-белые и без голубых кофточек, как сейчас. Мы обратились к фриланс-дизайнеру, которая до этого рисовала старые версии нашего маскота. Расписали подробное ТЗ, как должен выглядеть тот или иной единорог, какая должна быть у него эмоция и пример из мема с надписью. Когда мы получили первые картинки, то были в восторге. Все единороги были очень забавные и немного чудаковатые, но мы именно это и хотели получить.
А затем была долгая работа с типографией, которая, спустя пару итераций изготовления пробных вариантов, стала очень простой и довольно быстрой. За 2 года мы заказали больше 7000 экземпляров, которые теперь радуют программистов в разных городах нашей страны и за рубежом.
Спрос рождает предложение, поэтому на одних статусах для программистов мы не остановились. К конференциям для тимлидов и тестировщиков мы подготовили специальные версии, которые отличаются надписями, некоторыми картинками и их порядком. Они тоже хорошо заходили, особенно версия для тестировщиков. За все это время наши статусы стали широко известны в узких кругах айтишников, что порой кажется, что их знают лучше, чем анализатор. Шутка, конечно. Надеемся, что шутка… :)
Однажды был забавный случай на конференции. Ко мне подошла девушка и попросила статусы для коллег, но именно версии для тестировщиков у нас уже закончились. Тогда она спросила, какие конференции мы в ближайшее время посетим и в озвученных вариантах нашлась та, где мы бы могли с ней пересечься. И вот через некоторое мы отправили нашего докладчика на эту конференцию с подарками специально для этой девушки. А еще мы кодовое слово придумали, по которому она этот презент получала. В общем, всё было серьезно :)
Вечный календарь
Другая не менее забавная штучка, которая может радовать, находясь на столе. Выглядит похоже со статусами, содержит единорогов и прикольные надписи и перелистывается. Ее мы делали уже совместно с нашим штатным дизайнером, которого мы искали в быстром темпе и на которую сразу свалилась гора работы. Прости, Галь :) В этом проекте я отвечала за креатив с надписями, а Галя за крутые картинки.
Галя: Это был один из моих самых первых проектов в компании. Помню, как я пришла на собеседование, мне задали несколько профессиональных вопросов, а после сказали, что решение будет принято по итогам тестового задания и что нужно будет нарисовать единорога. Довольно странный запрос для IT-компании, подумала я, но все же согласилась взглянуть на ТЗ и примеры, и тут было все еще более неожиданно:
Не сказать, что стилистика была мне близка, да и мальчик был мне совсем не понятен. Что он делает? Мило хихикает? Злодейски ухмыляется? Смеется своим проблемам в лицо? Что за удивительное нечто и как это применить на этого единорога?.. В итоге я сделала так, как видела эту эмоцию в двух вариантах, и второй понравился. С небольшими изменениями он стал апрельской иллюстрацией в нашем календаре. А меня взяли на работу и отправили рисовать еще 11 картинок волшебного коня, на каждый месяц, корректировать старые картинки и заодно креативить обложку.
В итоге получился календарь ничуть не хуже статусов. Он представляет собой шалашик с 3 перекидными листами, на котором содержится название месяца и дата, которая собирается из десятков и единиц. На оборотной же стороне можно увидеть совет IT-шнику, надписи которого комбинируются и составляются в зависимости от дня недели.
Он тоже здорово заходит людям, даже тем, кто не связан с IT, ведь, помимо создания настроения, он имеет полезный для офиса функционал. Только всецело такой предмет заменить своего предшественника так и не смог. Его берут, радуются, но, по сути, все равно спрашивают, можно ли взять дополнительно и статусы.
Конечно, вместе с развлекательным мерчем мы делаем еще полезные для офиса ручки, блокноты и буклеты, рассказывающие кто мы и что умеем.
Информационная раздатка
Буклет о нас
В последнем сезоне мы решили обновить наш старый буклет. В прошлом информации о продукте было много, действительно очень много, и вся она была плотненько укомплектована. Мы задались вопросом, а действительно вся ли эта информация нужна? Что именно хочет узнать о нас человек, впервые столкнувшийся с нашим анализатором?
Так появилась идея небольшого карманного путеводителя. За формат мы взяли книжку всего 12х12 см: удобно держать в руках, но крупный шрифт, информация подается постепенно и последовательно, не мешая друг другу. Стилистически эта книжка отличается от того, что было прежде: я добавила в нее акцидентный шрифт, рваные контуры у фоновых объектов, постаралась немного отойти от формального стиля.
Практически на каждом этапе создания требовались чуть ли не часовые консультации программистов, подсказывающих, какая информация действительно важная, а какой стоит уделить чуть меньше пространства и акцентов, что именно входит в тот или иной раздел и как они взаимодействую друг с другом (а понять это все и переварить – задача не из легких). Старания, как мне кажется, были не напрасны. В итоге получилась не просто брошюра для ознакомления с нашим продуктом, но и помощник для стендиста, в котором есть наглядные ответы на распространенные вопросы.
Брошюра для поиска сотрудников
А для региональных конференций у нас есть буклет, представляющий не сам анализатор, а нашу компанию с целью поиска новых сотрудников.
Когда мы его придумывали, Катя предложила в качестве формата попробовать буклет оконного типа, чтобы его было удобно быстро развернуть и увидеть всю информацию в наглядном виде. Вариант необычный, графически хотелось его обыграть по максимуму, и мы стали думать, как это сделать. Мозговой штурм был долгим, и в какой-то момент я решила пошутить (штурм на то и штурм, что можно предлагать даже самые абсурдные идеи). Пусть, говорю, посередине будет единорог-маньяк в плаще, предполагаемый соискатель открывает буклет – а он распахивает плащ! Пошутили-посмеялись, после чего Катя мне сообщила, что идея ей нравится и мы берем ее в работу.
…
В итоге пару дней я шокировала программистов референсами на своем мониторе, после чего получился вот такой рекламный буклет.
Советы
Подытожив все вышесказанное, приведем несколько советов, каким же в итоге должен быть мерч.
1. Функциональным
То, что вы дарите участникам, должно по меньшей мере использоваться ими. Блокноты, ручки, наклейки и футболки – это must have на любой конференции, если нет возможности экспериментировать и заморачиваться с новой раздаткой.
2. Вызывающим эмоции
Если на стенде что-то интересное и необычное зацепило взгляд участника, то он обязательно подойдет к вам. А если это что-то будет содержать прикольные картинки, противоречивые надписи и интересно оформлено, то успех обеспечен. Всегда приятно смотреть, как взяв в руки мерч, участник эмоционально рассказывает о нем своему коллеге, а затем тот также начинает проявлять интерес к вашей продукции и компании.
3. Узнаваемым
Несомненно, необходимо не только брендировать свою продукцию, но и рассказывать в дополнение о своей компании. Чтобы участники не только знали, ГДЕ раздают ту или иную крутую сувенирку, но и могли объяснить КТО ее раздает.
Был один наглядный пример. На одной из конференций выдавали прикольные шапки необычной формы за подписку на аккаунт в социальных сетях, которую потом не особо-то и проверяли. Все строилось на доверии. Не надо было решать никаких задачек, участвовать в конкурсах и т. д. После очередной волны участников, которая подходила к стенду, раздатка закончилась. Но при всем при этом, когда мы спрашивали у людей в этих шапках, где они их взяли и что это за компания, все отвечали, что знают место, где их можно взять, а что за компания, тем более чем она занимается, никто не сказал. На самих шапках о компании была лишь небольшая наклейка, которую естественно многие впоследствии отклеили, и мерч стал нонейм. Конечно, эти шапки выделялись и были узнаваемы на самой конференции, тем самым привлекая участников к стенду, но, работая только здесь и сейчас, они не имели никакого смысла в будущем.
Если участник на конференции или в соц.сетях говорит, что когда-то видел ваш мерч у кого-то из коллег или друзей в другой IT-компании, поэтому теперь он хочет такой же себе — значит, вы все делаете правильно и пришло время рассказать ему про то, чем вы занимаетесь, и подарить сувенир.
4. Отражающим суть, чем занимается компания
Хорошо, когда мерч полезный и красивый, но еще лучше, когда он каким-то образом связан с деятельностью компании. Опять же, если небольшая компания хочет заявить о себе, мало просто ручек и блокнотов с логотипом. Надо придумать акцент, чтобы ваша раздатка ассоциировалась с тем, чем вы занимаетесь. Возможно, надписи на наклейках, полезные советы или преимущества работы на первых страницах блокнота помогут с узнаваемостью бренда и компании.
5. Недешёвым
Что касается конференций, то в большинстве своем неискушенные участники будут не сильно разбираться, что взять у спонсоров. Если что-то можно получить просто так, почему бы и нет. Но если это что-то выглядит совсем дешево с неровными контурами, печатью, специфичным запахом и т. д., то вероятность отравиться в мусорку после более детально осмотра равна 99,9%. Поэтому не экономьте на мерче! Пусть у вас его будет меньше, но зато он будет более качественный. И если он таков, то не обесценивайте его – выдавайте только за решение задач и участие в лотереях. Так люди больше запомнят вашу компанию: несколько раз подойдут со своим решением, поговорят с вами и обрадуются еще больше, когда получат приз.
6. Массовым
Не стоит бросаться в крайности: дорого-богато, но мало, или дешево-сердито, но много. Конференция идет 2 дня? Берите столько, чтоб на эти 2 дня и хватило. Лучше часть отвезти обратно, чем раздать все в первый день и стоять с пустым стендом оставшееся время. Блокнотов, ручек, наклеек или чего-то еще, что вы привозите массово, должно хватить на всех посетителей вашего стенда. Если понятно, что раздатка закончится рано, захватите несложную, быструю игру. Она может быть логическая, настольная, на приставке – не важно. Зато у стенда постоянно будет кто-то находиться и создавать эффект толпы.
7. Личным
Когда нужно завести разговор и наладить связи с конкретным человеком, то нужно что-то большее, чем обычная раздатка для всех. Особенно приятно, когда вы персонально дарите ему что-то особенное, необходимое и относящееся к его работе. Как показала практика, это не простая задача, но если в этом направлении проделать хорошую работу, то результат не заставит себя ждать.
Заключение
Спасибо всем, кто дочитал эту статью до конца! Надеемся, нам удалось рассказать про наш путь создания разных интересных вещиц, а эта статья оказалась кому-то полезной и вдохновила на новые идеи. Встретимся на конференциях 2020 года.
Автор: Галина Брагова