На космодроме Восточный, в понедельник 16 декабря, глава Роскосмоса сообщил, что Россия может заработать на новой лунной гонке. Корпорация планирует построить посадочный модуль, задачей которого будет курсировать между орбитальной базой и поверхностью Луны. Он будет перевозить как государственные, так и коммерческие полезные нагрузки, что, в перспективе должно привести к окупаемости отечественной лунной программы.
«Мы создадим универсальный лифт, который с окололунной станции сможет посадить нагрузку по заказу партнеров» — приводит слова чиновника агенство ТАСС. Заказы от компаний, разрабатывающих эксперименты и установки для работы на поверхности должны будут полностью покрыть колоссальные расходы на реализацию проекта. Важно учитывать, что ни детали концепции ни ее примерный бюджет на назывались.
В данный момент Россия не обладает достаточным для уверенной реализации программы опытом по доставке грузов к естественному спутнику Земли. Нарабатывать его можно начать после введения в эксплуатацию ракет семейств «Ангара». Первые — модульные носители от легкого до тяжелого классов, некоторые из которых сейчас проходят испытания и должны начать регулярно летать с 2021 года.
Какие-либо элементы окололунной станции доставить можно будет после разработки ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей», однако работы по ее созданию до сих пор не сдвинулись со стадии эскизного проектирования. Ранее широко эксплуатируемый «Протон», который способен доставить к Луне несколько сотен килограмм в ближайшие годы перестанет летать.
В мае 2019 года Blue Origin уже представила нечто подобное — посадочный модуль для доставки любых коммерческих нагрузок к Луне и на ее поверхность. По словам Джеффа Безоса, главы компании, техника проходит стадию испытаний и будет полностью готова к активной фазе американского проекта по возврату астронавтов на поверхность естественного спутника Земли — 2023 году. Blue Moon способен выводить на окололунную орбиту микроспутники, а на ее поверхность доставлять роверы или стационарные платформы. Общий вес полезной нагрузки будет достигать 6,5 тонн, а в полете и некоторое время после посадки она может получать электропитание от транспортного модуля.